Тема 11. Деятельность педагога-психолога в области профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение как междисциплинарная и интегративная область психологического знания. Цель, предмет, задачи и содержание дисциплины. Характеристика литературы по дисциплине и ее взаимосвязь с другими дисциплинами.

Характеристика терминов «профессиональное самоопределение» и «профессиональная ориентация», их взаимосвязь и дифференциация. Треугольник профориентации Платонова К.К. Принципы профориентации. Концепции профориентации, их содержание. Направления развития теории профессионального самоопределения. Методологическая основа и выбор парадигмальных координат для раскрытия психологической сущности феномена психологии профессионального самоопределения.

Профессиональная ориентация как социально-экономическая проблема. Психологические аспекты профориентации.Педагогические аспекты профориентации. Отечественные и зарубежные подходы к проблеме профессионального самоопределения. Жизненные планы, жизненные цели, ценностные ориентации как регуляторы жизненных выборов. Кризисы профессионального становления и способы их преодоления. Профессиональные деструкции.

Культурно-исторический смысл (причины) возникновения профориентации. Научные теории труда и их влияние на становление и содержание профориентации. Психотехника и ее кризис. Предыстория становления и развития профориентации. Основные теоретические модели и подходы к построению профориентационной работы в Западных странах. Профессиональная ориентация советского периода. История белорусской школы профориентационной психологии. Характеристика и структура профориентационных служб в образовательных системах.

Личность в системе профориентации. Структура личности К.К. Платонова и готовность к выбору профессии. Профессиональная направленность как центральный компонент жизненного самоопределения. Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение как поиск смыслов в труде и основные противоречия и сложности этого процесса. Выбор профессии как акт принятия решения. Объективные и субъективные факторы выбора профессии. Мотивы выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Личный профессиональный план.

Движущие силы и основные характеристики профессионального самоопределения. Периодизация развития человека как субъекта профессионального самоопределения и профессиональной деятельности (Д.Сьюпер, Э.Гинсбург, Е.Климов, А. Маркова). Развитие мотивационных, операциональных и личностных процессов при выборе (смене) профессии и на этапе освоения профессии. Профессиональная зрелость и ее критерии. Сущность термина «карьера». Профессиональное самоопределение как проблема самосознания. Профессиональная Я-концепция. Активность личности в профессиональном самоопределении. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению. Типы карьеры, их психологическая характеристика и механизмы. Правила поиска оптимального места работы. Перемена, потеря работы. Основные варианты и фазы развития профессионала.

Характеристика и соотношение понятий: труд, профессия, специальность, должность, квалификация. Классификации профессий. Теория классификации профессий В.А. Климова. Основные элементы профессиональной деятельности: предмет, цель, орудия и условия труда. Принципы классификации профессий: типы, классы, отделы, ярусы профессий. Формула профессиональной деятельности. Требования профессиональной деятельности к личности в зависимости от существенных признаков и основных элементов этой деятельности. Анализ профессиональной деятельности и выявление профессионально-значимых качеств.

Профессиология и профессиография в обеспечении процесса профессионального самоопределения.Профессиограмма и ее составные части. Психофизиологическая и психологическая характеристика профессиональной деятельности (психограмма). Принципы разработки профессиограммы и психограммы. Виды профессиограмм. Методы профессиографии. Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой, индивидуальной профконсультации. Трудности изучения профессий в современных условиях. Использование профессиограмм в психологической и производственной практике. Методика и этапы разработки профессиограммы и психограммы.

Проблема способностей в контексте профессионального самоопределения. Профессиональные способности. Признаки специальных способностей для конкретных видов деятельности (профессий). Основные свойства специальных способностей (Е.А. Климов). Методологические парадигмы в диагностике специальных способностей. Принципы выбора, разработки и проведения диагностических процедур. Тесты специальных способностей в практике профессиональной ориентации и профконсультирования. Учет результатов профессиональной диагностики, профориентационная карта оптанта. Виды психодиагностики и диагностических карт.

Профессиональная пригодность как сочетание физических, индивидуально-психологических, психофизиологических качеств личности, обеспечивающих овладение профессией, качественно-профессиональную деятельность и удовлетворенность выбранной профессией. Основные факторы и критерии профпригодности. Самооценка профпригодности и профессиональный выбор. Типы (К.М. Гуревич) и степени профпригодности (Е.А. Климов). Профессионально-важные качества (ПВК) и профессиональная пригодность. Конфликг требований деятельности и личных качеств человека. Пути устранения профессиональной непригодности. Понятие об индивидуальном стиле деятельности. Понятие профотбора (подбора). Организация, процедура проведения и возможные проблемы профессионального отбора и подбора. Индекс профотбора.

Профессиональное просвещение как активизация потребности в профессиональном самоопределении. Характеристика понятий «профпросвещение» и «профпропаганда», характеристика их целей. Методы профессионального просвещения. Источники сведений о профессии, их психологические особенности. Направления работы по профессиональному просвещению. Курс «Мое профессиональное будущее». Его цели и содержание. Работа с учащимися, учителями, родителями по их профессиональному просвещению. Профориентационные игры, игровые упражнения и тренинги.

Профессиональная консультация: понятие цели и задачи, принципы ее проведения. Требования к профконсультанту. Требования к организации и проведению профконсультации. Алгоритм проведения профконсультации. Критерии эффективности профконсультации. Структура и содержание всех этапов профконсультации. Теоретические модели профконсультации. Основные стратегии и концептуальные установки профконсультационной помощи. Организация профконсультационной работы, этические аспекты профконсультирования.

Виды профконсультации: индивидуальная и групповая, первичная и углубленная. Типология профконсультационных ситуаций. Типы оптантов в связи с задачами профконсультации. Этапы и правила построения профессионального плана. Коррекция личностного профессионального плана. Профконсультация родителей. Профконсультация в школе, службах занятости населения, вузах. Готовность к работе психолога-профконсультанта.

Наши рекомендации