Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Конфликтология в социально-педагогической деятельности» определены образовательными стандартами высшего образования первой ступени по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная педагогика. Дополнительная специальность» по циклу специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В п. 7.5.4 названных стандартов указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных социально-педагогических знаний и умений, составляющих социально-педагогическую компетентность выпускника вуза.

Выпускник должензнать:

- историю отечественной конфликтологии и характеристику основных этапов развития зарубежной науки о конфликтах;

- положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов;

- объект и предмет, цели и задачи конфликтологии;

- основные виды классификации и причины возникновения конфликтов;

- закономерности возникновения, развития, завершения конфликтов;

- теории механизмов и структуру конфликтов;

- принципы, способы и приемы конструктивного регулирования .конфликтов;

- функции конфликта и динамику различных видов конфликтов;

- социальные технологии и модели профилактики, предупреждения и управления конфликтами.

Выпускник долженуметь:

- осуществлять прогнозирование и профилактику конфликтов, принимать оптимальные управленческие решения для их предупреждения;

- компетентно оценивать результаты социально-педагогической деятельности по предупреждению, регулированию и разрешению конфликтов;

- анализировать причины возникновения, тип и структуру конфликтов;

- прогнозировать последствия конфликтов и определять условия их успешного разрешения;

- определять логику, стратегию и способы разрешения конфликта;

- способствовать сохранению конструктивного конфликтного потенциала;

- оказывать помощь конфликтующим сторонам в поиске «центра равновесия» в конкретной ситуации;

- осуществлять обучение эффективному поведению в конфликтной ситуации, методам конструктивного взаимодействия и диалога друг с другом.

Выпускник долженвладеть:

· теоретическими знаниями в области конфликтологии;

· культурой мышления;

· способностью к обобщению, анализу, восприятию информации о конфликте, постановке цели и выбору путей ее достижения в ситуации конфликтного взаимодействия;

· профессиональным типом мышления, включающим рефлективность, методологичность, саногенность, объемность, креативность;

· социально-педагогическими технологиями профилактики, управления и минимизации деструктивных форм конфликта;

· технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах;

· знаниями профессионально-этического кодекса конфликтолога - практика.

Структура содержания учебной дисциплины

Структуру содержания дисциплины «Конфликтология в социально-педагогической деятельности» составляют: теоретическое объяснение конфликта как социального явления, анализ его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями (культурой, правом, мировоззрением и др.), его места и функций в системе «общество - человек – личность», изучение конкретных видов конфликтов, а также технологий их профилактики и регулирования.

Согласно типовым учебным планам количество часов на изучение дисциплины «Конфликтология в социально-педагогической деятельности»составляет 50 аудиторных часов, из них - 22 часа лекционных занятий, 28 часов семинарских занятий.

Методы и формы обучения и воспитания

К специфическим технологиям и методам изучения учебной дисциплины «Конфликтология в социально-педагогической деятельности» относятся:

· проектные технологии, способствующие моделированию конфликта во всех сферах жизнедеятельности (межличностное социальное взаимодействие, профессиональная деятельность, внутриличностные конфликты, семейные конфликты);

· технологии формирования конфликтологической компетентности как фактора обеспечения социальной адаптации студентов в учебно-воспитательном процессе современного вуза и в будущей профессиональной деятельности: практические занятия, семинары, тренинги, практикумы, диспуты, выполнение заданий и упражнений, ориентированных на освоение ключевых аспектов конфликтологической компетентности;

· коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);

· технологии экспериментальной проверки эффективности процесса формирования и развития конфликтологической компетентности студента, будущего специалиста в области социальной педагогики;

· оценочно-результативные методики: выполнение учебных занятий диагностического характера, ориентированных на оценку уровня сформированности конфликтологической компетентности.

Наши рекомендации