Средние показатели интеллекта по тесту Д.Векслера для уровня функционирования мнемических способностей
Средние показатели по тесту Векслера Уровни . функциони- рования мнемиче- . ских способностей . | Показатель вербального интеллекта | Показатель невербально- го интеллекта | Показатель общего интеллекта |
Уровень перцептивной обработки материала | |||
Обработка на уровне представлении, памяти, воображения | |||
Уровень мыслительной обработки |
В связи с этим кажутся понятнее более высокие показатели вербального интеллекта для всех уровней обработки запоминаемого материала. Совпадение показателей невербального интеллекта для перцептивного и образного уровней доказывает функциональные возможности развитых мнемических способностей. К тому же задания этих субтестов весьма неоднородны по степени возможной задействованное™ тех или иных способностей. Эти результаты позволяют предполагать, что имеет место связь между невербальными подструктурами интеллекта и уровнями обработки запоминаемого материала, но проявилось это не столь очевидно, как в случае взаимосвязей с вербальным и общим интеллектом.
Для перцептивного уровня обработки материала характерен средний показатель вербального интеллекта. Для образного уровня обработки материала — приближающийся к хорошей норме показатель вербального интеллекта, а для мыслительного уровня — высокий показатель. Таким образом, есть основания для утверждения, что словесно-логическое мышление является одним из важных' факторов формирования способностей к мыслительной обработке запоминаемого материала.
Выделяя уровень функционирования операционной стороны в качестве возможного основания типологии мнемических способностей, мы предполагали, что отдифференцировать долю участия различных механизмов в мнемическом результате и теоретически, и экспериментально очень сложно. Полученные зависимости продуктивности запоминания с опорой на функциональные механизмы, эффективности запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам, уровня развития операционных механизмов с интеллектуальными показателями по тесту Д. Векслера доказывают это. Продуктивность запоминания с опорой на функциональные механизмы повышается при возрастании таких показателей, как «Осведомленность», «Арифметический», «Сходство», «Повторение», «Словарный», «Кубики Косса», «Складывание фигур», а также показателей вербального и общего интеллекта.
Эффективность запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам повышается при возрастании показателей субтестов: «Понятливость», «Повторение», «Словарный», «Шифровка», а также при возрастании показателей вербального и общего интеллекта. Уровень развития операционных механизмов связан с показателями следующих субтестов: «Осведомленность», «Понятливость», «Сходство», «Повторение», «Словарный», «Шифровка», с показателями вербального и общего интеллекта.
Таким образом, наши результаты демонстрируют, хотя и не очень явно, дифференциацию проявлений содержательных особенностей операционной стороны мнемических способностей через призму эффективности и особенностей различных подструктур интеллекта.
Исследование взаимосвязей уровня
Функционирования операционных механизмов
Мнемических способностей с когнитивными
Стилями
Наши данные показывают, что коэффициент полезависимости— поленезависимости понижается с изменением уровня обработки от перцептивного к мыслительному (см. табл. 13). Следует заметить, что полюс полезависимости присущ перцептивному и образному уровням, а полюс поленезависимости соответствует мыслительным операционным механизмам. Результаты по когнитивному стилю «аналитичность—синтетичность» не столь однозначны, как в предыдущем случае. Средние показатели свидетельствуют в пользу взаимосвязей перцептивной обработки и полюса аналитичности, а мыслительной обработке соответствуют средние значения аналитичности — синтетичности. Получается, что при мыслительной обработке аналитико-синтетические стилевые особенности перцептивной активности уравновешиваются, т. е. при наиболее развитом и эффективном уровне функционирования операционной основы не наблюдается превалирование аналитичности над синтетичностью или наоборот. В данном случае мыслительные процессы играют интегрирующую, регулирующую роль, позволяющую с необходимостью сбалансировать аналитические или синтетические тенденции.
Таблица 13
Средние значения показателей когнитивных стилей «полезависимость — поленезависимость», «аналитичность —синтетичность» для разных уровней обработки запоминаемого материала
Среднее значение когнитивных Уровень стилей обработки материала | Коэфициент поленезависимости-полезависимости | Показатель «полезависимость-поленезависимость» | Количество групп «Свободная сортировка» | Показатель «аналитичность-синтетичность» |
Перцептивный | 45,5 | ПЗ | А | |
Образный | 37,6 | ПЗ | С | |
Мыслительный | 24,4 | ПН | А - С |
Таблица 14