Учащихся класса _школы
№ | Фамилия, имя | экстра-интроверсия | эмоциональная устойчивость-неустойчивость | Тип темперамента |
Подсчитывается количество и процент испытуемых в группе по каждому изучаемому свойству и по типу темперамента в целом. Обобщенные данные заносятся в сводную таблицу.
Общие показатели экстра‑ интроверсии и нейротизма
Учащихся _______класса _______школы
Свойства темперамента и тип темперамента | количество человек | % |
интроверсия | ||
экстраверсия | ||
эмоциональная устойчивость | ||
эмоциональная неустойчивость | ||
флегматик | ||
меланхолик | ||
Холерик | ||
сангвиник |
Анализ и интерпретация результатов. На основе анализа индивидуальных данных можно выявить особенности свойств темперамента школьников в изучаемой группе.
1. Отметьте, какие свойства темперамента и типы темперамента преобладают у учащихся группы.
2. Соответствуют ли выявленные в эксперименте данные о темпераменте и его свойствах вашим наблюдениям. Опишите проявления темперамента в поведении, деятельности, общении, эмоциональных реакциях, мимике, жестах учеников.
3. На основе полученных данных о темпераменте, составьте психолого-педагогические рекомендации для школьников по формированию индивидуального стиля деятельности и общения.
Методика 2. Личностный опросник Айзенка (Д)
Цель. Изучить экстра–интроверсию и нейротизм школьников среднего школьного возраста (10 ‑ 15 лет).
Опросник состоит из 60 вопросов. Все вопросы сгруппированы в 3 шкалы. Шкалы « экстра–интроверсия» и «нейротизм» состоят из 24 вопросов; «шкала лжи», по которой определяется наличие у испытуемого тенденции к социально положительным ответам, включает 12 вопросов. Используются групповая и индивидуальная формы проведения методики.
Проведение исследования. Испытуемым раздаются листы ответов. Вопросы могут зачитываться школьникам, а могут предъявляться в письменном виде. Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клеточке знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «‑». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос.
Текст опросника
1. Любишь ли ты суету и шум вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чём-нибудь спросят?
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Бывает ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10.Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11.Можешь ли ты сказать о себе, что ты весёлый, оживлённый человек?
12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13.Верно ли, что ты часто бываешь раздражён чем-нибудь?
14.Нравиться ли тебе делать всё в быстром темпе (если же, наоборот, проявляешь склонность к неторопливости, ответь «нет»)?
15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошло, хотя всё кончилось хорошо?
16.Тебе можно доверить любую тайну?
17.Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию?
18.Бывает ли так, что у тебя без всякой причины бьется сердце?
19.Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20.Ты когда-либо говорил неправду?
21.Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22.Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23.Ты часто чувствуешь себя усталым?
24.Ты всегда делаешь сначала уроки, а всё остальное потом?
25.Ты обычно весел и всем доволен?
26.Обидчив ли ты?
27.Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29.У тебя бывает головокружение?
30.Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31.Ты часто чувствуешь, что тебе всё надоело?
32.Любишь ли ты хвастаться?
33.Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34.Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35.Ты обычно быстро принимаешь решения?
36.Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37.Тебе часто сняться страшные сны?
38.Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39.Тебя легко огорчить?
40.Случалось ли тебе плохо говорить о чём-нибудь?
41.Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?
42.Если оказываешься в глупом положении, ты долго потом переживаешь?
43.Тебе очень нравятся весёлые игры?
44.Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45.Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чём-нибудь просят?
46.Ты любишь часто ходить в гости?
47.Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48.был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49.Считают ли тебя ребята весёлым и живым человеком?
50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51.Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие?
52.Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?
53.Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54.Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55.Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?
56.Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
57.Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58.Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя весёлым или печальным без всякой причины?
59.Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживлённой компании?
60.Тебе часто приходиться волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?
Обработка результатов осуществляется с помощьюключа
Экстраверсия - интроверсия:
«да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
«нет»: 6, 33, 51, 55, 59
Нейротизм(эмоциональная устойчивость – неустойчивость):
«да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60
Шкала лжи:
«да»: 8, 16, 24, 28, 36, 44;
«нет»: 4, 12, 20, 32, 40, 48
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.
Показатель по «шкале лжи», равный 4 – 5 баллам, является критическим; он свидетельствует о тенденции отвечающего давать только «хорошие» ответы. В том случае, если показатель по «шкале лжи» выше 5 баллов, считается, что испытуемый отличается установкой на ответы «как должно понравиться» или «как будет правильно» и ответы на вопросы по основным шкалам являются недостоверными.
Оценочная таблица для шкалы экстра-интроверсия
интроверсия | экстраверсия | ||
значительная | умеренная | умеренная | значительная |
1-7 | 8-11 | 12-18 | 19-24 |
Оценочная таблица для шкалы нейротизма
эмоциональная устойчивость | эмоциональная неустойчивость | ||
Высокая | средняя | высокая | средняя |
до 10 | 11-14 | 15-18 | 19-24 |
На основании вышеописанных свойств (см. описание свойств темперамента во взрослом варианте методики), можно сделать вывод о типе темперамента испытуемого:
Тип темперамента | Экстра‑интроверсия | Нейротизм |
Флегматик | интроверт | эмоционально устойчив |
Меланхолик | интроверт | эмоционально неустойчив |
Холерик | экстраверт | эмоционально неустойчив |
Сангвиник | экстраверт | эмоционально устойчив |
Составление таблиц с первичными и общими результатами испытуемых. Из листа ответов ученика переносятся его индивидуальные данные в сводную таблицу.
Индивидуальные показатели экстра‑ интроверсии и нейротизма