Неиропсихологический анализ нарушений. топический анализ
Анализ результатов неиропсихологического исследования представляет определенные трудности. Для упрощения задачи исследователя разработана специальная формализованная схема (Приложение 2), в которой, на основании опыта неиропсихологического обследования детей, приводятся наиболее значимые нарушения проб, а также их психофизиологическая трактовка и возможная локализация функциональной недостаточности в коре больших полушарий. Учитывая направленность серии проб на исследование определенной функции, выявленные нарушения носят суммарный характер, обобщая результаты исследований не отдельной пробы, а отдельной функции.
o Так, нарушения кинестетического праксиса (пробы 1 - 14) могут иметь 6 вариантов с 1.1. до 1.6. (в нумерации - нарушений принят код, в котором первая цифра соответствует номеру функций, вторая - нарушению, а третья - выполнению пробы правой или левой рукой). В зависимости от характера нарушения функций варьируется психофизиологическая оценка: например, нарушения кинестетического праксиса могут быть обусловлены нарушением кинестетической основы движений, oодносторонней пространственной агнозией, нарушением межполушарного взаимодействия, инертностью движений. В соответствии с психологической оценкой локализация церебральной дисфункции может существенно различаться, обнаруживая заинтересованность правого или левого полушария, межполушарных комиссур, лобной, височной, теменной и затылочной долей или их сочетайте поражение.
Таким образом, интерпретация результатов ненропсихологического исследования строится не только на констатации, но и на квалификации симптомов нейропсихологических процессов. Она определяет необходимость выделения основного дефекта, лежащего в основе этого нарушения, который приводит к появлению комплекса симптомов, составленного из внешне разнородных, но на самом деле внутренне связанных друг с другом проявлений. Уже результаты исследования первой функции (кинестетический праксис) позволяют обозначить определенную "территорию" дисфункции в мозге, oтак же< как и исследование следующих функций - пространственного и динамического праксиса, слухо-моторной координации, стереогноза и др.
При постановке топического диагноза исследователь может использовать Приложение 3, где сведены цифровые коды нарушений всех исследованных функций, распределенные в зависимости от локализации поражений в левом или правом полушарии мозга.
Исследователь должен подчеркнуть те нарушения, которые он выявил в процессе индивидуального исследованиями, таким образом, определить топический даагноз. Вместе с тем, следует учитывать, что приведенные в Приложении 3 локальные нейропсихологические синдромы являются ключевым ориентиром для оценки выявленных расстройств, но в конкретных случаях могут варьироваться в зависимости от ряда факторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Предложенная схема адаптированного нейропсихологического исследования может повысить диагностические возможности, однако результаты этих исследований не должны абсолютироваться и оцениваться без учета общих характеристик состояния здоровья дошкольника и младшего школьника.
Выявленные с помощью нейропсихологического обследования отклонения значительно обогащают представление о минимальной мозговой дисфункции (ММД), учитывая преимущественную локализацию и психофизиологическую характеристику функционального дефицита, что позволяет определить основные направления корригирующих мероприятий в каждом конкретном случае.
При более глубоком локальном психологическом синдроме функциональный дефицит может быть обусловлен различными органическими поражениями мозга (аномалии развития, последствия перинатального поражения ЦНС, наследственно-дегенеративные, воспалительные или опухолевые процессы и др.). В этих случаях ребенок нуждается в дополнительном обследовании.
Приложение
СХЕМА
адаптированного нейропсихологического исследования
дошкольников и младших школьников.
Функции | № - № пробы | Описание проб |
1. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ПРАКСИС 1 а. Выполнение по зрительному образцу | 4 - 6 | Ребёнку предлагается воспроизводить заданные положения пальцев руки. Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо. Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты. Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты. То же левой рукой. |
1 б. Выполнение по тактильному образцу | 9 - 10 | Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее Ребенок должен воспроизвести позу той же рукой. Пальцы сжаты в кулак. 2 и 3 пальцы вытянуты. Пальцы сжаты в кулак. 2 и 5 пальцы вытянуты. То же левой рукой. |
1 в. Перенос поз. | 13 - 14 | Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка опреде ленную позу, ребенок должен воспроизвести ее другой рукой. Пальцы сжаты в кулак. 2 и 3 пальцы вытянуты. Пальцы сжаты в кулак 2 и 5 пальцы вытянуты. То же левой рукой. |
2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРАКСИС | Ребенок сидит напротив исследователя. Исследователь придает определенное пространственное положение своей руке. Ребенок должен воспроизвести его той же рукой. "Голосование" - рука согнута в локте и поднята вверх. Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз. Большой палец под подбородком ладонь сагиттально, пальцами вперед Ладонь горизонтально к подбородку пальцами к себе. Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя. Левая рука касается правого уха. Правая рука касается левого уха. | |
3. ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС 3 а. Смена трёх положений кисти. | Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной "ребром", и ладони, ударяющей по столу плашмя. Задание выполняется правой рукой, Задание выполняется левой рукой. | |
3 б. Выполнение графических проб. | Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек | |
3 в.Реципрокная координация. | Ребенку предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей, разжимая одну и сжимая другую. | |
4. СЛУХО - МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ 4 а. Оценка ритмов. | Исследователь стучит по столу, ребенку предлагают определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой "пачке". Одиночные "пачки" (II или III). Серии "пачек" (II II II или III III III). | |
4 б. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу. | Простые ритмы (II II II). (III III III). (II II II). Акцентированные ритмы (II III II III II) (III II III II III II). | |
4 в. Воспроизведение ритмов по инструкции. | Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции (для школьников). Стучать "по 2 раза", "по 3 раза". Стучать "по 2 раза сильно и по 3 раза слабо". | |
5. СТЕРЕОГНОЗ. | Глаза ребенка закрыты. Исследователь вкладывает предмет в его руку, Ребенок должен на ощупь узнать его (используются хорошо знакомые предметы по три в каждую руку: расческа, ключ, булавка) Ощупывание предметов правой рукой. Ощупывание предметов левой рукой. | |
6. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС | Ребенку предлагаются различные предметные изображения, которые он должен узнать (несколько изображений на одном листе). Реалистические изображения. Схематические изображения. Наложенные изображения. Ребенку предъявляется сюжетная картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено. | |
7. РЕЧЬ 7 а. Сенсорная функция речи | Ребенка просят показать называемый объект (используются те же картинки, что при исследовании зрительного гнозиса). | |
7 б. Моторная функция речи | Ребенка просят повторить звуки: "у, б, л, н, д, т". Ребенка просят повторить слоги: "ба-па, да-та, би-ба-бо". Ребенка просят повторить слова: "дочка, точка, кадр, кораблекрушение". Ребенка просят повторить фразу: "В саду за высоким забором росли яблони". | |
7 в. Номинативная функция речи. | Оценивается по результатам выполнения пробы N-39 | |
8. СЛУХО - РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ. 8 а. Запоминание 2-х групп по 3 слова. | Ребенку предлагается повторить слова: "холод, цветок, книга". После этого предъявляется вторая группа слов: "слон, вода, пол". Затем спрашивают: "Какая была 1-я группа слов?", а после этого: "Какие слова были во 2-й группе?". Процедура повторяется не более 5 раз. | |
8 б. Запоминание 5 слов. | Ребенку предъявляются слова: "дом, кот, лес, ночь, звон", , которые он должен воспроизвести в заданном порядке (последнее обстоятельство подчеркивается). При неудаче задание повторяется, но не более 5 раз. | |
8 в. Воспроизведение слов после интерференции. | . Ребенка просят припомнить две группы слов, а затем опять пять слов, которые он только что воспроизвел. | |
8 г. Повторение рассказа | Ребенку предъявляется короткий рассказ, затем просят передать его содержание(например, Л. Н. Толстой "Курица и золотые яйца"). | |
9. РИСУНОК. 9 а. Самостоятельный | Ребёнка просят нарисовать: домик, человечка | |
9 б. Срисовывание с образца. | Ребёнку предлагают срисовать домик правой рукой. Задание выполняется левой рукой. | |
10. ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. 10 а. Запоминание невербальных стимулов. | Ребёнку предлагается срисовать 5 фигур: после чего образец убирается и ребёнок должен воспроизвести его по памяти. При невозможности - образец показывается опять, но не более 5 раз. Задание выполняется правой рукой. | |
10 б. Запоминание вербальных стимулов | Ребенка просят скопировать 5 букв: Е, Г, Р, К, У, а затем воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизвести - повторить не более 5 раз. | |
10 в. Воспроизведение после интерференции | Ребенка просят письменно воспроизвести все фигуры, а потом все буквы, которые ему предъявлялись для запоминания. | |
11. ЧТЕНИЕ. | Ребенку предлагают назвать буквы, прочесть отдельные слова, фразы (для школьников). | |
12. ПИСЬМО. | ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: Ребенка просят правой рукой написать слова: дом, окно, халат. Списать правой рукой фразу: "Я хочу домой". Ребенка просят левой рукой записать слова: кровать, луч. Списать левой рукой слова: ток, нос. В максимально быстром темпе написать цифры от 1 до 10 правой рукой. То же левой рукой. | |
13. СЧЁТ. | Ребенка просят сказать, сколько будет: 3+4, 7+5, 8-3, 1-4, 18:6, 5X3. | |
14. МЫШЛЕНИЕ. | Ребенка просят решить задачу: "У Пети 2 яблока, у Миши - 6. Сколько яблок у обоих?". Ребенка просят решить задачу: "У Кати 4 игрушки, у Сони - на 2 больше. Сколько игрушек у обеих?". |