Задание 1. Дискуссия «Отношение медиков к психологии. Анализ причин предубеждений»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ С КУРСОМ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Н.Н. Осипова
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ
Издание одобрено и рекомендовано к печати
Центральным методическим советом
Смоленской государственной медицинской академии
СМОЛЕНСК 2011
УДК
ББК
Рецензенты: Сонин Валерий Абрамович - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Смоленского государственного университета
Автор: Осипова Н.Н.
Практикум по психологии: учебное пособие / Осипова Н.Н. – Смоленск: СГМА, 2011. - 91 с.
Практикум по психологии предназначен для студентов 1 курса лечебного и педиатрического факультетов медицинской академии. В практикуме представлены материалы для самостоятельной работы студентов, типовые задачи, элементы психологических тренингов, тесты для исследования когнитивных, эмоциональных процессов, профессионально значимых личностных характеристик.
Учебное пособие рекомендовано Центральным методическим советом ГОУ ВПО СГМА Росздрава № ________ «___» ____________ 20__ г.
(протокола) (дата заседания)
ББК
УДК
ISBN_____ © Автор Н.Н. Осипова, 2011
© ГОУ ВПО СГМА Росздрава, 2011
Тема 1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины. Современные психологические школы. Методы исследования в психологии.
Цель и задачи:получить представление о месте психологии в системе гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Показать связь психологии с медициной в контексте субъектных взаимодействий в системе «врач-больной», а также психологического сопровождения лечебно-диагностического процесса. Ознакомить с основными психологическими направлениями, показать связь с психотерапией. Рассмотреть методы исследования в психологии.
Основные понятия:психология, психика, психоанализ, бихевиоризм, сознание, деятельность, рефлексия, наблюдение, проекция.
Вопросы к занятию:
- Основные этапы становления психологии как науки. Задачи и проблемы современной психологии. Психологические направления и школы в зарубежной психологии (психоанализ, гештальт-психология, бихевиоризм, гуманистическая психология).
- Вклад отечественных ученых в изучение психики человека. Концепция единства сознания и деятельности.
- Возможности и необходимость совместной работы врача и психолога. Психологическая компетентность врача.
- Методы психологического исследования. Возможности использования психологической диагностики в медицине.
Классики говорят, что….
«...медицина не техника, где доминируют точные науки – физика, математика, кибернетика, которые не являются основами логических операций врача. Эти операции, как и самое исследование, особо сложны потому, что на больничной кровати лежит не абстрактная болезнь, а конкретный больной, то есть всегда какое-то индивидуальной преломление болезни... в индивидуальном факторе и коренится основная, наиболее объективная причина врачебных ошибок и никакое руководство, никакой опыт не в состоянии гарантировать абсолютную безошибочность мыслей и действий врача, хотя, как идеал, это остается нашим девизом».
И.В. Давыдовский
«Теперь ты изучил болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной тебя испытал, и знает каков ты...»
М.Я. Мудров
«Нет нужды объяснять, в каком тяжелом положении находится врач, к которому не имеют доверия больные; еще тяжелее положение больного, вынужденного лечиться у врача, если последний единственный в данной местности, к которому нет доверия».
Г.В. Захарьин
«... специалист, устремленный на определенный орган, не только не видит пациента в целом, он не видит и медицины в целом, он не хочет знать и проблем в целом».
Н.В. Эльштейн (д.м.н, профессор, автор книги «Диалог о медицине»)
«У нее один шанс... Ну, скажем, против десяти... и то, если она сама захочет жить. Вся наша фармакология теряет смысл, когда люди начинают действовать в интересах гробовщика».
О. Генри (из новеллы «Последний лист»)
Задание 1. Дискуссия «Отношение медиков к психологии. Анализ причин предубеждений».
«И. Харди говорит о «психологической скотоме» медицинских работников, которые не принимают во внимание психическую жизнь больного и в своих рассуждениях останавливаются на уровне вегетативной нервной системы. Он приводит некоторые причины предубеждения медицинских работников против психологии:
1. Традиционное преобладание физических, химических, патолого-анатомических знаний, которые они считают решающими.
2. Существенным они считают лишь то, что можно надежно зарегистрировать органами чувств: идеальным образцом, например, является рентгеновский снимок кости.
3. Видимые физические признаки всегда скорее вели людей к тому, чтобы они обратились к врачу.
4. Эти тенденции особенно поощряются в век технического прогресса.
5. Понятие «болезнь» у врача скорее совпадает с представлением органических данных, а не с нарушением функции.
6. В подготовке врачей и медицинских сестер психологическое и психиатрическое образование не находится не должной высоте, что в большей или меньшей степени относится и к дальнейшему повышению квалификации в процессе работы.