Q А можно увидеть симптомы дефицита зрительного внимания при предъявлении одного объекта?
Да, если этот объект состоит из нескольких частей, деталей. Больной может не заметить некоторые из них. Подобный дефицит внимания лежит в основе некоторых ошибок опознания предметных изображений.
Но продолжим наш рассказ о модально-специфических нарушениях внимания. Они могут проявляться и в слуховой модальности при одновременном предъявлении в оба уха разных звуков или слов. Больной не замечает стимулы, предъявляемые в ухо, контралатеральное очагу поражения в корковых или подкорковых звеньях слуховой системы (Симерницкая, 1978; 1985).
Тактильное невнимание, возникающее при поражениях теменных отделов мозга, отчетливо выявляется при выполнении больными разных вариантов проб Тойбера или проб, с помощью которых исследуется «схема тела». Мы подробно описали подобные нарушения в главе, посвященной методам изучения тактильного восприятия.
Существует и двигательное невнимание. По мнению ряда авторов, оно наиболее ярко проявляется при особой нагрузке на двигательный анализатор, при увеличении объема движений (то есть в тех случаях, когда движение включает несколько си-мультанно реализуемых компонентов, выполнение каждого из которых нужно контролировать). Это прежде всего двуручные движения, например, реципрокная координация или асимметричные постукивания.
Q Вы сказали о контроле. Представляется, что он очень близок к вниманию. Это действительно так?
Мы думаем, что правильнее все же говорить о близости произвольного внимания и контроля как в отношении их роли в структуре психической деятельности, так и в отношении морфо-функционального субстрата этих процессов, которым являются лобные доли мозга. Однако механически отождествлять их нельзя.
Рекомендуемая литература
Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 187-253.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 186-216,254-273.
Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы / Составители Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. — М.: Генезис, 2010. Листы 29-33.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб.: ЛЕНАТО, 1998. С. 34-44.
Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. — М.: Изд-во Моск. унта, 1978.
Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Хамская Е.Д. Мозг и активация. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
Хомская ЕД. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 173— 185.
Глава 11 РЕЧЬ
Речь является не только важной, но и очень сложной психической функцией. Существует много видов речи: устная, письменная, внутренняя; устная речь, в свою очередь, может быть экспрессивной и импрессивной. Устная экспрессивная речь также имеет несколько форм — спонтанную, автоматизированную, рядовую и др. Письменная речь включает в себя письмо и чтение Щветкова, 1985). Для исследования разных видов речи существуют специальные задания. Нейропсихолог оценивает речь больного, не только разговаривая с ним, он смотрит и на то, как больной повторяет, пишет, читает, называет числовой ряд, дни недели и т.п.
Возникают нарушения речи (афазии) при поражении речевых зон коры левого полушария мозга.
q Существуют ли особые пробы и стимулы для диагностики каждой формы нарушений речи? Или одни и те же задания можно применять для диагностики разных форм афазий?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Одни и те же стимулы можно использовать для оценки нарушения речевой деятельности при разных формах афазии. Однако задачи, которые ставятся перед больным, должны быть такими, чтобы нейропсихолог мог фиксировать первичные (центральные) и вторичные симптомы определенной афазии. Эти задачи основываются на представлениях об афазии как комплексном нарушении, поскольку в большинстве афазий, как правило, «заложено» несколько факторов, поломка которых и приводит к своеобразному, многоуровневому речевому дефекту.
q А в каких литературных источниках содержится описание подобных заданий?
Их очень много! Нет смысла стараться сейчас перечислить все. Но мы можем порекомендовать вам те фундаментальные работы, знакомство с которыми поможет получить необходимые ориентиры в обширном диапазоне методик исследования речевых функций. Это монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1962) и «Основы нейролингвистики» (1975); учебные пособия Л.С. Цветковой «Нейропсихологическая реабилитация больных» (1985), «Афазия и восстановительное обучение» (1988) и «Мозг и интеллект» (1995); «Методика оценки речи при афазии» Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой (1981).
А теперь давайте поговорим об основных пробах, с помощью которых можно исследовать речь. Начнем с проб на экспрессивную речь. К ним относятся повторение звуков, слогов, слов, предложений; называние предметов, действий с опорой на картинку; составление фраз и рассказов по картинкам, а также диалог на определенную тему.
q Вы уже назвали множество проб. Нужно ли применять их все или можно ограничиться несколькими? Чем руководствоваться при выборе?
В зависимости от вида предполагаемой у больного афазии и от степени тяжести речевого дефекта психолог проводит либо все пробы, либо выбирает некоторые из перечисленных.