Синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания - это, прежде всего, проблема поддержания внимания, концентрации и настойчивости в достижении результата. Ребенок с синдромом дефицита внимания часто бывает импульсивным и чрезмерно активным. Дошкольники с синдромом дефицита внимания, как правило, беспокойны, им трудно общаться и взаимодействовать с окружающими, они плохо ведут себя. Для старших детей типична непоседливость; они непрерывно двигают ногами, руками, говорят без умолку, забывчивы и дезорганизованы, хотя обычно неагрессивны. Примерно у 20% детей с синдромом дефицита внимания отмечаются трудности с обучением и приблизительно 90% не успевают в школе. У 40% ко времени полового созревания выявляются депрессия, тревожность и склонность действовать «назло». Приблизительно 60% маленьких детей имеют такие нарушения, как вспышки гнева; дети старшего возраста неустойчивы к жизненным трудностям. Хотя импульсивность и гиперактивность имеют тенденцию уменьшаться с возрастом, невнимательность и связанные с ней симптомы могут сохраняться и у взрослого человека. У детей с синдромом дефицита внимания проблемы обычно не проходят с возрастом. К нарушениям, которые появляются или сохраняются в подростковом периоде и взрослой жизни, относятся академическая неуспеваемость, низкая самооценка, тревога, депрессия и трудности с социальной адаптацией. Люди, имеющие синдром дефицита внимания, лучше приспосабливаются к работе, чем к учебе и связанными с ней ситуациями. Если синдром дефицита внимания оставить без лечения, риск алкоголизма, наркомании и самоубийств у людей с данным расстройством оказывается высоким.

Понятие воли. Волевой акт.

Понятие воли.

Во-первых, воля - общее, что побуждает к любому действию, то есть осознаваемое желание. (Необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал: «Это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; ... желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей») Во-вторых, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. В третьих, воля - это то, для чего нет точного определения. «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели...». Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления.

Волевой акт.

Волевой акт начинается с импульса и предварительного представления о цели, с определения цели, продолжается борьбой мотивов (желаний), решимостью и заканчивается решением. Заключительным актом являет­ся исполнение (деятельность в собственном смысле слова, действие). Следовательно, вплоть до решения речь идет о подготовительном периоде, а во второй фазе – о реализации, осуществлении решения пу­тем действия, о преодолении препятствий с целью реализации задуман­ной цели, представления о цели. Желание, борьба мотивов является «проникновением личности в си­туацию с неколькими возможными действиями», между которыми вы­бирается решение. Решением достичь определенной конкретной цели за­канчивается этот динамически избирательный процесс принятия реше­ния.

Диагностика воли. Развитие воли.

Диагностика воли.

Первые попытки создания способа диагностики волевых процессов были предприняты в начале ХХ века Н. Ахом (N. Ach). Предложенный им способ позволял оценить способность к произвольной регуляции психических процессов, управляющих действием. В основу способа была положена оценка способности к переключению между психическими процессами, что осуществлялось в три этапа: испытуемый заучивал определенные последовательности слогов, затем его просили воспроизводить слоги в определенном порядке, в ходе эксперимента инструкция менялась, ошибки фиксировались. По мнению Н. Аха количество ошибок в опыте могло быть интерпретировано в качестве показателя общей способности к произвольной регуляции. Однако, способ, предложенный Н. Ахом, отличался парциальностью оценки (невозможность оценить мотивы, эмоциональные реакции, прогноз), его реализация занимала продолжительное время (около 7 дней на каждого испытуемого), а теоретические предпосылки представлялись весьма спорными.

Ряд способов оценки волевых процессов был предложен К. Левином (K. Lewin). Он несколько модифицировал методику Н. Аха, а также пытался оценить влияние мотивации и эмоциональных реакций, предлагая слоги для заучивания с разным числом повторений. Число повторений зависело от предполагаемого эмоционального “заряда”, которым обладало заучиваемое слово или слог. Ряд других способов, предложенных К. Левином (исследования полевого поведения) не нашли практического применения, хотя имели значение для развития психологической концепции воли

Развитие воли.

Развивать волю - святое тело, но если у вас нет для этого базы, займитесь не развитием воли, а подготовьте для этого основу. Сюда включается:

-Душевное здоровье. Психически здоровы почти все, адушевного здоровья не хватает многим. Учите себяпозитиву и тренируйте спокойное присутствие. Со временем это сформирует вам гораздо большуювыдержку и владение собой.

-Снятие страхов. Воля блокируется страхами, поэтому одно из направлений развития воли - снятие страхов. Смотри Работа со страхом

-Нет - позиции Жертвы. Воля и позиция Жертвы - две вещи несовместимые. Отучай себя от этой дурной привычки. Изучи Словарь Жертвы и прими правильные решения. Исключи из речи (внешней и внутренней) оправдания как основание для того, чтобы что-то не делать.

Если же вы приняли решение - вперед! Развивать волю - дело не быстрое, но вполне реальное. Чтобы сделать из себя суперволевого человека, возможно, нужен отдельныйталант, но просто укрепить свою волю, стать в достаточной мере волевым человеком - может каждый. Воля развивается в спорте под началом хорошего тренера и в армии под командами безжалостного сержанта. Развитие воли происходит так же, как и развитие физической силы - через обычную тренировку.

Сказал - сделал. Принял решение - выполнил. А если человек день за днем упражнялся в лени, он станет ленивым, а не волевым.

Воля - это навык и привычка, а значит, вырабатывается в процессе долгого повторения волевых усилий. Недостаточно один раз сходить на тренировку по карате, чтобы развить волю. Лень и воля всегда бьются за власть: кого из них больше, кто сильнее - тот и рулит, а второму остается только помалкивать. Сила воли или лени определяется количеством уступок тому или другому, причем потенциально лени достается всегда больше очков.

Наши рекомендации