Семинар 4: Общепсихологическая характеристика деятельности
1. Подготовьте доклады из тем № 31-40 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).
2. Выполните тесты: «Уровень Вашей общительности»; «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон); «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири).
3. Используя схему структуры деятельности, раскройте сущность, роль и связь основных структурных элементов деятельности. Что в этой структуре является главным, определяющим, наиболее стабильным, а что изменчивым, зависящим от конкретных условий?
4. Какие существуют точки зрения о возможности замены деятельности человека «деятельностью» машин? Что из деятельности человека и при каких условиях может быть передано для выполнения техническим устройствам, а что при всех обстоятельствах остается за человеком?
5. Что объединяет и отличает труд, учение, игру как основные виды деятельности? Что представляет собой ведущий вид деятельности?
6. Почему сложное поведение муравьев или пчёл нельзя назвать трудом? В чём заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания побудившие Ф. Энгельса сказать: «… труд создал самого человека»?
7. Почему звуковую и другую сигнализации животных нельзя отождествлять с речь человека? В чём их сходство и различие? Укажите свойства речи.
8. Изучите стили общения и заполните таблицу:
Параметры сравнения | Авторитарный стиль | Демократический стиль | Либеральный стиль |
Постановка целей, распределение заданий и ответственности | |||
Принятие решений | |||
Стимулирование и мотивация | |||
Контроль и оценка работы | |||
Манера общения и интонации | |||
Методы и способы управления | |||
Трудовая атмосфера и дисциплина | |||
Групповая сплоченность | |||
Интерес к выполнению заданий | |||
Отношение к деятельности | |||
Отношение к инициативе | |||
Отношение к себе | |||
Отношения с подчиненными | |||
Отношение к критике |
Семинар 5: Конфликтология: предмет, задачи, история возникновения
1. Подготовьте доклады из тем № 41-46 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).
2. Выполните тесты: «Исследование самооценки личности» (Н.М. Пейсахов); «Диагностика волевого потенциала личности»; «Шкала локус-контроля» (Дж. Ротер).
3. Верно ли мнение (обоснуйте свой ответ): «Конфликт – явление всегда нежелательное, и при возникновении его следует немедленно разрешать?
4. Соберите пословицы и поговорки, в которых присутствует прямо противоположное отношение к конфликту (например: «Худой мир лучше доброй ссоры»). Чем можно объяснить подобного рода противоречия, которые доносит до нас народная мудрость?
5. Перечислите притчи, мифы, сказки, в которых есть конфликт. Оцените их героев с точки зрения конфликтности и толерантности.
6. Какова роль конфликтов в отечественной и мировой истории (аргументируйте свой ответ)?
7. Оцените значение конфликтов в семейной жизни, учебной и профессиональной деятельности. Какова роль конфликтов в вашей жизни?
8. Изучите направления психологии конфликта и заполните таблицу:
Направление в психологии конфликта | Характеристика направления | Основатель и представители | Понятие конфликта |
Психоаналитическое | |||
Социотропное | |||
Этологическое | |||
Теория групповой динамики | |||
Фрустрационно-агрессивное | |||
Поведенческое | |||
Социометрическое | |||
Интеракционистское | |||
Теоретико-игровое | |||
Теория организационных систем | |||
Теория переговорного процесса |
Семинар 6: Конфликт: сущность, типология, структура
1. Подготовьте доклады из тем № 47-52 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).
2. Выполните тесты: «Изучение системы ценностей, внутренних конфликтов и вакуумов в ценностно-смысловой сфере личности с точки зрения трехкомпонентной структуры ценностных ориентаций»; «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении» (В.В. Бойко); «Трансакционный анализ общения».
3. Ответьте аргументировано действительно ли вопрос «кто» не является первостепенным при анализе конфликта? Какова природа иллюзий участников и как они сказываются на переживании конфликта?
4. Запишите примеры различных типов внутриличностного конфликта из художественной литературы. Какой из перечисленных конфликтов является ролевым?
5. Изучите функции конфликтов, классифицируйте их на позитивные и негативные, а полученный результат оформите в виде схемы. В чём основные причины «приписывания» конфликтам негативных функций?
6. Изучите отличительные особенности конфликтогенов и заполните таблицу:
Типы конфликтных действий | Формы проявления | Примеры (речевые обороты) | Механизмы ухода от конфликтогена |
Стремление к превосходству | |||
Проявление агрессии | |||
Проявление эгоизма | |||
Неблагоприятное стечение обстоятельств |
7. Изучите трансакционный анализ Э. Берна и заполните таблицу:
Основные характеристики | Родитель | Взрослый | Ребенок | ||||
заботливый | критический | спонтанный | приспосабливающийся | бунтующий | маленький профессор | ||
Слова и выражения | |||||||
Мысли и поведение | |||||||
Интонации | |||||||
Эмоциональные состояния | |||||||
Выражение лица | |||||||
Позы |
Семинар 7: Разрешение конфликтов, стратегии поведения