Психоанализ и религия. Конспект
1).Проблема.
· «Хотя мы создали множество чудесных вещей, мы не смогли сделать из самих себя тех, ради кого стоило бы прилагать все эти чудовищные усилия».
· Один из симптомов нервного расстройства в современном мире – возвращение к религии.
· Когда психология стала полноценной наукой ускользнул ее главный предмет – душа.
· Психоаналитик не теолог и не физиолог, однако он как врачеватель душ занимается теми же проблемами, что теология и философия – душой человека и ее излечением.
· Изучением уши занимаются две профессиональные группы – священники и аналитики.
· Психоаналитик способен изучать человеческие феномены, скрытые за религией, как и за нерелигиозными символическими системами. Он понимает, что вопрос не в возвращении человека к религии или к вере в Бога, а в том живет ли он в любви и мыслит ли по истине.
2). Фрейд и Юнг.
· Фрейд занимался проблемой религии и психоанализа в «Будущее одной иллюзии». Юнг в «Психология и религия».
· Фрейд: религия возникает из беспомощности человека, сталкивающегося с противостоящими силами природы и с внутренними инстинктивными силами самого человека. Религия появляется на ранней ступени развития человечества. Человек развивает иллюзию, содержание которой берется из его собственного жизненного опыта, относящегося к детскому возрасту.
· Религия это повторение опыта ребенка. Сравнивает религию с неврозами навязчивости у детей. Религия – это коллективный невроз.
· Религия является опасностью поскольку узаконивает дурные установления, налагает запрет на критическое мышление, будущее этики зависит от веры в Бога.
· Он верит в братскую любовь, истину и свободу.
· Чувство бессилия является противоположностью религиозного чувства.
· Выступает в защиту этического ядра религии критикует теистические и сверхъестественные аспекты религиозной веры, поскольку они не позволяют достигнуть этических целей.
· Юнг: чувство зависимости и бессилия основные моменты религиозного опыта. Истина для его психологии – факты, а не суждения.
· Сущность религиозного опыта состоит в подчинении силами, превосходящим нас.
· Религия есть тщательное наблюдение за нуминозным
· Интерпретирует понятие бессознательного как религиозного понятия. Бессознательное не может быть частью индивидуального сознания, оно – сила, врывающаяся в наше сознание.
· Религиозный опыт характеризуется определенным эмоциональным опытом – капитуляцией перед высшее силой, которую можно назвать Богом или бессознательным.
· Резюмируя позиции Фрейда и Юнга: Фрейд выступает против религии во имя этики. Юнг сводит религию к психологическому феномену и в то же время возвышает бессознательное до уровня религиозного феномена.
3). Анализ некоторых типов религиозного опыта
· Под религией Фромм понимает любую принимаемую группой систему мышления и действия, наделяющую индивида схемой ориентации и объектом поклонения.
· Человеческая жизнь не может «проживаться» путем повторения образца, заданного родом. Человек – единственное животное, которое может скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая. Он единственное животное, для которого его существование является проблемой.
· Преданность определенной цели, идее или трансцендентной человеку силе является выражением потребности в полноте жизни.
· Главный вопрос состоит не в том, есть религия или нет, а в том, способствует ли она развитию человека, раскрытию человеческих сил, или же она парализует их.
· Если перевернуть тезис Фрейда, то невроз можно интерпретировать как частную форму религии.
· Любой человек, которому не удалось достичь зрелости и превратить себя в целостную личность страдает неврозом.
· Симптомы есть ритуалы личной религии.
· Отличие невроза от религиозного культа – чувство изолированности, исключенности.
· Монотеистические религии выполняют функцию защиты от регресса и возвращения к примитивным формам. Это было бы так, если бы религия оставалась на своих позициях.
· Психоаналитический подход к религии нацелен на понимание человеческих реалий, скрывающихся за мыслительными системами. Он изучает, является ли определенная мыслительная система выражением того чувства, которое изображает, или же она всего лишь рационализация, скрывающая противоположные установки.
4). Психоаналитик как «Врачеватель души»
· Цель терапии не столько приспособление, сколько оптимальное развитие человеческих потенций и реализация индивидуальности человека.
· Врачевание души – помочь пациенту достичь религиозной установки: человек должен стремиться к познанию истины, быть независимым, свободным, целью в самом себе, должен с любовью относиться к своим ближним, познать разницу между добром и злом.
· Сущность инцеста – не в половом влечении к членам собственной семьи, это всего лишь выражение более глубокого и фундаментального желания остаться ребенком, привязанным к тем оберегающим его фигурам, среди которой самой влиятельной выделяется мать.
· Развитие человечества – это развитие от инцеста к свободе. В этом заключается смысл табу на инцест.
· Проблема вины играет в психоаналитической процедуре роль не меньшую, чем в религии. Иногда она представляется пациентам, как один из основных симптомов.
· Бессознательное – это та часть самости, которая исключена из организованного Эго, с которым мы отождествляем самих себя, содержит в себе одновременно самое низкое и высокое, худшее и лучшее.
5).Психоанализ – угроза для религии?
· Нужно обсудить аспект опыта, научно-магический аспект, ритуальный и семантический.
· Аспект опыта – религиозное чувство и религиозная преданность. Угроза им скрывается не в науке, а в господствующих практиках современной жизни.
· Научно-мистический аспект. У него общая с наукой функция – понимание природы, нацеленное на развитие техники, позволяющее успешно манипулировать природой. Чем больше человек понимает и завоевывает природы, тем меньше ему нужно пользоваться религией как научным объяснением и как магическим средством управления природой.
· Ритуальный аспект – ритуальное поведение пациентов является результатом определенных аффектов, которые сами по себе для пациента не очевидны и с которыми он справляется незаметно для самого себя при помощи ритуала. Ритуалы – рациональные и иррациональные.
Ритуал – это совместное действие, выражающее общие стремления, коренящиеся в общих ценностях.
· Семантический аспект: религия говорит на своем языке, отличном от повседневного, являющегося символическим. Сущность символического языка – внутренние переживания, мысли и чувства выражаются в нем так, словно они были чувственными данными.
· Угроза для религии зависит от аспекта, какой мы выберем.
Фромм представитель гуманистического направления. Он утверждал, что религиозная сущность человека может быть понята только в свете влияний культуры, существующих в данных конкретный момент истории. Человек вырван из природы, благодаря самосознанию он ощущает себя вне ее, у него возникают дихотомии, которые необходимо решать: человеку нужна система ориентации и привязанности для восстановления равновесия между собой и природой. Наличие данной потребности является биологическим фактом. Единственное простое решение данной потребности – подчинение сильному лидеру, такому как священник, король или Бог. Чтобы обеспечить себя объектом преданности люди возвращаются к первичным связям детства с матерью, землей, предками, а в более сложных обществах с религией, нацией, классом.
За возвращение к природе или к зависимости от фигуры власти человек платит высокую цену – он блокирует способности рассуждать, любить, созидать.
Невроз есть форма личной религиозности. Религиозность – личный паттерн, принимаемы индивидом для того, чтобы объяснить свое отношение к миру. Религия может вносить вклад в развитие человека – гуманистическая или наоборот подавлять его лучшие качества – авторитарная.