Предмет и задачи социальной психологии на современном этапе

Задачи:

1. Выработка практических рекомендаций полученных в ходе прикладных исследований;

2. Достраивание своего собственного здания, как целостной системы научного знания;

3. Задача корректных отношений к зарубежной социальной психологии, ее теоретическим концепциям, методам и результатам;

4. Тщательная проработка проблемы прикладного исследования.

Социальная психология - изучение закономерности поведения и деятель людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологичссю.' характеристик этих групп.

Объекты изучения - малые и большие группы (семья - нация). Как наука. социальная психология определилась в 1908 году в Америке, а в России в 60-х гг. Дискуссия о предмете социальной психологии и ее границ.

1. 20-е годы. Челпанов делил психологию на: 1) социальную психологию - должна разрабатываться в рамках марксизма; 2) собственно психологию - эмпирическая наука независимо от мировоззрения.Артемов делит психологию на психолога;:о индивида и психологию коллектива.Корнилов: задача социальной психолог им измерение субъектов, силы, коллективных реакций на раздражителя. Бехтерев отрасль рефлексологии - «коллективная рефлексология, которая изучает поведение коллектива, личности в нем.Выготский: предмет социальной психологии психика отдельного лица. Сравнивает «социальную психологию» и «коллективную психологию».

2. Конец 50-х - начало 60-х. Выделяется 3 основных подхода к предмету соста.ьно^ психологии:

· «Массовидные явления психики» (социологи).

· Личность в группе (т.е. что с ней происходит при взаимодействии -психологи;

· Массовые психические процессы и положения личности в группе. Границы социальной психологии.

1) социальная психология - это часть социологии;

2) социальная психология - это часть психологии;

3) социальная психология - наука, которая располагается на стык: психологии и социологии;

4) социальная психология захватывает «ничью землю» - область, находящуюся между.

Проблемами социальной психологии являются личность в группе, психические характеристики массовых социальных процессов и больших групп, проблема обшгним, Динамика развития межличностных отношений в группе; Сама природа совместной деятельности людей в группе;

Форма складывающегося общения и взаимодействия;

Как конкретно действует личность в различных реальных группах. Все это является задачами социальной психологии. «Задачи для социальной психологии задает общество, оно диктует социальной психологии проблемы) Московиси.

Понятие девиантного поведения, его критерии и виды.

Д.П. – это система поступков или отдельные поступки человека не соответствующие правовым, моральным, нравственным и эстетическим нормам принятым в том или ином обществе.

Критерии Д.П. – вводится понятие – норма.

Биологический уровень – норма – это состояние здоровья человека, здоровье – не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического и психического комфорта личности.

Психологический уровень – норма – это гармоничная личность (конкордантная)

Понятие нормы ввел Кон. Гармоничная личность–у которой равновеликовыражены все личностные тенденции.

Поведенческий уровень (уровень деятельности) – норма – это явления группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия. Соответствие поступков человека требованиям референтной группы.

Критерии Д.П.

Любое отклонение от общепринятых нормативов поведения, причинами которого могут стать как биологические факторы (болезни), акцентуации индивидуально-личностных особенностей, а также нарушения в системе воспитания.

Социальные критерии – правовые нормы, нравственные, эстетические нормы.

Правовые нормы – наказание при их нарушении и оформление в виде законов.

Нравственные и эстетические нормы – строго не регламентированы и при их нарушении возможно лишь общественное неодобрение и непонимание

Нормы сексуального поведения – выделяются отдельно, которые выделяются повышенной значимостью. Эти нормы имеют отношение и к правовым вопросам (институт брака и семьи), свод эстетических, моральных правил.

Типы Д.П.

1. Делинквентное поведение – это отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, часто представляющее уголовно наказуемое деяние. Криминальное поведение. Преступления и проступки (отсутствие общественной опасности). Проступки связаны с нарушением воспитательного процесса. Могут быть вызваны аффектом – отличаются отсутствием этапа прогноза поведения.

2. Аддиктивное поведение – характеризуется стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения психического состояния. Есть две формы реализации таких личностей – изменить требования окружающей среды таким образом, чтобы была возможность поддерживать эти эмоции; применение психоактивных веществ (изменения на уровне медиаторов).

Особенности личности аддиктивного типа:

· Снижение уровня приспособляемости к нормальной жизни;

· Хорошая переносимость риска;

· Скрытый комплекс неполноценности с проявлением внешнего превосходства;

· Внешняя социабельность и страх перед стойкими контактами;

· Склонность к лживости;

· Стремление обвинить других;

· Стремление уходить от ответственности;

· Стереотипность поведения;

· Зависимость и тревожность.

Противоположным аддиктивному типу является обыватель.

1. Патохарактерологическое поведение – обусловлено патологическими изменениями характера, сформировавшееся в процессе развития и воспитания личности. Относятся лица с акцентуациями характера, страдающие личностными расстройствами (психопатия – это наследственная или приобретенная в течение первого года жизни патология характера).

2. Психопатологический тип Д.П. – базируется на психопатологических симптомах и синдромах, которые являются проявлениями тех или иных психических заболеваний.

3. Девиации, обусловленные гиперспособностями человека, одаренным тяжело в быту, по-другому относятся к людям.

Наши рекомендации