Требования к освоению учебной дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Конфликтология в социально-педагогической деятельности» определены образовательными стандартами высшего образования первой ступени по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная педагогика. Дополнительная специальность» по циклу специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В п. 7.5.4 названных стандартов указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных социально-педагогических знаний и умений, составляющих социально-педагогическую компетентность выпускника вуза.
Выпускник должензнать:
- историю отечественной конфликтологии и характеристику основных этапов развития зарубежной науки о конфликтах;
- положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов;
- объект и предмет, цели и задачи конфликтологии;
- основные виды классификации и причины возникновения конфликтов;
- закономерности возникновения, развития, завершения конфликтов;
- теории механизмов и структуру конфликтов;
- принципы, способы и приемы конструктивного регулирования .конфликтов;
- функции конфликта и динамику различных видов конфликтов;
- социальные технологии и модели профилактики, предупреждения и управления конфликтами.
Выпускник долженуметь:
- осуществлять прогнозирование и профилактику конфликтов, принимать оптимальные управленческие решения для их предупреждения;
- компетентно оценивать результаты социально-педагогической деятельности по предупреждению, регулированию и разрешению конфликтов;
- анализировать причины возникновения, тип и структуру конфликтов;
- прогнозировать последствия конфликтов и определять условия их успешного разрешения;
- определять логику, стратегию и способы разрешения конфликта;
- способствовать сохранению конструктивного конфликтного потенциала;
- оказывать помощь конфликтующим сторонам в поиске «центра равновесия» в конкретной ситуации;
- осуществлять обучение эффективному поведению в конфликтной ситуации, методам конструктивного взаимодействия и диалога друг с другом.
Выпускник долженвладеть:
· теоретическими знаниями в области конфликтологии;
· культурой мышления;
· способностью к обобщению, анализу, восприятию информации о конфликте, постановке цели и выбору путей ее достижения в ситуации конфликтного взаимодействия;
· профессиональным типом мышления, включающим рефлективность, методологичность, саногенность, объемность, креативность;
· социально-педагогическими технологиями профилактики, управления и минимизации деструктивных форм конфликта;
· технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах;
· знаниями профессионально-этического кодекса конфликтолога - практика.
Структура содержания учебной дисциплины
Структуру содержания дисциплины «Конфликтология в социально-педагогической деятельности» составляют: теоретическое объяснение конфликта как социального явления, анализ его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями (культурой, правом, мировоззрением и др.), его места и функций в системе «общество - человек – личность», изучение конкретных видов конфликтов, а также технологий их профилактики и регулирования.
Согласно типовым учебным планам количество часов на изучение дисциплины «Конфликтология в социально-педагогической деятельности»составляет 50 аудиторных часов, из них - 22 часа лекционных занятий, 28 часов семинарских занятий.
Методы и формы обучения и воспитания
К специфическим технологиям и методам изучения учебной дисциплины «Конфликтология в социально-педагогической деятельности» относятся:
· проектные технологии, способствующие моделированию конфликта во всех сферах жизнедеятельности (межличностное социальное взаимодействие, профессиональная деятельность, внутриличностные конфликты, семейные конфликты);
· технологии формирования конфликтологической компетентности как фактора обеспечения социальной адаптации студентов в учебно-воспитательном процессе современного вуза и в будущей профессиональной деятельности: практические занятия, семинары, тренинги, практикумы, диспуты, выполнение заданий и упражнений, ориентированных на освоение ключевых аспектов конфликтологической компетентности;
· коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);
· технологии экспериментальной проверки эффективности процесса формирования и развития конфликтологической компетентности студента, будущего специалиста в области социальной педагогики;
· оценочно-результативные методики: выполнение учебных занятий диагностического характера, ориентированных на оценку уровня сформированности конфликтологической компетентности.