ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

Для студентов очной формы обучения

Среднего специального образования

Направление подготовки 030912. 52 Право и организация

Социальной работы (повышенный уровень)

МОСКВА

2012

Автор:

Лютый Виктор Павлович, профессор, кандидат философских наук. Профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин.

Рецензенты:

Михалкин Николай Васильевич, профессор, доктор философских наук. Профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин.

Азарнов Николай Николаевич, профессор, доктор психологических наук. Заведующий кафедрой практической психологии Российского нового университета.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912.52 Право и организация социальной работы (повышенный уровень).

Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Государственного федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 7 от 11 декабря 2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Государственного федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 3 от 11 декабря 2012 г.).

© Российская академия правосудия, 2012 .

© Лютый В. П., 2012 .

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………….. 4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………… 7

Тематический план…………………………………………………. 7

Программа курса…………………………………………………..... 8

Планы семинарских (практических) занятий…………………….. 15

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы ..................................................................... 24

Тематика контрольных заданий ……………………………………. 25

Вопросы для подготовки к зачету ………………………………….. 27

Литература……………………………………………………………. 30

Введение

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (по углубленной подготовке).

Юрист, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Психология общения относится к дисциплинам обязательного цикла профессиональной образовательной программы подготовки юристов. Она введена в обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 030912.52 «Право и организация социального обеспечения» углубленного уровня подготовки специалистов по указанному направлению. Она входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл и, наряду с другими дисциплинами цикла, такими как «Основы философии», «История», «Основы исследовательской деятельности», «Теория государства и права», «Менеджмент», «Право социального обеспечения», «Психология социально-правовой деятельности», составляет основу базового образования по специальности в Российской академии правосудия. Её изучение даёт возможность студентам, будущим юристам системы среднего специального образования – социальным работникам формировать и развивать у себя понимание социально-психологических процессов, происходящих в обществе, отношений и взаимодействия участников различных сфер совместной деятельности. Учебная дисциплина раскрывает содержание социально-психологических факторов, характеризующих процесс формирования личности, её поведения, общения, взаимодействия и деятельности. Знание психологии общения юристами позволит им работать с различными группами населения и их представителями, учитывать специфику социально-психологического, этнического, социального свойства, культурных особенностей и индивидуальности объектов воздействия и взаимодействия.

Обучение по дисциплине преследует цель раскрыть для студентов содержание психологии общения, выработать у них целостную систему знаний в области социальной психологии и психологии общения, сформировать устойчивые навыки контактов, коммуникаций, взаимодействия и совместной деятельности с людьми, умения работать в коллективе и команде, обеспечения сплочения людей и групп, их объединения вокруг социально-значимых идей,мотивации последующей активности.

В результате обучения студент должен:

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

уметь:

Исследовать и анализировать социально-психологические процессы отношений, поведения и взаимодействия людей;

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

Наши рекомендации