Психологическая характеристика старческого возраста

После семидесяти пяти лет у человека, вольно или невольно, появляются мысли о собственной естественной смерти. Следовательно, социальная ситуация развития на данном возрастном периоде всегда включает в себя переживания о собственной смерти. Человек начинает психологически готовиться к смерти, думать о месте захоронения, желаемых облачении и ритуалах и т.п. Это может проявляться в вербальных высказываниях. Этой ситуации способствует осознание факта ухудшения здоровья и старения тела. Сначала этой стадии человеку в большинстве случаев удается выработать необходимое равнодушие и он относительно спокойно доживает свою жизнь. Во второй половине этого возрастного периода состояние здоровья все-таки вызывает самоозабоченность, и человек все чаще обращается к мысли о смерти.

Согласно Кюблер-Росс на последнем этапе земной жизни человек проходит через пять стадий.

Первая стадия – отрицание. Каждый человек стремится к выживанию, и старается верить, что он справится с болезнями и еще будет долго жить.

Вторая стадия – гнев. Человек изливает свой гнев на окружающих, на здоровых людей. Считается необходимым, чтобы умирающий человек излил свои чувства вовне.

Третья стадия – стадия торга. Чтобы выжить, умирающий готов на все, например, верить в бога, быть послушным пациентом.

Четвертая стадия – фаза депрессии. На этой стадии человек спокойно ждет смерти, замыкается в себе, находится в печали.

Пятая стадия – принятие смерти. Для большинства умирающий человек смиряется с мыслью о смерти и даже выражает готовность умереть, чтобы избавиться от мук самому и избавить от мук близких. Для людей, которые достигли духовного уровня развития, смерть принимается как переход на новую стадию развития на другом уровне психического развития. Это гипотетическое положение часто высказывается в гуманистической психологии.

9. Роль знаний возрастной психологии
в профессиональной деятельности
и повседневной жизни

Возрастная психология изучает возрастные закономерности психического и личностного развития человека со дня его рождения до смерти. Эти закономерности необходимо знать при изучении многих дисциплин: педагогической, инженерной, медицинской, юридической, военной психологии частных методик, и других отраслей прикладных дисциплин психологии. Владение основными понятиями возрастной психологии способствует пониманию целостности психологии как науки, формированию психологического мировоззрения специалиста.

Невозможно организовать профессиональную профилактическую работу по предупреждению нарушений в психическом и личностном развитии без знания возрастных особенностей личности, особенностей протекания возрастных кризисов.

Знания возрастных закономерностей крайне необходимы при проведении групповых и индивидуальных консультаций. Многие проблемы, с которыми обращаются люди к психологу, решаются с помощью профессиональных знаний, умений и навыков, которые дает возрастная психология.

Содержание диагностических методов, методик и техник, а также процедуры диагностики требуют знаний возрастных норм и особенностей. Невозможно провести эффективную коррекционную работу с лицами, нуждающимися в ней, без знаний возрастной психологии.

Психологическое сопровождение процессов обучения и воспитания практически невозможно без знаний о возрастных закономерностях развития человека.

Каждое направление деятельности практического психолога основывается на возрастных закономерностях психического и личностного развития человека.

В повседневной жизни знание основных понятий и положений возрастной психологии позволяет понимать происходящие процессы, связанные с возрастными закономерностями, конструктивно их переживать и успешно развиваться.

Многие конфликты, как внутренние, так и межличностные, возникают при игнорировании возрастных закономерностей психического и личностного развития человека.

Знание понятий, положений и закономерностей возрастной психологии играют огромную роль как в профессиональном становлении, так и в психическом и личностном развитии человека.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Амельков А.А., Дыгун М.А. Опоры по возрастной психологии. Мозырь, 2002.

2. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск, 1989.

3. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. / Пер. с англ.- М., 2000.

4. Бауер Т. Дж.Р. Психическое развитие младенца. М., 1979.

5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. М.,1984.

6. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

8. Кон И.С. Психология ранней юности. М. 1989.

9. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. СПб., 2000.

10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. М., 1987.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

12. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. М. 1985.

13. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. 2-е изд. М.: Просвещение: Владос, 1995. 496 с.

14. Обухова Л.Ф. Психология развития: Теории, факты, проблемы. М., 1999

15. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.

16. Психология развития: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской М., 2001.

17. Развитие личности ребенка. / Пер. с англ. М., 1987.

18. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

19. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1960.

20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

21. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992.

Дополнительная литература:

1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М., 1986.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.,1980.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с англ. М., 1995.

4. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.

5. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

6. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Мн., 1975.

7. Бернс Р.В.Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма, отклонения. М., 1990.

10. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977.

11. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.А. Современная американская психология развития: учебное пособие. М., 1986.

12. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

13. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. М.И. Лисиной, М.,1982.

14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1984.

15. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

16. Годфруа Ф. Что такое психология: В 2-х т. 1994.

17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

18. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

19. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.

20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986.

21. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М., 1976.

22. Зеньковский В.В. Психология детства.- Екатеринбург, 1995.

23. Зик К. Ребенок и его мир: Советы по умственному развитию детей до 6-ти лет. М., 1985.

24. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. Мн., 1988.

25. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие школьников. М., 1986.

26. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.

27. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984.

28. Каламiнскi Я.Л. Чалавек: псiхалогiя. Мн., 1992.

29. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

30. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

31. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983.

32. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

33. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

34. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков. Л., 1983.

35. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., 1975.

36. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М., 1996.

37. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. М., 1981.

38. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

39. Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.

40. Мир детства: Дошкольник. / Под ред.А.Г. Хрипковой М., 1985.

41. Мир детства: Младший школьник. / Под ред.А.Г. Хрипковой М., 1988.

42. Мир детства: Подросток. / Под ред.А.Г. Хрипковой М., 1989.

43. Мир детства: Юность. / Под ред.А.Г. Хрипковой М., 1988.

44. Моргун В.Ф., Толкачева Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности. М., 1984.

45. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.

46. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.

47. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. Мн., 1994.

48. Одаренные дети. М. 1991.

49. Особенности обучения и психического развития школьников в 13 -17 лет. М., 1988.

50. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969.

51. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок Мн., 2002.

52. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989.

53. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

54. Рашбург Й., Поппер П. Секреты личности. М., 1983.

55. Ремшмидт Р. Проблемы взросления личности. М., 1995.

56. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.

57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989.

58. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.

59. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1987.

60. Субботский Е.В. Как рождается личность. М., 1978.

61. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / Пер. с нем. М., 1991.

62. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы личности. / Пер. с нем. М., 1993.

63. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л., 1988.

64. Хрисанфорова Е.Н. Основы геронтологии. М., 1999.

65. Цыркун Н.А. Развитие воли дошкольников. Мн., 1991.

66. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М., 1996.

67. Шванцара Й. Диагностика психического развития: Пер. с чешск. Прага, 1997.

68. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

69. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

70. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. / Пер. с англ. М., 1996.

Контрольные вопросы

1. Предмет и структура возрастной психологии

2. Основные категории и понятия возрастной психологии

3. Задачи возрастной психологии

4. Методологические принципы возрастной психологии

5. Методы возрастной психологии и их классификация

6. Опросные методы в психологии развития

7. Наблюдение как метод психологии развития

8. Использование тестов в психологии развития

9. Экспериментальные методы и их особенности

10. Методы обработки и интерпретации результатов исследования

11. Общие закономерности психического развития человека

12. Современные психологические теории об условиях психического развития личности

13. О соотношении биологического и социального в психическом развитии человека.

14. Движущие силы и механизмы психического развития ( анализ основных теорий)

15. Закономерности психического развития: неравномерность, непрерывность, стадиальность, асинхронность, системность

16. Проблема возрастной периодизации в современной психологии

17. Принципы возрастной периодизации в работах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина

18. Понятие ведущего вида деятельности в психическом развитии

19. Понятие социальной ситуации психического развития человека

20. Характеристика стадиальности психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину

21. Стадиальность интеллектуального развития по Ж. Пиаже

22. Стадиальность развития личности. О соотношении стадиальности психического развития и стадиальности личностного развития

23. Характеристика личностного развития по Э. Эриксону.

24. Уровни и стадии нравственного развития личности по Л. Кольбергу

25. Стадиальность психосексуального развития по З.Фрейду

26. Анализ подходов к проблеме стадиальности в различных современных теориях

27. Влияние развития ребенка в пренатальном периоде на дальнейшее психическое развитие ребенка

28. Особенности психического развития новорожденного ребенка

29. Психическое развитие младенца

30. Психическое развитие в раннем детстве

31. Кризис трех лет и его характеристика.

32. Социальная ситуация развития психического развития дошкольника

33. Особенности психического развития дошкольников

34. Личностное развитие дошкольников.

35. Шестилетний ребенок как личность

36. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

37. Общая характеристика кризиса семи лет

38. Социальная ситуация психического развития младших школьников (внутренняя позиция школьника)

39. Особенности психического развития младшего школьника.

40. Характеристика психических новообразований младшего школьника

41. Личностное развитие младшего школьника

42. Проблемы взросления в современной психологии.

43. Понятие кризиса развития и возрастного кризиса в современной психологии

44. Понятие переходного периода в психическом развитии человека

45. Роль и место подросткового возраста в онтогенезе

46. Социальная ситуация психического развития подростка

47. Особенности психического и личностного развития подростка

48. Личностное развитие подростка

49. Проблема возрастных границ юношеского возраста

50. Особенности психического и личностного развития в ранней юности

51. Особенности психического и личностного развития в юности

52. Особенности психического и личностного развития в поздней юности

53. Понятие зрелого возраста в возрастной психологии

54. Проблема периодизации зрелого возраста в современной психологии.

55. Биологические и социальные условия возникновения возрастного кризиса при переходе от зрелого к пожилому возрасту

56. Характерные особенности развития психики в пожилом возрасте

57. Понятие старческого возраста в психологии развития. Возрастные границы

58. Переживания о смерти. Стадии принятия смерти как естественной нормы развития.

59. Значение знаний по психологии развития для практической деятельности и жизни

60. Формирование психологической культуры личности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Тематический план курса «Возрастная психология» для студентов третьего курса специальности «психология» со специализацией «юридическая психология». 4

Глава 1. Введение в возрастную психологию.. 6

1.1. Предмет и структура возрастной психологии. 6

1.2. Задачи возрастной психологии. 6

1.3. Методологические принципы возрастной психологии. 7

1.4. Методы возрастной психологии и их классификация. 8

Глава 2. Общие и возрастные закономерности психического и личностного развития человека 10

2.1. Общие закономерности психического развития человека. 10

2.2. Современные психологические теории об условиях психологического развития личности 10

2.3. Понятие возрастных потребностей человека. 12

2.4. Понятие социальной ситуации психического развития человека. 12

2.5. Понятие ведущего вида деятельности в психическом развитии. 13

2.6. Характеристика стадиальности психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину 13

2.7. Проблема возрастной периодизации в современной психологии. 14

3. Детская психология. 19

3.1. Психическое развитие ребенка до года. 19

3.2. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. 21

3.3. Психическое и личностное развитие дошкольника. 23

4.Психическое и личностное развитие младшего школьника. 24

4.1. Кризис семи лет. 24

4.2. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 25

4.3. Особенности психического и личностного развития младшего школьника 26

5. Психическое и личностное развитие подростка. 28

6. Особенности психического и личностного развития в юношеском возрасте. 30

7. Особенности психического и личностного развития в зрелом возрасте. 33

8. Психическое и личностное развитие в пожилом и старческом возрасте. 38

8.1 Личность в пожилом возрасте. 38

8.2. Психологическая характеристика старческого возраста. 39

9. Роль знаний возрастной психологии в профессиональной деятельности и повседневной жизни 40

Список рекомендуемой литературы.. 41

Контрольные вопросы.. 44


Учебное издание

Амельков Анатолий Александрович

ОСНОВЫ

ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Наши рекомендации