IV. I Тестовая методика обследования для определения уровня интеллектуального развития детей 7-9 лет

Рекомендуется для обследования детей младшего школьного возраста в психолого-медико-педагогических консилиумах, а также детей, поступающих в школу. Данный вариант методики предложен проф. И.Ю. Левченко (2000).  

Данный тест состоит из четырех разделов (субтестов), вклю­чающих вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов общеобразовательной школы.

Порядковый № субтеста   Задачи исследования  
I   Исследование способности дифференцировать сущест­венные признаки предметов и отвлечения от несуществен ных признаков; выявление запаса знаний и представлений  
II   Выявление сформированное™ операций обобщения '] отвлечения, способности выделять существенные призна­ки предметов и явлений. __,  
III   Исследование способности устанавливать логически^ связи и отношения между понятиями.  
IV   Выявление сформированное™ умения делать обобщения и формулировать умозаключения. ^  

Лучше всего проводить данный текст с испытуемым индивидуально.

Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход рассуждений обследуемого ребенка при помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок (при условии падения грамотой ) читает одновременно про себя.

Текст методики.

Субтест I. Предлагаемое задание: "Выбери одно из слов, заключен­ных в скобки, которым можно закончить данное предложение."

1 у сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2 В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень ).

3 В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4 Один из месяцев зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

6. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

1. Столица России - это... (Париж, Лондон, Москва, Варшава, София).

Субтест II: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить.» Предлагаемые слова:

тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиажа;

река, озеро, море, мост, болото;

куша, медвежонок, песок, мяч, лопатка;

Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса;

тополь, береза, орешник, липа, осина;

Иван, Петр, Нестеров, Макар. Андрей;

курица, петух, лебедь, гусь, индюк;

веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный;

окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат;

число, деление, вычитание, сложение, умножение; *

Субтест 111. Задание: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи Ме*ду собой (например, лес / деревья). Справа - одно слово над чертой Например, библиотека) и пять слов под чертой (сад, двор, город, те-тР. книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, кото-связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это Делано в первой паре слов: лес /деревья. Примеры: Лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, КНИГИ;

Бежать / стоять = кричим, / молчать, ползать. шуметь, звать, плакать. Значит, тебе нужно установить, какая связь существует между словами слева, а затем - справа.»Предлагаемые слова:

(1) огурец _ ______георгин____________

овощ

сорняк, роса, садик, цветок, земля

(2) учитель __________врач_____________ ____

ученик кочки, больные, палата, больной, термометр

(3) огород __________сад_______________________

морковь забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

(4) _______птица______________________

клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

_____________ сапог
________ чулки, подошва, кожа, нога, щетка

(5)

(6) темныйсветлый ________________ мокрый_______________________

солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

(7) часы _________термометр_________________ ____

(8) машина мотор

время стекло, температура, кровать, больной, врач

________лодка_____________

река, моряк, болото, парус, волна

(9) __________игла________ ________

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

(10) стол__ ___________ стул _________

скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

Субтест IV. Инструкция: «Эти пары слов можно обозначить одним названием, например:

брюки, платье... - «одежда»; треугольник, квадрат... - «фигура».

Предлагаемое задание: «Придумай название к каждой паре»: (1) метла, лопата... (2) окунь, карась... (3) лето, зима.--(4) огурец, помидор... (5) сирень, шиповник... (6) шкаф, диван... (7) день, ночь... (8) слон, муравей... (9) июнь, июль... (Ю) дерево, ц# ток...

Оценка и интерпретация результатов

Субтест 1.

Если ребенок дает правильный ответ на первое задание, обследую-ий спрашивает: «А почему не шнурок?» При правильном объяснении ненка оценка равняется 1 баллу, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ оиибочный, используется помощь, состоящая в том, что ребенку пред-лагается придумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помошь)- Правильный ответ после второй попытки оценивается в 0,5 балла, Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «•сегда», что важно для правильного решения 5 и 6-й проб этого суб­геста. При решении других проб субтеста I уточняющие вопросы не задаются.

Субтест II.

Если ответ на первое задание правильный, обследующий уточ-шет: «Почему ты выбрал это слово?» При правильном объяснении выполнение здания оценивается в 1 балл, при ошибочном - 0,5 бал­ла. Если ребенок дал ошибочный ответ, ему оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится оценка 0,5 балла. При предъявлении 7, 9 и 10-й проб дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обоб­щения, используемый при решении предложенного задания. При предъявлении 8-й пробы субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически установлено, что если ребенок пра­вильно решает задачу этой пробы, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

Субтест III.

Правильный ответ оценивается в 1 балл, ответ после второй ПОПЫТ»

ки в 0,5 балла.

Субтест IV.

При неправильном ответе обследуемому предлагается по-думать еще. Оценки аналогичны приведенным выше. При решении заданий субтестов III и IV уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждою ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдель­ных субтестов и общая балльная оценка за четыре субтеста. Макси

мальное количество баллов, которое может набрать обследуемый а Решение всех заданий - 40 (100% успешности); кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за вы­полнение проб при второй попытке. Увеличение числа правильных ответов после того, как обследующий предлагает ребенку подумать еще, можем указывать на недостаточный уровень сформированности произвольного внимания, импульсивность действий (ответов) ребенка. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, имеющий определенное значение для решения вопроса о том, к какой из групп детей с задержкой психического развития относится обследуемый.

Оценка успешности (Оу) решения словесных субтестов определяет ся по формуле: X 100'%, =40

ОУ

где X - сумма баллов, полученных обследуемым. Для оценки успешности выполнения заданий теста рекомендуете)! использовать установленнуе в ходе апробации теста дифференцирован­ные уровни выполнения задания, определяемые по суммарной балльной оценке:

4-й уровень успешность,. 32 и более баллов (80-100% ОУ);

3-й уровень - 26,0 - 31,5 балла (65 - 79,9%);

2-й уровень - 20,0 - 25,5 балла (50 - 64,9%); '

1-й уровень - до 19,5 ба 1ЛОв (49,9% и ниже).

Четвертый уровень успешности выполнения задания соответствует возрастной норме (для дет<ей 8-10 лет), остальные характеризует выра­женное в той или иной степени отставание в познавательном и интел­лектуальном развитии. Нижсе приводится таблица сопоставительных по­казателей успешности выполнения заданий теста детьми с ЗПР и нор­мально развивающимися детьми.

Субтесты   Общее число баллов   Оценка успешности ( в %)  
! II 1 III 1 IV  
7,1 5.6 7,7   25,6    
8,5 7,4 8,3      

Наши рекомендации