Учащихся класса школы
№ | Уровень | Количество человек | ||
самочувствие | активность | настроение | ||
Низкий | ||||
Средний | ||||
Высокий | ||||
Среднее значение |
Охарактеризуйте особенности психоэмоционального состояния данного класса и отдельных учеников.
3. Укажите причины неблагополучного эмоционального состояния отдельных учащихся (группы).
4. На основе полученных данных дайте психолого-педагогические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния группы (при необходимости) и отдельных учащихся.
Методика 2. Шкала самооценки тревожности (Ч.Д.Спилбергер)
Методика разработана Ч.Д.Спилбергером (США), на русский язык адаптирована Ю.Л.Ханиным.
Цель.Изучение ситуативной (как состояние) и личностной (как личностное свойство) тревожности.
Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих ситуативную (СТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. Ситуативная тревожность (тревога) определяет уровня тревожности в данный момент и характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в конкретной ситуации. Личностная тревожность является устойчивым качеством человека и характеризует склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности.
Процедура тестирования.Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности суждения.
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Цифры справа означают: «I» ‑ нет, это совсем не так; «2» ‑ пожалуй, так; «З» ‑ верно; «4» ‑ совершенно верно».
Фамилия, имя________________________ класс_________ дата_________
№ п/п | Суждение | Ответы | |||
нет, это не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно | ||
Я спокоен | |||||
Мне ничто не угрожает | |||||
Я нахожусь в напряжении | |||||
Я внутренне скован | |||||
Я чувствую себя свободно | |||||
Я расстроен | |||||
Меня волнуют возможные неудачи | |||||
Я ощущаю душевный покой | |||||
Я встревожен | |||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||
Я уверен в себе | |||||
Я нервничаю | |||||
Я не нахожу себе места | |||||
Я взвинчен | |||||
Я не чувствую скованности, напряженности | |||||
Я доволен | |||||
Я озабочен | |||||
Я слишком возбужден, и мне не по себе | |||||
Мне радостно | |||||
Мне приятно |
Шкала личностной тревожности (ЛТ)
Инструкция:«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Цифры справа означают: «I» ‑ почти никогда; «2» ‑ иногда; «З» ‑ часто; «4» ‑ почти всегда.
№ п/п | Суждение | Ответы | |||
никогда | почти никогда | часто | почти всегда | ||
У меня бывает приподнятое настроение | |||||
Я бываю раздражительным | |||||
Я легко могу расстроиться | |||||
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | |||||
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | |||||
Я чувствую прилив сил, желание работать | |||||
Я спокоен, хладнокровен и собран | |||||
Меня тревожат возможные трудности | |||||
Я слишком переживаю из-за пустяков | |||||
Я бываю вполне счастлив | |||||
Я все принимаю близко к сердцу | |||||
Мне не хватает уверенности в себе | |||||
Я чувствую себя беззащитным | |||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | |||||
У меня бывает хандра | |||||
Я бываю доволен | |||||
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | |||||
Бывает, что я чувствую себя неудачником | |||||
Я уравновешенный человек | |||||
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Обработка результатов. Показатели ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) подсчитываются в соответствии с ключом.
Дешифратор (ключ)
№№ | Ситуативная тревожность | №№ | Личностная тревожность | |||||||
п/п | Ответы | п/п | Ответы | |||||||
∑1 СТ = | ∑1 ЛТ = |
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
до 30 баллов ‑ низкая,
31-44 балла ‑ умеренная,
45 и более ‑ высокая.
Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.
Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. Лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности, повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Анализ и интерпретация результатов.На основе анализа индивидуальных данных:
1. Выявите индивидуальные показатели тревожности каждого испытуемого и занесите в таблицу: