Основные элементы эмоциональной сферы личности

В эмоциональной сфере личности принято выделять следующие компоненты:

· базовые эмоции;

· дискретные (ситуативные) эмоции;

· чувства;

· эмоциональные состояния;

· эмоциональные свойства (черты) личности.

Базовые эмоции, вне которых формирование человека как биологического вида и личности, не представляется возможным. К классу базовых эмоций относятся интерес, удивление, радость, страдание, гнев, стыд, отвращение, презрение, вина, страх.

Интерес-возбуждение – эмоция, выступающая в качестве мотивации в развитии навыков, мышления, приобретения знаний, в целом - познавательной деятельности. Переживается как чувство захваченности и любопытства, как желание исследовать, узнать, вмешаться в события. Противоположной интересу является эмоция скуки, возникающая в ситуациях однообразия и монотонии.

Удивлениеотносится к быстропротекающей эмоции, близка к эмоции интереса, так как возникает в аналогичных ситуациях новизны и необычности. В силу того, что эта эмоция протекает очень быстро, она не может мотивировать поведение человека в течение длительного времени. Главная функция этой эмоции состоит в подготовке человека к новым и внезапным событиям, к успешным действиям.

Радость – сопровождает уверенность в себе и возникает при реализации основных личностных потребностей и способностей человека. Переживается как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, а также удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Сопровождается ощущением прилива сил и оптимизма.

Страдание – наиболее распространенная отрицательная эмоция, противоположна эмоции радости. В качестве форм страдания выступают горе и депрессия. В качестве психологических причин страдания выступают многие проблемные ситуации жизнедеятельности человека, связанные с неудовлетворением основных жизненных потребностей, мотивов, а также при утрате близких людей. Переживание страдания сопровождается унынием, упадком духа, одиночеством.

Гнев – сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствия в достижении человеком страстно желаемых целей, а также в ситуациях, ограничивающих поле самореализации. К причинам гнева также относятся личное оскорбление и унижение человека. Сила гнева, сопровождаемая приливом сил и желанием расправиться с обидчиком, зависит от степени неожиданности возникновения порождающих его причин, а также от их значимости для личности.

Стыдвозникает на фоне сравнения себя с другими (особенно значимых и авторитетных других). Отметим особенности стыда: а) переживая стыд, человек ощущает себя плохим, никчемным, беспомощным, маленьким, глупым, непривлекательным, неудачником (испытывая страстное желание исчезнуть, «провалиться сквозь землю»); б) стыд парализует работу интеллекта, сознания в целом, оказывая сильное влияние на поступки человека; в) стыд лежит в основе такого эмоционального состояния, как застенчивость; г) противоположной стыду является эмоция гордости, возникающая в ситуациях, когда человек переживает самоуважение, свою личностную значимость; д) на основе эмоций стыда и гордости у личности формируется устойчивое отношение к себе (самооценка).

Отвращение – порождает желание дистанцироваться или уничтожить объект, воспринимаемый как уродливый и омерзительный, не соответствующий нравственно-эстетическим требованиям субъекта. В качестве таковых объектов могут быть поступки, мысли и желания людей, конкретные предметы и продукты деятельности.

Презрениеблизко к эмоции отвращения. Но возникает эмоция презрения только по отношению к людям, когда их личностные качества не соответствуют нравственной и эстетической культуре субъекта. При этом он испытывает чувство превосходства, гордости и желание не общаться с презираемым лицом или группой.

Винакак эмоция возникает в ситуациях, когда человек осознает свою причастность или ответственность за какой-либо ущерб, страдания, неудачи и невзгоды других людей. При этом он испытывает не только чувство раскаяния и осуждения самого себя, но и желание искупить свою вину, объяснить свое поведение и помочь пострадавшему), т.е. взять на себя ответственность за собственные поступки. Последнее является важнейшим критерием нравственной зрелости личности.

Страхвозникает в ситуациях опасности и угрозы физическому или личностному существованию человека. Степень этой угрозы определяет интенсивность этой эмоции: она может переживаться как состояние неуверенности, тревоги, предчувствия беды, незащищенности, сильнейшего ужаса, переходящего в аффект. Есть постоянные необоснованные страхи, которые мешают нормальной жизнедеятельности человека, то есть фобии. К самой серьезной фобии, мешающей нормальной жизнедеятельности, относится агорафобия. Это боязнь открытых пространств, боязнь оказаться вне собственного дома. Люди, страдающие агорафобией, не могут выйти за покупками, водить машину, ездить на автобусе или даже просто ходить по улицам. Список возможных фобий почти бесконечен: боязнь высоты, воды, замкнутого пространства, огня и т.п. Для людей, страдающих различного рода фобиями, необходима не просто психологическая помощь, а та, которая носит профессиональный характер.

Каждый из нас имеет свой неповторимый эмоциональный склад, в основе которого лежит доминирование какой-либо из перечисленных здесь базовых эмоций или нескольких из них.

Дискретные (ситуативные) эмоции и чувства:

Дискретные (ситуативные) эмоции имеют следующие свойства: а) возникли в процессе эволюции раньше; б) присущи животным и человеку; в) привязаны к ситуациям и событиям; г) выделяют значимые ситуативные отношения; д) кратковременны; е) одна та же дискретная эмоция проявляется в разных чувствах.

Чувства–это тоже эмоции, но обладающие следующими особенностями:

· устойчивые эмоциональные образования, требующие для своего возникновения длительного времени;

· эмоционально окрашенные личностные образования, имеющие ярко выраженный предметный характер: человек не может переживать чувство вообще, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. В этом кроется принципиальное отличие чувств от ситуативных эмоций: ситуации всегда кратковременны, а предметы, входящие в них, остаются стабильными и практически неизменными;

· эмоциональные образования, возникающие на основе обобщения и суммации значимых эмоциональных переживаний и ситуативных эмоций;

· глубоко интимные личностные образования, лежащие в основе Я-концепции, самооценки и самоуважения, поэтому чувства можно определить как эмоциональную основу личностию.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод о том, что чувства – это эмоциональная установка личности, программа её эмоционального реагирования на определенные явления при их восприятии и представлении. Ситуативные эмоции выстраивают поведение личности в настоящий момент времени, «здесь и сейчас», а чувства направляют её деятельность в течение длительного периода времени, иногда в течение всей жизни.

Наши рекомендации