Фактор интерпретации и вербальной обратной связи
Ключевые слова:фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений, фактор интерпретации и вербальной обратной связи, перенос, контрперенос, отреагирование, катарсис, самоактуализация, сублимация, эмоциональный резонанс(раппорт), эмпатия.
Студенты должны знать, что всё многообразие действующих в арт-терапии психотерапевтических факторов можно свести к трем наиболее важным, а именно: фактору художественной экспрессии, фактору психотерапевтических отношений, фактору интерпретации и вербальной обратной связи. Все они действуют не разрозненно, но взаимодополняя и усиливая друг друга, что и приводит к достижению психотерапевтического эффекта.
Относительно фактора художественной экспрессии, студенты должны знать, что он связан с выражением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительными материалами и создания художественных образов. Художественная экспрессия является не одномоментным актом, но развернутым во времени сложным, динамическим процессом, включающим несколько основных этапов.
ü Этап подготовки и соответствующей «настройки» на изобразительную деятельность;
ü Этап непосредственного и наиболее примитивного отреагирования чувств и потребностей в экспрессивном поведении с минимальным осознаванием клиентом психологического содержания изобразительной продукции (этап «выплескивания чувств»);
ü Этап постепенной трансформации хаотичной и малосодержательной художественной экспрессии в более сложную изобразительную продукцию (в частности, так называемые символические образы) с постепенным осознаванием клиентом ее психологического содержания.
Студенты должны знать, что далеко не всегда этот процесс включает в себя все три этапа. Клиент может «застрять» на первом или втором этапе. В этом случае арт- терапевтическая работа будет малопродуктивной. Кроме того, можно говорить о разной скорости прохождения клиентом этих этапов, что определяется как внешними, так и внутренними факторами.
· К внешним факторам можно отнести:
- особенности институциональной среды и условия проведения арт-терапевтической работы;
-характер психотерапевтических отношений;
- наличие или отсутствие достаточного количества изобразительных, отвечающих экспрессивным потребностям клиента материалов;
- продолжительность арт- терапевтических сессий и их частота и др.
· К внутренним факторам относятся:
- особенности темперамента и склада характера клиента;
-уровень мотивации к изобразительной деятельности и психотерапевтической работе;
-физическое и психическое состояние клиента;
- его ожидания от арт-терапии и результата предыдущего участия в арт-терапевтической работе;
- наличие или отсутствие опыта художественного творчества;
- пол; возраст; культурный опыт и др.
В большинстве случаев прохождение всех трех этапов художественной экспрессии предполагает как минимум несколько сессий, хотя в отдельных случаях оно может наблюдаться в рамках одной сессии и сопровождаться достижением определенного психотерапевтического эффекта.
Студенты должны иметь представление об обосновании психотерапевтического воздействия художественной экспрессии представителями разных школ. Так, например:
1.представители бихевиорального направления - связывают его с «отвлечением» внимания клиента от болезненных переживаний и развитием через изобразительную деятельность более адаптивных моделей поведения;
2.представители трансперсонального подхода — с отреагированием и катарсическим переживанием опыта перинатальных травм;
3.представители гуманистической психотерапии — с самоактуализацией и т. д.
4. в рамках классического психоанализа изобразительное творчество рассматривалось как частный аспект сублимации, связанной с трансформацией инстинктивного импульса в художественно-образное представление.
5. представители психодинамического направления попытались рассмотреть процесс художественной экспрессии с новых позиций. Эрнст Крис(Kris, 1975) связал процесс художественной экспрессии с проявлением творческого воображения, которое предполагает ограничение сознания, эмоциональную заряженность образов и включение механизма разрешения проблем на визуальном уровне. А. Эренцвейг сформулировал модель, позволяющую описать процесс художественной экспрессии. По его мнению, этот процесс включает три основные фазы.
· Первая фаза, называемая им «шизоидной», связана с проекцией фрагментированных частей «Я» художника на материал изображения.
· Вторая фаза — «маниакальная» — предполагает активизацию процесса «бессознательного сканирования», с помощью которого обнаруживается «скрытый порядок» изображения, который существует в переживаниях художника и его бессознательном, что ведет к взаимопроникновению художественного образа и личности творца. При этом преодолевается фрагментированность внешней, поверхностной структуры изображения, а произведение приобретает завершенность и способность к «независимому существованию».
· Третья стадия — «депрессивная» — связана с вторичным пересмотром и переоценкой произведения, его частной реинтеграцией в более поверхностный слой личности художника. Изобразительный процесс в целом представляется А. Эренцвейгу совокупностью переходов от состояния «океанической недифференцированности» и регресса к состоянию фокусированного сознания, позволяющего сформировать эстетический гештальт.
Шаверьен пытается объяснить исцеляющие эффекты изобразительного творчества с точки зрения представления о символическом мышлении. Он разделяет создаваемые в процессе арт-терапии образы на две основные группы.
Ø Первую группу составляют так называемые «диаграмматические образы», являющиеся результатом деятельности сознания и представляющие собой в основном фигуративные изображения. «Диаграмматические образы, — пишет Шаверьен, — могут являться иллюстрацией или описанием чувств, но никогда их сами по себе не воплощают». Диаграмматические образы являются знаками.
Ø Вторую группу составляют «воплощенные образы», заключающие в себе аффекты и их энергию и обладающие особой способностью воздействия на авторов этих изображений. Данные изображения как раз и являются «талисманами». «Такие рисунки, даже в тех случаях, когда они эстетически несовершенны, являются наиболее аутентичными и связаны с эмоциональной реальностью художника. В ряде случаев «воплощённый» образ может выступать в роли «козла отпущения» и использоваться клиентами таким образом, который очень напоминает ритуал жертвоприношения.
Ш. Макнифф (MacNiff, 1986,1989, 1992), развивает представления об арт-терапии как о шаманской практике особого рода и используюет для обоснования своих идей работы пост-юнгианца Д. Хиллмана (Hillman, 1991). Так он:
- обращает внимание на акциональный аспект арт-терапевтической работы и те формы поведения клиента и участников арт-терапевтической группы, которые носят спонтанный характер и напоминают исцеляющий ритуал.
- подчеркивает комплексный характер поведенческих проявлений клиента в арт -терапевтическом процессе и тесную связь подобных ритуалов с телесным опытом и использованием «языка чувств».
- полагает, что исцеляющее воздействие художественной экспрессии может быть связано с тем, что изображения представляются некими «одухотворенными сущностями», которые способны направлять своих авторов, «наблюдать за ними и сопровождать их», так же как и тех, кто находится с ними рядом. Лечебное воздействие этих изображений обусловлено их «инакостью», позволяющей им воздействовать на тех, «кто открывается для этого воздействия в надежде получить от "иного" помощь».
Студенты должны знать об основных противоречиях рассмотренных взглядов:
1. Представители различных психодинамических направлений различно трактуют механизмы и роль символообразования в процессе художественного творчества:
· Одни связывают с ними преимущественно инфантильные, регрессивные формы сознания (Фрейд) и видят в символообразовании отражение «магического мышления» (Шаверьен),
· другие связывают с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической жизни (Милнер, Винникотт, Эрен-цвейг и др.).
Однако и те и другие признают, что художественное творчество может быть связано с проявлением различных тенденций психики и что в одних случаях на первый план выходит иллюзорно-субъективный аспект символообразования, а в других — деятельностно - объективный.
Студенты должны пони мать, что для более полного и всестороннего анализа процесса художественного творчества необходимо изучать не только момент создания художественного образа и тот смысл, который он несет для клиента, но и то, что происходит до и после этого, а также все те многообразные экспрессивные проявления и коммуникативные процессы, которые сопровождают художественное творчество. В определенных условиях и при работе с некоторыми клиентами изобразительная деятельность может быть совсем не связана с символообразованием и созданием фигуративных образов, что не исключает ее психотерапевтических эффектов. В этих случаях художественная экспрессия может быть связана с сенсорной стимуляцией, развитием моторики, достижением седативного эффекта за счет выхода «сырых аффектов» или развитием навыков психической саморегуляции за счет достижения контроля над материалами изобразительной деятельности.
Студенты должны знать, что простое манипулирование с материалами и создание «нечленораздельной изобразительной формы» (по выражению Р. Саймон) способствуют удерживанию энергии аффектов и создают предпосылки для постепенной трансформации «сырого» психического материала в более высокоорганизованные формы психической деятельности. Большое значение имеет и то, что фокусировка на изобразительной работе и различных видах манипуляций с материалами является одним из средств психологической защиты клиента.
Студенты также должны знать, что работа клиента с изобразительными материалами даже в отсутствие символообразования и создания завершенных художественных образов является основой для его взаимодействия с психотерапевтом и установления с ним эмоционального резонанса (раппорта), а также поддержки клиента со стороны психотерапевта. Большое значение имеет все то, что происходит в ходе арт-терапевтической работы, после того как клиент завершает создание образа. Неслучайно некоторые арт- терапевты обращают внимание на различные виды манипуляций клиентов с созданной ими изобразительной продукцией. Многие специалисты рассматривают те или иные виды последующей работы клиента с созданной им изобразительной продукцией, очень важной для достижения психотерапевтических эффектов. К этим видам работы относятся:
- художественные описания,
- драматическая импровизация на основе созданных изобразительных образов,
- перформансы или ритуалы, передача образа через движение и танец,
- работа с голосом, музыка и т. д.
Относительно второго вопроса темы, а именно фактора психотерапевтических отношений, студенты должны знать следующее:
ü работа клиента с изобразительными материалами в арт - терапевтическом процессе протекает в присутствии соответствующим образом подготовленного специалиста, способного выступать в качестве посредника в диалоге клиента со своей изобразительной продукцией;
ü психотерапевт вступает с клиентом в определенные, опосредованные изобразительной деятельностью клиента, отношения;
ü в настоящее время фактор психотерапевтических отношений рассматривается в качестве одного из наиболее значимых факторов психотерапевтического воздействия, независимо от конкретной модели или формы психотерапии.
Применительно к арт-терапевтической работе фактор психотерапевтических отношений связан, прежде всего, со следующими функциями психотерапевта:
1.созданием атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного выражения клиентом содержаний своего внутреннего мира — как в художественной работе, так и иных формах экспрессивного поведения;
2. структурированием и организацией деятельности клиента, достигаемых за счет формирования определенной системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом материалов, его обучения определенным способам работы с ними иным образом;
3. установление с клиентом эмоционального резонанса (раппорта), необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, иными словами, для «диалога» с клиентом, осуществляемого как напрямую — с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, так и опосредованно изобразительными материалами и продукцией;
4.использованием психотерапевтом различных интервенций, призванных оказать клиенту эмоциональную поддержку, фасилитировать выражение им своих чувств и мыслей и помочь ему в осознании содержания изобразительной продукции и ее связи с особенностями его личности, проблемами и системой отношений.
Студенты должны знать, что психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют свою динамику и особенности, что связано с тем, что они опосредуются изобразительной деятельностью клиента. С учетом этого можно говорить о стадийном характере этих отношений, тесно связанном со стадийным характером процесса художественной экспрессии, но в то же время отражающем ту динамику изменения и развития отношений клиента и специалиста, которая характерна для других форм психотерапии.
Факторы оказывающие влияние на психотерапевтические отношения:
· особенности личности и мировоззрения клиента и психотерапевта;
· их установки и взаимные ожидания от совместной работы;
· их пол, возраст, культурный ипыт;
· характер заболевания клиента и его проблем;
· наличие у него опыта предыдущей психотерапевтической работы и общения с другими специалистами;
· взаимоотношения в семье клиента;
· институциональная динамика, продолжительность и условия проведения арт-терапии;
· частота и продолжительность сессий и используемые специалистом конкретные методы арт-терапии и формы интервенций;
· а также социальный, политический, правовой и культурный контексты работы и иные факторы.
· профессиональные умения, опыт психотерапевта и его личностные особенности, делающие его внутренне готовым к установлению с клиентом психотерапевтических отношений.
· достаточная эмпатия.
Студенты должны знать, что многие современные арт- терапевты опираются в своей работе на представления психодинамического подхода для обоснования психотерапевтического воздействия их отношений с клиентом, пользуются понятиями переноса и контрпереноса. Особенностью переноса и контрпереноса в арт-терапентической работе является то, что:
1. перенос проявляется не только в эмоциональных реакциях, фантазиях, особенностях поведения и высказываний клиента, но и в его изобразительной деятельности и характеристиках создаваемых им образов;
2. контрперенос вызывается как особенностями поведения и высказываний клиента, так и стилем и особенностями его изобразительной деятельности и характером создаваемых им образов.
Студенты должны знать, что занимаясь арт –терапией они должны постоянно анализировать свои чувства, возникающие в ходе общения с клиентом и вызванные в том числе создаваемой им изобразительной продукцией.
Психотерапевтические отношения строятся в психотерапевтическом пространстве, обладающем своими границами, отделяющими клиента и психотерапевта от внешних факторов: профессионального, семейного и социального окружения. В то же время эти границы проницаемы, что позволяет наряду с другими системными признаками считать психотерапевтические отношения открытой динамической системой. Клиент и психотерапевт являются основными элементами данной системы, взаимодействующими друг с другом как напрямую, так и посредством изобразительных материалов и обладающими личными границами, степень открытости которых может быть различной.
Студенты должны знать, что разнообразные внешние и внутренние факторы психотерапевтических отношений, а также их общие системные особенности во многом определяют динамику арт-терапевтического процесса и способы психотерапевтического взаимодействия и используемые психотерапевтом на разных его этапах и в разных ситуациях интервенции. Что касается внутренних факторов психотерапевтических отношений, то одним из них является система мировоззрения клиента и психотерапевта, включающая самые разные аспекты — аксиологические, этологические, логические, эпистемологические, онтологические, индивидуальные способы восприятия пространства и времени и концептуализации образа «Я». В тех случаях, когда они не совпадают, для продолжения арт-терапевтической работы могут возникнуть непреодолимые препятствия.
Относительно третьего вопроса темы о факторе интерпретации и вербальной обратной связи,студенты должны знать, что роль этого фактора может быть различна в зависимости от индивидуальных особенностей клиента, в том числе его способности к вербализации своих чувств и мыслей, а также от тех подходов и моделей работы, которых придерживается специалист:
- их основная задача заключается в том, чтобы помочь клиенту в осознании содержаний своего внутреннего мира и их связи с системой его отношений.
- интерпретация и вербальная обратная связь тесно связаны с наблюдением клиента за своим поведением и его рефлексией собственных потребностей и переживаний.
- многие виды интерпретации и вербальной обратной связи можно отнести к «интервенциям, направленным на смыслообразование».
- с точки же зрения системного подхода различные виды вербального обсуждения связаны с использованием энергоинформационного обмена между клиентом и психотерапевтом, рассматривающегося в качестве одного из отличительных свойств открытых развивающихся систем и тесно связанного с процессом их прогрессивной дифференциации.
Студенты должны знать, что интерпретация и вербальная обратная связь неотделимы от психотерапевтических отношений и реализуются главным образом посредством «диалога» клиента и психотерапевта. Большинство арт- терапевтов избегают прямых интерпретаций изобразительной продукции клиента, считая, что это может блокировать у клиента желание и способность самостоятельно доходить до осознания ее содержания, а также чревато проекцией на изобразительную продукцию клиента их собственных потребностей и переживаний. Тем не менее, при определенных обстоятельствах психотерапевт может вербализовать в своем общении с клиентом собственные чувства, связанные с изобразительной продукцией клиента, что способствует установлению и поддержанию эмоционального резонанса, активизации психотерапевтического «диалога» и созданию определенной системы «разделенного смысла».
Взаимность и разделенный смысл в психотерапевтической работе чрезвычайно важны как для клиента, так и для психотерапевта, поскольку стимулируют развитие психотерапевтических отношений и повышают организованность психических процессов и эмоциональной экспрессии клиента.
В большинстве случаев при проведении обсуждения изобразительной продукции клиента арт - терапевты используют либо вопросы, либо так называемые открытые утверждения, дающие клиенту возможность завершить их так, как ему захочется, и оставляющие ему определенную свободу выбора. Задаваемые психотерапевтом вопросы направлены на то, чтобы дать клиенту возможность рассказать о своей работе так, как он считает нужным; прокомментировать различные части рисунка и изображенные на нем предметы и персонажи; привести свои ассоциации с цветом, а также рассказать о том, как, по мнению клиента, его работа связана с его жизненной ситуацией.
Студенты должны знать, что в процессе обсуждения стоит обращать внимание на особенности интонаций, положение тела, выражение лица и ритм дыхания клиента, с тем чтобы при наличии у него признаков сильного эмоционального напряжения переключить его внимание на другую тему. Следует обратить особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства в рисунке; попросить клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения и т. д. Психотерапевту не следует торопить клиента, пытаясь «вытянуть» из него все новые и новые ассоциации и признания.
Большое значение может иметь обсуждение целой серии работ, созданных клиентом за определенное время. При этом стоит обратить внимание на наличие в его изобразительной продукции сквозных тем или элементов, а также на их связь с его переживаниями и теми событиями, которые происходили в его жизни за этот период. Во многих случаях подобные обсуждения могут служить важным средством интеграции опыта и осознания произошедших в мироощущении клиента изменений.
Студенты должны знать, что существует возможностьнепрофессиональной деятельности, а именно:
- пользуясь вопросами и «открытыми утверждениями», специалист порой может повлиять на характер ответов клиента и «навязать» ему свое видение его работы, проблем и жизненной ситуации в целом. Возникает пародия на психотерапию, ибо клиент «фильтрует» информацию так, чтобы угодить психотерапевту. Чтобы избежать этой ошибки психотерапевт должен использовать контекстуальный анализ и множество ракурсов рассмотрения всего происходящего в арт - терапевтическом процессе и пытаться осмыслить культурные, социально-экономические, правовые, политические и институциональные основы своей деятельности, а также свои собственные взгляды, ценности и установки.
Тема№5. Организация арт-терапевтической деятельности.
Основные вопросы темы:
1.Типы арт-терапевтических кабинетов.
2. Оснащение арт- терапевтического процесса
3. Способы регистрации и оценки арт-терапевтической работы
4. Правила хранения изобразительной продукции
5. Методы оценки эффективности арт – терапии.
Ключевые слова: организация арт – терапевтической деятельности, типы арт – терапевтических кабинетов, кабинет – студия, кабинет для индивидуальной работы, кабинет для групповой интерактивной арт-терапевтической работы, отделение и кабинет универсального назначения, рабочая зона, чистая зона.
Относительно вопроса об организации арт – терапевтической деятельности студенты должны понимать, что различные компоненты понятия «арт - терапевтическое пространство» создают уникальную комбинацию факторов, предоставляющих дополнительные лечебно-коррекционные и развивающие возможности для клиентов. К ним относится оснащение арт-терапевтических кабинетов. Студенты должны знать, что в настоящее время существуют следующие основные типы арт-терапевтических кабинетов: кабинет-студия; кабинет для индивидуальной работы; кабинет для групповой интерактивной арт-терапевтической работы; отделение и кабинет универсального назначения.
Студенты должны понимать различия относительно организации арт – терапевтической деятельности в этих помещениях.
v Арт - терапевтический кабинет-студия — наиболее ранняя форма специализированного помещения для художественных занятий. Слово «студия» в данном случае означает, что этот тип арт- терапевтического кабинета чем-то напоминает помещение, предназначенное для работы художника. В кабинете-студии работают обычно несколько клиентов, которые мало контактируют друг с другом. Каждый из них работает самостоятельно. Студия до сих пор является наиболее подходящим типом помещения для работы с некоторыми группами клиентов (клиенты психиатрических больниц, лица со сниженным интеллектом и некоторые другие). В отдельных случаях кабинет-студия может служить и местом для арт-терапевтической работы с невротиками, лицами с соматической патологией. Такая работа отличается значительной степенью свободы участников арт-терапевтической группы.
Кабинет-студия имеет несколько мест для самостоятельной работы клиентов. Места представляют собой, как правило, столы со стульями. На каждом рабочем месте находится необходимый набор всевозможных материалов (бумага разных форматов, краски, восковые мелки или пастель, карандаши и т. д.). На отдельном столе могут находиться заготовки для коллажа, глина и другие материалы на случай, если кто-то из клиентов предпочтет оригинальную изобразительную технику. Обязательным для студии, так же как и других типов помещений для арт-терапевтической работы, является наличие одной или (более предпочтительно) нескольких раковин, обеспечивающих свободный доступ клиентов к воде.
Кабинет-студия имеет зону отдыха с креслами и столом для чаепитий. Здесь посетители студии могут общаться, не мешая другим. Хотя работа в студии рассчитана на определенное время, в течение отдельных сессий клиенты могут работать в присущем каждому из них темпе, по желанию делать перерывы, выходить в фойе (например, для курения).
Кабинет-студия должен иметь специально отведенное место для хранения работ клиентов (при том, что им позволено забирать некоторые работы с собой). Как правило, работы хранятся в индивидуальных папках на столах или в стеллажах.
v Арт - терапевтический кабинет для индивидуальной работы обычно предназначен для более продолжительного курса занятий как со взрослыми, так и с детьми и подростками. Студенты должны знать, что работа в таком кабинете предполагает тесное взаимодействие между арт - терапевтом и клиентом, в том числе на протяжении всего процесса творческой работы. Арт- терапевт постоянно присутствует при работе и иногда задает уточняющие вопросы. Для работы клиента имеется стол, стул и весь набор изобразительных средств и различных материалов, расположенных либо на полках, либо на другом столе в непосредственной близости от стола клиента. Кабинет предполагает две зоны:
«Рабочая зона». Стул арт-терапевта находится рядом со столом клиента. Эта часть помещения называется «рабочей зоной». Здесь иногда могут находиться гончарный круг и резервуар с глиной, «песочница». Некоторые арт- терапевты предоставляют своим клиентам и иные, более редкие материалы и средства изобразительной работы. Имеются некоторые особенности в оборудовании кабинета, предназначенного для индивидуальной работы с детьми. Они заключаются в наличии большого свободного пространства для игры с предметами или импровизированного исполнения ролей, а также «кукольного дома» и разнообразных игрушек.
«Чистая зона». В кабинете наряду с «рабочей зоной» имеется «чистая зона» для общения арт-терапевта и клиента после завершения изобразительной работы, проведения вербальной психокоррекции.
v Арт - терапевтический кабинет для групповой интерактивной работы рассчитан как на самостоятельную работу участников группы, так и на их вербальное взаимодействие на этапе обсуждения продуктов изобразительной деятельности. В соответствии с этим кабинет либо должен допускать быструю перестановку мебели, например для посадки клиентов в круг, либо иметь две по-разному оборудованные зоны — «рабочую» для творческой работы и «чистую» — для группового обсуждения. От кабинета-студии данное помещение отличается еще и тем, что в нем имеется большое разнообразие различных мест для работы, например, несколько вариантов столов и стульев. Ориентация столов в пространстве может быть различной для предоставления возможности выбора участникам группы, которые занимают то или иное место в соответствии со своими предпочтениями, тем самым обозначая «персональные территории», являющиеся в условиях групповой интерактивной работы элементом «индивидуального психотерапевтического пространства». У каждого клиента имеется индивидуальный набор самых необходимых материалов. Кроме того, на общем столе находятся другие, более редкие материалы. Помещение должно быть рассчитано на возможность совместной изобразительной работы участников группы (например, для создания общей большой работы бывает необходимо освободить пространство на полу в «рабочей зоне»).
В помещении должны быть одна или две стены для развешивания работ перед началом обсуждения. Их можно использовать и при создании «групповой фрески» или «настенной газеты». Некоторые современные кабинеты для групповой интерактивной арт-терапевтической работы нередко оборудованы микрофонами или видеокамерами для аудио- и видеозаписи разных этапов сессии.
Студенты должны знать, что при оборудовании кабинетов для индивидуальной и особенно групповой арт-терапевтической работы следует учитывать высокую степень восприимчивости клиентов к мельчайшим особенностям интерьера (окраска стен и мебели, вид из окна и т. д.). Когда клиенты ходят в кабинет на протяжении длительного времени, у них формируется устойчивая система ассоциаций и реакций на ставшую им привычной среду. Любое изменение в ней может восприниматься весьма болезненно и даже нарушать арт- терапевтический процесс. Нужно учитывать, что арт- терапевтический кабинет является не только реальным физическим пространством для клиента, но и символическим пространством, в котором каждый элемент может иметь свои скрытые смыслы и функции.
Студенты так5же должны знать, что большое значение для клиента имеет ощущение «контроля» над происходящим в кабинете, по крайней мере, над ходом творческой работы и ее результатами. Поэтому клиенты должны быть уверены в том, что продукты их творческой деятельности надежно сохраняются в индивидуальных папках или на индивидуальных полках. Если выполнение работ затягивается на несколько сессий, их следует закрывать или переворачивать, чтобы они не стали предметом преждевременного обсуждения и замечаний. Художественное оформление кабинета (например, репродукциями) должно быть минимальным и продуманным.
v Арт - терапевтическое отделение и кабинет универсального назначения являются специализированным комплексом помещений, предназначенных для разных форм арт-терапевтической работы, нередко проводимой параллельно с несколькими клиентами или группами. Студенты должны знать, что арт-терапевтические отделения в нашей стране стали создаваться сравнительно недавно, главным образом для обслуживания клиентов крупных лечебно-реабилитационных учреждений, посетителей социальных центров, а также для осуществления комплекса различных арт-терапевтических программ, рассчитанных на самые разные группы населения.
Относительно второго вопроса темы, что касается оснащения арт- терапевтического процесса студенты должны знать, что арт- терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных материалов и предметов, способствующих творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения:
- краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
- журналы, цветная бумага, фольга, текстиль — для создания коллажей или объемных композиций;
- глина, пластилин, дерево, специальное тесто — для лепки;
- бумага для рисования разных форматов и оттенков;
- кисти разных размеров и губки для закрашивания
больших пространств;
- ножницы;
- нитки;
- разные типы клеев, скотч;
- игрушки;
- музыкальные инструменты; ткани;
- коллекция миниатюрных фигурок для песочной терапии;
- две песочницы (ящики для песка).
Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов. Необходимо учитывать, что выбор материала может быть связан как с особенностями состояния и личности клиента, так и с динамикой арт- терапевтического процесса в целом. Клиенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать материал и средства для изобразительной работы.
Относительно способов регистрации и оценки арт-терапевтической работы студенты должны знать различные способы ведения документации, отражающей арт -терапевтическую работу (как индивидуальную, так и групповую), а также способы оценки ее результатов. Ведение документации необходимо не только для «отчетности» и оценки труда арт-терапевта, но и для динамического анализа работы, позволяющего принимать те или иные решения, связанные с ведением клиентов или групп. Эти документы содержат ценный материал, необходимый для ретроспективного анализа и проведения научных исследований.
Студенты должны знать, что внастоящее время существует несколько основных способов peгистрации арт-терапевтической работы.
1. Формализованный бланк заполняется на каждой сессии при проведении как индивидуальной, так и групповой арт-терапии.
Он содержит следующие пункты:
- ФИО клиента (или участников группы);
- дата и время сессии;
- тема;
- используемые клиентом или участниками группы материалы;
- высказывания клиента или участников группы в ходе работы;
- особенности невербальной экспрессии («язык тела») в ходе работы;
- взаимодействие между участниками группы (для групповых форм работы);
- отношение к работе;
- процесс творческой работы (этапы создания образа) клиента или участников группы;
- описание творческого продукта;
- предполагаемое содержание творческого продукта (с точки зрения арт-терапевта);
- осознание содержания творческого продукта самим клиентом или участниками группы (формальное объяснение или инсайт).
2. Развернутое описание по схеме (в основном для тематически ориентированных и аналитических групп) используется преимущественно при групповых формах работы и содержит следующие пункты:
- ФИО участников, отсутствовавшие;
- ведущие (арт-терапевт, ассистент);
- дата и время сессии, какая сессия по счету;
- цель занятия;
- тема, используемые упражнения, задания;
- общая атмосфера в группе (в начале, в середине, в конце сессии), общий характер взаимодействия, ощущения ведущего;
- что происходило в группе, как вели себя отдельные участники (что делали, как участвовали в обсуждении);
- каково было участие арт-терапевта и ассистента в работе группы, их взаимодействие;
- итоги сессии, план дальнейшей работы.
Также студенты должны знать, что в большинстве случаев перечисленные способы регистрации дополняются небольшими рисунками, выполняемыми арт- терапевтом и имитирующими творческую продукцию клиента или участников группы. В настоящее время предпочтение отдается фотографии готовых работ (или даже отдельных этапов, связанных с их созданием). Иногда используется и видеозапись.
Относительно правил хранения изобразительной продукции студенты должны знать, что вся изобразительная продукция сохраняется в течение нескольких лет (обычно не менее трех лет после завершения работы): на обороте рисунка клиент или участники отмечают свою фамилию и дату выполнения работы.
Относительно методов оценки эффективности арт – терапии студенты должны знать, что помимо приведенных выше форм записи и регистрации арт-терапевтической работы существуют различные методы ее оценки, в частности совместно с ассистентом, а также совместно с группой.
Ø Оценка арт-терапевтической работы совместно с ассистентом м