Преодолению задержки психического развития у детей и подростков
Комплексное проведение медико-педагогических мероприятии, направленных на профилактику и коррекцию отклонений в психофизическом развитии детей с задержкой психического развития, включает:
а) раннюю диагностику задержки психического развития у ребенка,
б ) тщательное изучение состояния познавательных способностей детей с ЗПР, общего состояния их здоровья и потенциальных возможностей их развития (с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка);
в) проведение коррекционно-воспитательной работы, направленной на максимальное развитие познавательных возможностей детей и обогащения их практического опыта;
г) лечебно-оздоровительные мероприятия.
Далее в практической части пособия представлены: эволю-ционно-диагностическая карта на ребенка с ЗПР, представляющая собой программу психолого-педагогического изучения с задержками в развитии и содержание психолого-педагогиеской, характеристики ребенка (подростка) с ЗПР, составляемой данным психолого-педагогического обследования.
VI. 3.1 Диагностико-эволюционная карта ребенка с задержкой психического развития*
I. Данные о ребенке
Фамилия, имя ребенка_ ____
Дата рождения_________Домашний телефон_______________
(дата) |
Посещает группу______________ с (номенклатура группы)
1.1 Сведения о семье
Мать /Ф.И.О., образование, место работы, должность_________________
Отец /Ф.И.О., образование, место работы, должность_________________
Состав семьи, в которой воспитывается ребенок___________________
Заболевания у родителей и других родственников
ребенка (аллергические заболевания, эндокринные нарушения,
эпилепсия, алкоголизм, пороки развития, нарушения речи и др.). __________________________
Родители проживают совместно (разведены / когда, указать, сколько лет было ребенку)___________ _________________
Наличие левшества у членов семьи______________________
Психические травмы во время беременности____________
Роды (в срок, преждевременные, стремительные, затяжные, переношенные)___________
При родах были применены: стимуляция родовой деятельности, вакуум-экстракция, наложение щипцов, кесарево сечение ребенок закричал сразу / нет, были ли судороги_______________________
Патология периода новорожденности (асфиксия новорожденного, гипоксия, родовая травма, гематома на голове; на который день ребенка приложили к груди и др.)
Заболевания на 1-м году жизни (в том числе: дизентерия, Пневмония и др.)____________________________
Острые респираторные заболевания (до 3-х лет)
более 6 раз в год________________________ ______________
менее 6 раз в год_________________________ _____________
Детские инфекции (указать возраст) / ветряная оспа, корь, скарлатина, краснуха, коклюш, менингит, менингоэнцефалит, и др.)________________
1.3 Состояние сенсорных функций
Состояние зрения________________________________
Состояние слуха_
1.4 Состояние лорорганов(гипертрофия небных миндалин, аденоидит); хронический тонзиллит_______________________
].2 Анамнез
Возраст матери во время беременности_________________
Какая по счету беременность______роды______________ исход предыдущих родов_____________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз 1/11 половины беременности, повышение АД, хроническая внутриутробная гипоксия, инфекционные заболевания / грипп, краснуха, повторные ОРВИ и др./), резус-конфликт, травмы лода)______
Наличие физических дефектов___________________________
Травмы головы __ ____
1.7 судороги(возраст появления , частота, причины)___________________
1.8 Энурез__________________
1.9 Состоит ли на учете у врача(у какого специалиста, с какого возраста, с каким диагнозом)
Группа здоровья____________________________
2. Данные психолого-педагогического обследования | ||||
Сроки проведения | сентябрь | январь | май | |
1. Уровень развития основных познавательных процессов | ||||
I. Восприятие | ||||
зрительное | 1. Цвет а) дай такой же б) дай красный / синий, зеленый, желтый / (название предмета) в) назови цвет | |||
2. Форма а) дай такой же б) дай круглый / овальный, треугольный /(...) в) назови форму | ||||
3. Что нарисовано? ( картинки с "зашумленным" фоном: елка, пирамидка, кошка, собака, белка, заяц ) | ||||
4. Узнай предмет по его части ( стол, автомобиль, молоток, петух и др. ) | ||||
Такт ил ь-ное( сте-реогноз ) | 1. Узнай предмет на ощупь (мяч, пирамидка, машинка, кукла и др.) | |||
2. Определение фактуры предметов | ||||
3. Узнавание объемных форм (шар, куб) и плоскостных фигур | ||||
Слуховое восприятие | 1. Ориентировка в бытовых шумах | |||
2. Определение направления звукового сигнала | ||||
3. Соотнесение шума (звуков) с определенной ситуацией | ||||
4. Воспроизведение ритма (от-стукивание по заданию: •••, •• , • |