Учащихся класса школы

Уровень Количество человек
самочувствие активность настроение
Низкий      
Средний      
Высокий      
  Среднее значение      

Охарактеризуйте особенности психоэмоционального состояния данного класса и отдельных учеников.

3. Укажите причины неблагополучного эмоционального состояния отдельных учащихся (группы).

4. На основе полученных данных дайте психолого-педагогические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния группы (при необходимости) и отдельных учащихся.

Методика 2. Шкала самооценки тревожности (Ч.Д.Спилбергер)

Методика разработана Ч.Д.Спилбергером (США), на русский язык адаптирована Ю.Л.Ханиным.

Цель.Изучение ситуативной (как состояние) и личностной (как личностное свойство) тревожности.

Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих ситуативную (СТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. Ситуативная тревожность (тревога) определяет уровня тревожности в данный момент и характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в конкретной ситуации. Личностная тревожность является устойчивым качеством человека и характеризует склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности.

Процедура тестирования.Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности суждения.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Цифры справа означают: «I» ‑ нет, это совсем не так; «2» ‑ пожалуй, так; «З» ‑ верно; «4» ‑ совершенно верно».

Фамилия, имя________________________ класс_________ дата_________

№ п/п Суждение Ответы
нет, это не так пожалуй, так верно совершенно верно
Я спокоен
Мне ничто не угрожает
Я нахожусь в напряжении
Я внутренне скован
Я чувствую себя свободно
Я расстроен
Меня волнуют возможные неудачи
Я ощущаю душевный покой
Я встревожен
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
Я уверен в себе
Я нервничаю
Я не нахожу себе места
Я взвинчен
Я не чувствую скованности, напряженности
Я доволен
Я озабочен
Я слишком возбужден, и мне не по себе
Мне радостно
Мне приятно

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция:«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Цифры справа означают: «I» ‑ почти никогда; «2» ‑ иногда; «З» ‑ часто; «4» ‑ почти всегда.

№ п/п Суждение Ответы
никогда почти никогда часто почти всегда
У меня бывает приподнятое настроение
Я бываю раздражительным
Я легко могу расстроиться
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
Я чувствую прилив сил, желание работать
Я спокоен, хладнокровен и собран
Меня тревожат возможные трудности
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я бываю вполне счастлив
Я все принимаю близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Я чувствую себя беззащитным
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
У меня бывает хандра
Я бываю доволен
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Бывает, что я чувствую себя неудачником
Я уравновешенный человек
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов. Показатели ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) подсчитываются в соответствии с ключом.

Дешифратор (ключ)

№№ Ситуативная тревожность   №№ Личностная тревожность
п/п Ответы   п/п Ответы
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 СТ =   1 ЛТ =

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов ‑ низкая,

31-44 балла ‑ умеренная,

45 и более ‑ высокая.

Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.

Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. Лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности, повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Анализ и интерпретация результатов.На основе анализа индивидуальных данных:

1. Выявите индивидуальные показатели тревожности каждого испытуемого и занесите в таблицу:

Наши рекомендации