Опишите основные методы психологического исследования

Охарактеризуйте сознание человека.

Понятие «сознание» в психологии многозначно. В житейском понимании термин «сознание» употребляется для обозначения состояния бодрствования человека, когда он в любой момент времени готов к контактам с внешним миром. «Потерять сознание» в данном смысле значит прервать эти контакты, не реагировать на воздействия окружающей среды.

В научном плане под сознанием понимается высшее проявление психики, обеспечивающее человеку возможность не только изучать внешний мир, но и видеть свое место в этом мире, формировать свое отношение к нему, организовывать взаимодействие с другими людьми, любить и ненавидеть, восхищаться и возмущаться, ставить перед собой ближайшие и отдаленные цели, чувствовать ответственность за свое поведение.

Неоднозначно толкование сознанияи в психологической литературе. Это и «способ отношения к объективной действительности», и «единство отражения и отношения к этой действительности», и «высшая форма психики», и «высший уровень психического отражения и саморегуляции», и «компонент (область) психики с познавательными возможностями». Категории такой сложности, как сознание, вряд ли можно дать полное определение. Взять хотя бы утверждение, что сознание — это «проявление сложной деятельности мозга». Проявится ли сознание, если отключить «деятельность» органов чувств? Ответ очевиден — нет. Значит, «не мозгом единым жив человек».

Сознание- это сфера психики, где отражение объективной реальности (в виде динамической последовательности ее образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку. Сознание в своей непосредственности есть, по словам А. Н. Леонтьева, открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия, и его состояния.

Как бессознательное проявляется в психических процессах , свойствах и состояниях?

Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.
Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Опишите основные методы психологического исследования

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

1. Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

2. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

3. Эксперимент является главным методом психологического исследования – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

корреляционный эксперимент

квазиэксперимент

4.Краткая характеристика возрастной периодизации развития следующих авторов:

Л.С. Выготский

Л.С. Выготский называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики».

Проанализировав существовавшие на тот момент схемы периодизации, он выделил три способа их построения.

1. Периодизация детства на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с развитием психики ребенка. Например, в соответствии с биогенетическим принципом выделяются стадия животной психики, стадия первобытности и др. у Ст. Холла или согласно исторически сложившимся ступеням образования говорят о дошкольном детстве, школьном возрасте и т.д.

2. За основу членения детства берется какой-то один признак или сторона развития как условный критерий (например, дентиция — появление и смена зубов — в периодизации П.П. Блонского или сексуальное развитие в концепции 3. Фрейда).

3. Производится попытка феноменологически описать особенности процесса развития и выделить закономерности, как в работах А. Гезелла.

Выготский предложил принципы, по которым должна строиться подлинно научная психологическая периодизация, учитывающая сущность процесса детского развития. Критерий выделения периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка». Критерий должен быть объективным, вехи разграничения возрастов не должны быть расставлены условно и произвольно. Критерий не может быть сведен к какому-либо одному признаку, поскольку в ходе развития симптоматичность и важность признака изменяется при переходе от возраста к возрасту.

Д.Б. Эльконин

Возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов: Младенческий. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее- ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.

1.Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т.д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипуляций с предметами.

2 Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода - ролевая игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.

3.Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего задания).

4.Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка - то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность - быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.

5.Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Ребята чаще задаются вопросами: "Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?" ВД - учебно-профессиональная.

Появляется ответственность за свое будущее. Разработанная Д. Б. Элькониным возрастная периодизация позволяет лучше понять мотивы ребенка каждого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития. - Читайте подробнее на FB.

Э.Эриксон

  • Младенчество
  • Раннее детство
  • Игровой возраст (5-7 лет)
  • Школьный возраст
  • Юность
  • Молодость
  • Взрослость
  • Зрелый возраст (старость)

З.Фрейд, Ж.Пиаже

Согласно З.Фрейду либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности человека. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом З.Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделил три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий.

Периодизация психического развития З.Фрейда: 1) либидо – объект (ребёнок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо), включает оральную стадию. Этот этап длится до года; 2) либидо – субъект (наоборот), включает анальную и фаллическую стадии. Этот этап длится до начала полового созревания; 3) либидо – объект, включает в себя генитальную стадию.

Для Ж. Пиаже критерием деления детства на периоды служил переход от одного вида мышления к другому. Процесс развития интеллекта, согласно ему состоит из трёх больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трёх основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т. е. системы обратных действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения.

Периодизация психического развития по Ж.Пиаже: 1) сенсомоторный интеллект (0 – 2 года); 2) репрезентативный интеллект и конкретные операции (2 – 12 лет); 3) репрезентативный интеллект и формальные операции (12-14 лет).

Определения

Сензитивный период-период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Социальная ситуация развития- каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

Ведущий вид деятельности- деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Кризис развития -особый, относительно непродолжительный по времени (до года) период онтогенеза, характеризующийся резким психическим изменением.

Психологические новообразования– это :

– во - первых , психические и социальные изменения , возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка , его отношение к среде , внутреннюю и внешнюю жизнь , ход развития в данный период ;

– во - вторых , новообразование – обобщенный результат этих изменений , всего психического развития ребенка в соответствующий период , который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста .

Зона актуального развития -совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи.

Зона ближайшего развития - уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.

6. Ощущение называют источником познания потому, что в отличие от знания, познание — не просто информация, а приобретенный опыт, который и является совокупностью знаний, чувств и ощущений. Именно ощущения дают опыт, ведущий к познанию чего-либо. Так, например, можно узнать о вкусе нового фрукта, но познать этот вкус можно только попробовав его, то есть ощутив этот вкус. Подобным образом происходит в любых, даже самых, казалось бы, нематериальных вещах — только пережив что-то лично, человек может познать ситуацию; а предварительно полученная информация, как правило, дает лишь смутное представление о любом явлении.


7. Ощущение– один из самых простых физических процессов, подразумевающий отражение некоторых отдельных свойств окружающих объектов во время их непосредственного влияния на органы чувств.

Восприятие– сложный процесс, состоящий из отражения предметов, событий или разнообразных ситуаций в их целостности.

8. Точное восприятие окружающей ситуации, предметов и людей, с которыми приходится или предстоит иметь дело, составляют необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия.
Качественное восприятие значительно экономит расход ресурсов головного мозга: проходя мимо многоэтажного дома, мы отмечаем характерные особенности этого дома, с тем, чтобы потом узнать этот дом среди других, однако если нам впоследствии зададут конкретные вопросы (сколько в доме этажей? каков его адрес? что находится на первом этаже?), то мы, скорее всего, не ответим, потому что изначально не было такой задачи (во всех встречных домах считать этажи, запоминать адреса домов и все организации, находящиеся в них).

Прежний опыт помогает восприятию более точнее представлять и воображать будущую действительность.

9. И память и восприятие работает с информацией, только восприятие отвечает за прием,анализ информации, а память за хранение , накопление, воспроизводство.

10. Внимание и впечатление.Запоминается лучше то, что нам интересно, на чем мы сконцентрированы. Эти условия запоминания можно тренировать и создавать специально в необходимый момент.

Ассоциации. Ассоциации помогают создать в вашей голове связь между тем, что вы хотите запомнить, и тем, что уже прочно там закрепилось. Правильное использование ассоциаций.

Структурирование. Структурирование материала является важнейшим фактором целенаправленного запоминания. Об умении правильно делить информацию, создавать тематические блоки на основе логики и ассоциативного мышления

Повторение. Память человека является процессом динамическим, со временем что-то забывается. А также для развития способности к запоминанию информации полезно использовать мнемотехники и специальные приемы и упражнения тренировки памяти:

Мнемотехники. Существует ряд особенностей запоминания определенной информации. Это связано с тем, что иногда есть удобные ассоциации, использование которых в определенных случаях дает сильный эффект для запоминания. Такие способы и рекомендации называются мнемотехниками.

Тренировка памяти. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов.

11. Внимание - это направленность психики/сознания на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности.

Другой вариант определения: сосредоточение сознания на отдельных (личностно или ситуативно значимых) аспектах действительности.

Внимание определяет динамику и селективность сознания, выступает неотъемлемым элементом познания, но, в отличие от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.д.), не имеет своего специфического содержания; оно призвано обеспечивать функционирование всех других познавательных процессов и, вообще, психической активности.

Значение эмоций.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.
Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.
Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая значение переживаний, В. И. Ленин говорил, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.

Значение чувств

Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - это разнообразные чувства и эмоции. Они - одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.
Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.
Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.
Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Эмоции и чувства обозначают различные психические явления, которые тесно связаны друг с другом. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются. В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря Эмоции – это отражение в форме пространственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности. Велико значение эмоций и для регуляции поведения в тех случаях, когда требуется мгновенная мобилизация всех сил и возможностей организма.
Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные, эмоциональные состояния и их оттенки.

13. Эмоции являются мгновенной реакцией человека на предмет раздражения, его удовлетворенность или неудовлетворенность от внешних условий, в то время, когда чувствами можно назвать состояние, более продолжительное во времени. Это и есть первое различие между этими процессами: эмоции – мгновенные и краткосрочные, а чувства – постепенные (продолжительные) и долгосрочные.

14. Темперамент- одно из индивидуально-психологических свойств личности. Его часто называют биологическим фундаментом, на котором строится личность. Этим самым подчеркивается природная обусловленность и устойчивость этого свойства. Темперамент является одной из наиболее общих, интегральных характеристик личности вместе с такими, как характер, направленность и др. С темпераментом связаны скорость и интенсивность реагирования на внешние эмоциогенные раздражители, особенности приспособления к среде, характеристики моторных реакций, манеры поведения и индивидуальный стиль деятельности, характер протекания психических познавательных процессов и многое другое. В повседневности темперамент проявляется в реакциях человека на слова собеседников, в его походке, жестах, мимике, речи, движениях и поступках.

15. Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

16. Черты характера, выражающие отношение человека к окружающему миру и к другим людям:

общительность – замкнутость; откровенность – скрытность;

вёжливость – грубость; тактичность – бестактность;

правдивость – лживость; гуманность – жестокость;

искренность – лицемерие; доброжелательность – зависть;

идейность – безыдейность; принципиальность - беспринципность;

молчаливость – болтливость; бескорыстность – жадность;

доброта – злоба; активность – апатичность;

верность – непостоянство; объективность - субъективность;

оптимистичность – пессимизм; сочувствие – агрессивность;

дружелюбие – злость и др.

Черты характера, выражающие отношение человека к деятельности, труду:

инициативность – безынициативность; деловитость – безалаберность;

дальновидность – беззаботность; настойчивость – инертность;

медлительность – торопливость; трудолюбие – лень;

работоспособность, выносливость, усердие, деловитость, пунктуальность, предприимчивость, планирование и др.

Черты характера, выражающие отношение человека к вещам и имуществу:

аккуратность – неряшливость; экономность – расточительность;

щедрость –. скупость; практичность – непрактичность;

бережливость – небрежность; мелочность – расчетливость и др.

Черты характера, выражающие отношение человека к самому себе:

самокритичность - некритичность; требовательность – нетребовательность;

скромность – хвастливость; самообладание – растерянность;

самоуверенность – мнительность; прямодушие –. хитрость;

упрямство – покорность; храбрость – трусость;

честность – бесчестие; веселость – мрачность;

самомнение – неуверенность;

заносчивость, гордость, уживчивость, застенчивость, высокомерие, обидчивость, угодливость, целеустремленность, боязливость и т.д.

17. Характер -- лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Человек, поставленный в экстремальную ситуацию или просто в ситуацию выбора, способен подняться над обстоятельствами, в том числе и над собственным характером.

Эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в том числе и внутренним, психологическим, представляет собой могучую силу самоизменения человека, основу его развития как личности. В связи с этим любые попытки конечного объяснения человека, прогноза его поведения не могут быть окончательными в принциᴨȇ, так как личность способна обесценить эти объяснения, бросить им вызов и стать другой, т. е. сделать выбор в пользу своего общественного и общечеловеческого применения (и тем самым собственного развития), а не только лишь соответствия внешним и внутренним обстоятельствам.

Проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от усᴨȇшного или неусᴨȇшного преодоления трудностей, от далеких и ближайших ᴨȇрсᴨȇктив в достижении основных жизненных целей.

Деятельность человека, его поведение, прежде всего, определяются теми целями, которые он ставит ᴨȇред собой, и основной детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность его личности -- совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у котоҏыҳ в направленности личности обнаруживается много общего и цели котоҏыҳ совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей стеᴨȇни обнаруживает себя в стрессовых ситуациях, при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.

Решительный по своему характеру человек ᴨȇреходит от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длительной борьбы мотивов. Тактичность как черта характера индивида способствует проявлению осторожности в высказываниях, которая предполагает учет целого ряда обстоятельств и проблем, существенных для людей, с которыми он общается.

Так, в качестве черты характера может рассматриваться стеᴨȇнь выраженности у индивида мотивации достижения -- его потребности в обязательном достижении усᴨȇха в любой деятельности, какой бы он ни был занят, особенно в условиях соревнования с другими людьми. Мотивация достижения как черта индивидуальности формируется прижизненно вследствие систематических и личностно значимых поощрений человека за усᴨȇхи и наказаний за неудачи.

18. При этом характер зависит от того, как соотносится человек (на основе уже ранее сложившихся его особенностей) к своим неудачам и удачам, к общественному мнению и ряду других обстоятельств. Так, люди, обучающиеся в том же классе школы или работающие на равном положении, приобретают разные черты характера в связи с тем, справляются ли они с делом. Одних усᴨȇх окрыляет и побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны «почевать на лаврах»; одних неудача угнетает, в других пробуждает боевой дух.

Итак, важнейший момент в формировании характера - то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе - как к другому. Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется, во-ᴨȇрвых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношения человека к другим людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива. В коллективе, при живом общении с другими людьми ясно выступают такие черты характера, как широта или мелочность, неуживчивость или покладистость, миролюбие или склонность к спорам.

Наши рекомендации