Методики изучения силы и устойчивости мотива
Имеется ряд методик, с помощью которых можно косвенно судить об «энергетической заряженности» человека и влиянии этой «заряженности» на силу и устойчивость Мотива. Часть методик показывают «заряженность» на достижение цели как свойство личности (диспозицию), а часть — наличие энергетического потенциала в данный момент. К пер-
вым я отнес шкалу «Направленность на задание» (из методики «Направленность личности*, приведенной выше), методики по выявлению степени выраженности мотива достижения, опросник «MAC», а также опросник для самооценки упорства и настойчивости (последние два опросника приведены в приложении к книге«Психология воли», вышедшей раньше), а ко вторым — методики по выявлению «выгорания» и удовлетворенности профессией и работой (они приведены в разделе 9 этого приложения).
Кроме того, я счел целесообразным привести экспериментальную методику изучения влияния на мотивы различных стимулов.
Методика «Потребность в достижении*
- Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработана Ю. М. Орловым.
Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «Я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое X. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными.
Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т. е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку.
Инструкция
Предлагается ряд положений. Если вы с положением согласны, то рядом с его номером на опросном листе напишите «да», если не согласны'— «нет».
Текст опросника
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По иоему мнению, большинство людей живет дальними целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. i 10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.
П. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролируют меня.
13. Терпения во мне больше, чем способностей.
14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
17. Я не усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.
Обработка результатов
За каждый ответ ставится 1 балл: только за ответы «да» — по положениям 2, 6-8, 14, 16, 18, 19, 21-23; только за ответы «нет» — по положениям 1, 3-5, 9-13, 15, 17, 20.
Потребность в достижениях <ПД) равна сумме баллов за ответы «да» и «нет». Таким образом, оценочная шкала — от 0 до 23 баллов.
Выводы
Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выражена потребность в достижениях.
Опросник «MAC»
Методика разработана М. Кубышкиной и направлена на выявление стремления (мотивации) человека к достижению цели, стремления к соперничеству (азартности) и стремления к социальному престижу.
Инструкция
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, если вы согласны с данным высказыванием. Старайтесь отвечать искренне и точно.
Текст опросника
№п/п Утверждения | Никогда | Часто | Очень часто |
1 Мне нравится быть в центре внимания | |||
2 Когда я работаю, это выглядит так, как будто | |||
я все ставлю на карту | |||
3 Мне важно, чтобы мои результаты | |||
были лучше, чем у других | |||
4 Я стремлюсь принадлежать к избранным | |||
кругам | |||
5 По отношению к себе я более строг, | |||
чем по отношению к другим | |||
6 Я сравниваю свои результаты и успехи | |||
с результатами других людей | |||
7 Я дорожу признанием окружающих | |||
8 Неудачи стимулируют меня сильнее, | |||
чем успехи | |||
9 Азарт состязания мне чужд | |||
10 Мне нравится выступать перед большой | |||
аудиторией |
№п/п
а п/п Утверждения | Никогда | Часто | Очень часто |
11 Я трачу больше времени на чтение | о | ||
специальной литературы, чем художественной | |||
12 Я готов работать на пределе своих сил, | о | ||
чтобы опередить конкурента | ■ 1 | ||
13 Мое честолюбие помогает моим достижениям | |||
14 Я не делаю вовремя то, что необходимо | |||
было сделать | |||
15 Я люблю смотреть спортивные соревнования | |||
и участвовать в них | |||
16 Похвала и признание окружающих окрыляют | |||
меня | |||
17 Трудности и препятствия меня подстегивают | о | ||
и заставляют действовать | о | ||
18 Я доволен собой, когда мне удается про- | |||
демонстрировать другим свои сильные | |||
качества или выйти победителем из трудной | |||
ситуации | |||
19 Я удовлетворен тем положением, которое | |||
занимаю, и не стремлюсь к большему престижу | |||
20 Меня радует возможность много и интенсивно | о | ||
работать | 6 | ||
21 Мне нравятся сложные задачи (ситуации), | |||
когда необходимо максимально мобили- | о | ||
зоваться | |||
22 Для меня важно «выбиться в люди» | |||
23 Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне | |||
не по себе | |||
24 Я сделаю все, чтобы другие не могли меня | о | ||
опередить | о | ||
25 Я не испытываю желания иметь высокий | о | ||
социальный статус | о | ||
26 Мои друзья считают меня ленивым | |||
27 Меня удивляют люди, которые тратят все силы | о | ||
и время на то, чтобы обойти конкурентов | J | ||
28 Случалось, что я завидовал успеху или по- | ■у | ||
пулярности других людей | 3 о | ||
29 Я обращаю мало внимания на свои достижения | 6 | ||
30 В атмосфере борьбы и конкуренции | о | ||
я чувствую себя превосходно | 6 о | ||
31 Мне хотелось бы быть известным человеком | . 2 | ||
32 Многое, за что я берусь, я не довожу до конца | |||
33 Я всегда стремлюсь опредить других, достичь | о | ||
лучших результатов | о | ||
34 Я сделаю все, чтобы добиться уважения | |||
значимых для меня людей | |||
35 Я завидую людям, которые не загружены | |||
работой |