Потребности в достижениях
Вводные замечания. Одной из главных особенностей личности является стремление добиться поставленной цели, стремление к улучшению своих результатов, а также неудовлетворенность достигнутым. Исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Для тех, кто обладает высоким уровнем мотивации, свойственны инициатива в поиске информации, готовность принять на себя ответственность. Они решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость и стремление к цели, получают удовольствие от решения трудных задач, проявляют упорство при столкновении с препятствиями.
Предлагаемый тест-вопросник позволяет измерить уровень мотивации достижения.
Цель занятия. Определить уровень мотивации достижения.
Оснащение. Тест-опросник из 22 суждений.
Порядок работы, инструкция. Перед вами тест-вопросник. По каждому суждению возможны два варианта ответов – «да» или «нет». Выбирая один из них, помните, что речь идет не о правильном (неправильном) ответе, но о степени представленности, выраженности мотива достижения. Вы исследуете себя, и в ваших интересах дать возможно более объективные ответы.
Протокол исследования
Ф.И.О. ___________ Дата _____________ Возраст _____________
Таблица суждений
№ п/п | Да, нет | № п/п | Да, нет | № п/п | Да, нет | № п/п | Да, нет |
Обработка полученных данных, ключ. Подсчитайте ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируйте баллы (по одному баллу за совпадающие ответы). Сумма баллов представлена в стеновых нормах, приведенных в таблице.
Код: «да» – 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22; «нет» – 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
Уровень мотивации достижения | ||||||||||
низкий | средний | высокий | ||||||||
Сумма баллов | 22-9 | 18-21 |
Выводы по теме исследования формируются испытуемым самостоятельно.
Суждения
1. Думаю, что успех в жизни скорее зависит от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Работа № 11
Потребности в общении
(Методику разработали Ю.О.Орлов, В.Н.Шкуркин, Л.П.Орлова,
А.А.Деркач, В.Г. Крысько, Э. А.Саркуев)
Вводные замечания. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В этом процессе можно выделить три стороны: коммуникативную(передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную(восприятие). В единстве этих сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности по удовлетворению самых разнообразных потребностей. В свою очередь само общение есть актуальная потребность человека. Оно возможно при использовании различных средств и подразделяется на вербальное – общение с помощью языка и невербальное – жест, мимика, позы, интонация, смех и т.д. В разных возрастных группах, в зависимости от развития сознания, видов деятельности, характера личности, используются разные средства общения. Во время общения мы произвольно и непроизвольно влияем на других людей, на их сознание, состояние, установки. При общении происходит взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, взаимопроникновение. Во время общения создаются условия для всевозможных конфликтов, что выражается в противоположных взглядах, желаниях, стремлениях, убеждениях, самочувствии. Правильно организованное общение свойственно людям с высоким уровнем нравственного, культурного и духовного развития.
Цель занятия. Установить степень потребности в общении.
Оснащение. Бланк с 33 различными высказываниями.
Порядок работы, инструкция. Опросник представляет собой список различных высказываний. Если данное высказывание совпадает с вашим личным мнением, ставьте «да», если не совпадает – «нет».
Обработка полученных данных. Опросник позволяет шкалировать потребности в общении. Индивидуальный балл равен числу ответов испытуемого, совпавших с ключом. Чем выше балл, тем более выражена потребность в общении. Вопросник валидизирован на выборке студентов педагогического института, учащихся старших классов.
Протокол исследования
Ф.И.О. ______________ Дата ______________ Возраст _________
Ответы к опроснику
№ п/п | Да, нет | № п/п | Да, нет | № п/п | Да, нет | № п/п | Да, нет | № п/п | Да, нет |
Ключ к опроснику: «да» – 1, 2, 6, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22,
23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33.
«нет» – 3, 4, 5, 7, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.
Количество баллов, выводы: