Типы руководителей, принимающих решения

1. Лидер, который стремится к достижению успеха в деятельности, считает себя призванным вести за собой исполнителей решения Не боится риска, положительно мотивирован, активен Считает себя значимым в своих собственных глазах и глазах своих подчиненных

2 Руководитель, ориентированный больше на себя, чем на группу

исполнителей, стремится к индивидуальному принятию решений Действует с оглядкой, к риску относится слишком осторожно, уходит от него

3 Отрицательно мотивированный руководитель, уходящий от самостоятельности, риска. Он боится принимать решения. Как правило, "прячется" за группу, пытаясь сбросить с себя бремя ответственности. Не любит принимать решения, пытаясь решать проблемы с помощью группы. Он не является лидером.

4 Руководитель, неспособный к активной работе Он имеет невротические тенденции в поведении. Старается не идти на контакты ни с руководством, ни с подчиненными. Ему хочется уйти полностью от ситуации, где нужна активность, самостоятельность, риск и т п Профессионально он становится непригодным к управленческой работе.

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852

В. А. Розанова

Оценивая управленческую цель, руководитель всегда исходит из субъективной логики в оценке значимости проблемы, а также возможных последствий принятия решений. Он принимает цель только тогда, когда считает ее значимой В процессе работы он стремится создать у своих подчиненных положительное отношение к работе, пытаясь мотивировать всю группу

Эффективность труда и положительная мотивация находятся в прямой зависимости друг от друга Чтобы нужным образом воздействовать на подчиненных, руководитель обязан соблюдать целый ряд условий.

Приемы мотивирования исполнителей

Правила положительного мотивирования исполнителей

1.Не бояться риска, быть нацеленным на достижение успеха в работе

2. Поощрять подчиненных к творчеству.

3. Постоянно поощрять за хорошую работу

4 Оказывать помощь в работе своим подчиненным

5. Не отказываться от принятия решения и не откладывать его реализацию.

6. Вовремя и правдиво информировать работников

7. Правильная оценка временной перспективы решения задач

Руководитель воздействует на своих подчиненных двумя возможными способами- а) оказанием личного влияния на членов группы и б) воздействием на каждого отдельного подчиненного через группу.

Руководитель, который "уходит" от группы, не может эффективно работать и воздействовать на своих подчиненных Чем больше он причастен к работе группы, тем сильнее его воздействие на отдельных ее членов и группу в целом.

2.2. Виды mii»ai!.ii;ii4i:ckhx i>i:iiu:iinii

Следует отметить существенные особенности принятия коллективных решений

Коллективные решения

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"

Часть II.Глава 2. Принятие управленческих решений

а) в некоторых случаях, связанных с характером решаемых проблем, коллективное принятие решения может оказаться более эффективным по сравнению с индивидуальным В коллективе легче преодолеваются стереотипы мышления В этом случае возникает новое решение, и участники его не боятся идти на риск, исходя из положительной коллективной мотивации достижения успеха.

Цель коллективного принятия решений — рождение новых идей, способов решения Метод мозгового штурма как раз и направлен на создание творческой дискуссии, на преодоление инерционности мышления Он позволяет реализовать положительную коллективную мотивацию и творческий коллективный потенциал,

б) коллективный поиск решения управленческой задачи позволяет рассмотреть гораздо больше возможных вариантов решения. В результате появляется большая вероятность нахождения оптимального способа решения управленческой задачи;

в) в коллективном решении находит место более адекватное отражение существа решаемой проблемы. Разные управленческие задачи имеют ту или иную степень неопределенности. По сложным проблемам групповые (коллективные) оценки ближе к истине, чем индивидуальные,

г) единство мнений, к которому приходят в результате выработки решения, представляет собой положительный мотивационный фактор как для эффективной трудовой деятельности каждого отдельного работника, так и для коллектива в целом.

Согласие способствует выбору оптимального управленческого решения Противоречивые мнения обычно приводят к росту нервно-психического напряжения, конфликтам, имеющим отрицательные последствия для личности и реализации принимаемого решения /7/, /8/.

Наряду с положительными качествами коллективного управленческого решения, необходимо выделить и отрицательные:

а) блокирование решения, возникающее, когда высказываемые точки зрения не сближаются, а, наоборот, приводят к невозможности принятия нужного коллективного решения,

б) напряженность и конфликтные ситуации, порождаемые процессом коллективной выработки решения из-за столкновения различных точек зрения;

в) компромиссы часто играют положительную роль, поскольку дают

возможность преодолеть противостояние различных позиций и

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852

В. А. Розанова

подходов Однако может иметь место и другое: компромиссы приводят к выработке неудачного решения, но удовлетворяющего наибольшее число дискутируемых по данному вопросу. Компромисс является поверхностной и неэффективной формой согласия, поскольку примиряет между собой различные точки зрения, пренебрегая истинным положением дела Согласуя различные позиции, руководители должны исходить из того, что самым существенным является стимулирование в выработке лучшего решения при учете мнения большинства. Следует учитывать, что.

а) возможно принятие такого решения, за которое выступали самые активные участники дискуссии, не являющиеся вовсе наиболее компетентными по данному вопросу,

б) в силу разнообразия установок, интересов, стремлений, желаний часто возникает состояние неудовлетворенности и напряжения При этом каждый участник дискуссии хочет, чтобы признали именно его точку зрения.

В процессе поиска коллективного решения происходит деперсо-нификация предлагаемых вариантов. Втаком случае должно формулироваться возможно большее количество доводов "за" и "против" по каждому варианту решения

Часто участники, высказав свою точку зрения, пренебрегают мнением других лиц Это — один из возможных случаев обособления в ходе дискуссии, которое называют "диалогом глухих"

В целях создания положительной коллективной мотивации необходимо вовлечь в дискуссию всех членов коллектива, т к. некоторые участники дискуссии пытаются уйти от обсуждения. В основе такого поведения могут лежать различные индивидуальные мотивы, например, стремление уйти от критических замечаний в свой адрес Высказывая ту или иную позицию по обсуждаемой проблеме, каждый участник дискуссии гораздо лучше понимает свою собственную точку зрения по сравнению с чужой

Для того, чтобы все члены группы, принимающие участие в подготовке управленческого решения, реализовали свой интеллектуальный потенциал, руководители активизировать их.

Принятие решения, как и обмен любой информацией, является составной частью управления Везде, где речь идет о постановке целей организации и поисках средств их решения, там имеет место принятие решений.

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"

Часть II. Глава 2. Принятие управленческих решений

Управленческое решение — это выбор альтернативы, т.е способа решения. Оно является существенной и неотъемлемой частью общей работы каждого руководителя

Известный специалист в области проблем современного управления Ф Харрисон высказался по поводу принятия решений следующим образом "Принятие решений — это интегральная часть управления организацией любого рода Более, чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от неменеджера, и, что еще важнее, — эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги" /9/

Как известно, уровни управления бывают разными, и поэтому существуют различия в принятии решений

Каждое решение отвечает на ряд вопросов Одним из видов решений является организационное решение Это — выбор, который должен сделать сам руководитель для того, чтобы выполнить обязанности в зависимости от занимаемой им должности

Цель организационного решения — достижение цели, которая ставится перед всей организацией Наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет действительно реализовываться и внесет наибольший вклад в достижение конечных целей

Отмечают запрограммированные и незапрограммированные решения. При запрограммированных решениях число возможных альтернатив ограничено В отличие от них, незапрограммированные решения обычно находят место в ситуациях, которые можно назвать неопределенными, т е , неструктурированными Такие управленческие ситуации связаны с неопределенностью выбора средств достижения целей К незапрограммированным решениям может, например, относиться цель организации улучшить процесс управления, мотивацию ее работников и т п /10/

Процесс принятия решения нельзя рассматривать отдельно от всего хода управления Любые решения, которые принимаются в рамках организации, имеют свои последствия, как положительные, так и отрицательные Известный специалист в области проблем управления Р Кац высказывает мысль, что каждое управленческое решение должно "уравновешивать настолько противоречивые цен-

Виды решений

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852

В. А. Розанова

ности, цели и критерии, что с любой точки зрения оно будет хуже оптимального Каждое решение или выбор, затрагивающие все предприятие, будет иметь негативные последствия для каких-то его частей" /11/

Поэтому организацию следует рассматривать с позиций системного подхода, учитывая возможные последствия управленческого решения для всех ее частей Как уже говорилось в начале главы, решение управленческих задач — психологический процесс, где не всегда срабатывает только логика или интуиция В самом ходе решения переплетаются и социальные установки, и личностные переменные, и интуиция, и эмоции.

Теоретики современного менеджмента склонны рассматривать по отдельности интуитивные и рацио-

Интуитивные

Наши рекомендации