Ранжирование учебных дисциплин
Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним- двумя словами. Например, математика - интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащимся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
Лесная школа
Учащимся предлагается намного пофантазировать и отправиться 1-го сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:
1. Как выглядит лесная школа?
2. Какие предметы есть в расписании лесной школы?
3. Кто учит зверят в лесной школе?
4. Какой он - учитель лесной школы?
5. Какие отметки ставят в лесной школе?
6. Как учатся зверята в лесной школе?
Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребята передают свои ощущения и своё восприятие учебного процесса, который сопереживают сами. Если ребёнок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.
Сочинение
Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):
1. Что я знаю о русском языке?
2. Что я знаю о математике?
3. Мой самый любимый предмет.
4. Моё самое любимое занятие.
5. Мой самый грустный день в школе.
6. Мой самый счастливый день в школе.
7. Мой выходной день.
8. Что я думаю о моей учёбе в школе.
9. Как я хочу закончить учебный год.
10. Мои школьные трудности.
Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, "Мой самый грустный день в школе", значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.
Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.
Самое главное - чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.
Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) (Марковская И.М.)
Цель методики: методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны -- родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны -- с позиции детей.
Описание методики: опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.
Текст опросника включает 10 шкал - критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы «автономия-контроль» и «отвержение-принятие», в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы -- по 5 утверждений.
Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей:
Нетребовательность - требовательность
Мягкость - строгость
Автономность - контроль
Эмоциональная дистанция - близость
Отвержение - принятие
Отсутствие сотрудничества - сотрудничество
Несогласие - согласие
Непоследовательность - последовательность
Авторитетность родителя
Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем).
Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.
Процедура опроса: при заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 5 -- несомненно, да (очень сильное согласие); 4 -- в общем, да; 3 -- и да, и нет; 2 -- скорее нет, чем да; 1 -- нет (абсолютное несогласие).
Инструкция: отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М -- для матери, под буквой О -- для отца.
Обработка результатов: все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается -- прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образом:
ответы 1 2 3 4 5
Баллы 5 4 3 2 1
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. Приложение 4).