Тема 8. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - (1) ч.

Занятие 1-е. Учебные вопросы.

1 Специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Показания для направления детей в специальные учреждения.

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с наруше­ниями двигательной сферы.

3. Комплекс психолого-педагогических мероприятий, направ­ленных на адаптацию детей с нерезко выраженными нарушения­ми двигательной сферы к условиям пребывания в ДОУ и школе общего типа.

4. Особенности педагогического подхода к детям с нарушениями ОДА в образовательных учреждениях общего типа (на учебных занятиях, при проведении режимных моментов, культурно-массо­вых мероприятий и др.).

5. Практические задания студентам по проведению психолого-педагогического обследования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Методические рекомендации к проведению занятия

Содержание первого учебного вопроса освещается препода­вателем. В ходе изложения он в качестве примера более подроб­но останавливается на структуре (подразделения, состав сотруд­ников, контингент воспитанников) и основных направлениях работы одного из коррекционных учреждений (например, специ­альной школы 6-го вида или коррекционпого детского сада для Детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата). & рамках уточнения и дополнения материала лекционного курса рассматриваются вопросы: особенности и содержание лечебно-профилактической, коррекционно-развивающей, лечебно-оздоровителыюй работы с детьми, имеющими нарушения ОДА, роль специальных физических упражнений в коррекции двигательных расстройств, сопутствующих речевых нарушений, в формирова­нии навыков предметно-практической деятельности. Преподава­тель знакомит студентов с основными нормативными докумен­тами, регламентирующими порядок комплектования образова­тельных коррекционных учреждений данного профиля (Прило­жение 2, с.с. 281-282; с. 14, №5;с.47, №№3-5 и др.). '

По второму учебному вопросу предусматривается выступле­ние одного-двух студентов с реферативными докладами (сооб­щениями), подготовленными на основе изучения специальной литературы (с. 47, №№ 1-4, 6, 7 и др.) и материалов лекционного курса. В обсуждении прослушанных сообщений принимают уча­стие все студенты учебной группы.

Рассмотрение третьего и четвертого вопросов занятия также рекомендуется проводить в форме их коллективного обсуждения (выступления студентов по данной теме, дополняемые другими студентами группы). При подготовке рефератов-сообщений мо­жет быть использован методический материал, представленный в практической части пособия (с.с. 194-213). Задания по изучению и конспектированию литературных источников по разбираемым вопросам (с. 47, №№ 2-5, 8) даются всем студентам на предшест­вующем занятии.

В конце занятия несколько студентов получают задание по педагогическому изучению детей с нарушениями двигательной сферы и составлению психолого-педагогической характеристики. Преподаватель дает соответствующие указания по проведению обследования детей (выбор программы обследования с учетом характера отмечаемого нарушения, время проведения обследова­ния и его длительность, методики обследования, рекомендуемые в специальной литературе [см. с. 47, №№ 4,7], и др.). Практиче­ские задания могут выполняться студентами как в специальных, так и общеобразовательных детских учреждениях.

Занятие 2-е. Учебные вопросы.

1. Особенности психолого-педагогического обследования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2 Анализ выявленных нарушений двигательной сферы у детей (характер и проявления общедвигательных нарушений, недораз­вития тонкой ручной моторики и др.).

3 Психолого-педагогический анализ индивидуальных особенно­стей психического и познавательного развития ребенка с нару­шением ОДА. Разбор выполненных студентами практических за­даний по педагогическому изучению детей.

4 Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

Методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия преподаватель знакомит студентов с неко­торыми особенностями психолого-педагогического обследования детей с расстройствами двигательной сферы, отмечая, что эти особенности в первую очередь определяются характером и спе­цификой отмечаемого основного дефекта, а также наиболее часто наблюдаемыми сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии (отставание в познавательном и психическом развитии, в формировании речи, в овладении предметно-практической дея­тельностью, нарушения со стороны эмоционально-волевой сфе­ры, психопатические и психосоматические расстройства). Обос­новывается необходимость углубленного предварительного об­следования - знакомства с самим ребенком, наблюдения за ним в процессе различных видов детской деятельности, изучение осо­бенностей его предшествующего развития. Внимание студентов обращается на задачи обследования, особенности его организа­ции, на те методики и тестовые задания, которые в наибольшей степени позволяют выявить как характерные проявления двига­тельных нарушений, так и своеобразие и уровень психического развития ребенка. Подчеркивается особая важность учета данных клинического (ортопедического и неврологического) обследова­ния при определении содержания и организации психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата (Методическая часть, с. 68; с.47, №№ 1,4,7,8; с-21,№№3,6идр.). При рассмотрении второго вопроса преподаватель обосновывает необходимость анализа наблюдаемых у ребенка нарушении двигательной сферы (при проведении психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей). При этом по возможности, исследуется характер и степень влияния двигательных расстройств на особенности и динамику познавательного и психического развития ребенка, возможность овладе­ния различными видами предметной деятельности (изобрази­тельной, конструкционной и др.), на формирование эмоциональ­но-волевой сферы. Отмечаются характер и проявления общедвигательных расстройств (остаточные явления моно- и гемиплегии, геми- и монопареза и др.), недоразвития тонкой ручной моторики, ручного праксиса, нарушений артикуляционной моторики. (См. Терминологический словарь, с.231, а также методическую часть пособия, с. 190-194.) Преподаватель указывает, что для проведе­ния такого анализа должны быть использованы данные ком­плексного (медицинского и психолого-педагогического) исследо­ваний.

Внимание студентов обращается на значение психолого-педагогического анализа индивидуальных особенностей психиче­ского и познавательного развития ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Такой анализ осуществляется на основе апробированных в специальной практической психологии мето­дов (адаптированные варианты теста Д.Векслера, методики ком­плексного психолого-педагогического исследования И.Ю. Лев­ченко, О.Г. Приходько, Б.В. Зейгарник, Л.А. Венгера и др.). Подчеркивается значение подробного психолого-педагогичес­кого анализа индивидуальных особенностей психического разви­тия ребенка и перспектив его обучения в данном (массовом или коррекционном) образовательном учреждении, а также прогноза последующего познавательного и личностного развития.

После обсуждения 1-3 вопросов занятия следует разбор вы­полненных студентами практических заданий по педагогическо­му изучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппа­рата. Обсуждение представленных обучающимися материалов проводится под руководством преподавателя, который направля­ет ход собеседования, дает анализ и оценку выполненных студен­тами заданий, помогает им в составлении методических рекомен­даций по осуществлению индивидуального психолого-педагогического подхода к детям с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата.

Основные меры профилактики нарушений опорно-двигатель­ного аппарата различного генеза (травматического, церебрально-органического) могут быть отдельно изложены преподавателем или даются им в виде дополнений в ходе выступлений обучающихся Обращается внимание па дифференцированный характер профилактических мероприятий в зависимости от этиологии нарушений опорно-двигательного аппарата. Подчеркивается, что меры профилактики двигательных расстройств охватывают весь период детского возраста.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1 Братанов Б.Ц. Клиническая педиатрия. - София, 1987.

2 Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - М, 1977.

3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекци-онная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2001. Раздел V. Гл.4.

4. Дети с отклонениями в развитии / Авт.-сост. Н Д.Шматко. - М., 2001.

5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — М., 2001.

6. Мамайчук И.И. Лечебно-педагогическая помощь дошкольникам с детским церебральным параличом. Методические рекомендации. - Л., 1989.

7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей е нарушением опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.В.Ипполитовой. -М.,1985.

8. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболева­ниями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Г.И. Турнера. - М., 1987.

Наши рекомендации