Семантические отношения
Еще одним важным моментом в инженерии знаний является представление о семантических отношениях между понятиями, под которыми понимаются специфические связи между репрезентациями понятий в памяти, возникающие в результате когнитивных операций и отражающиеобъективносуществующие отношения предметного мира. Когнитивные операции - это установление ассоциативных взаимосвязей и отнесение этих взаимосвязей к тем или иным однородным группам (фактически речь идет об «осмыслении» или интерпретации взаимосвязи, т. е. вкладывании в нее некоторого смысла).
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
Исследование механизмов накопления опыта было проведено в области программирования на ЭБМ [Cооке, McЕЮпаМ, 1987]. С помощью методов многомерного шкалирования было показано, что один из аспектов программистского опыта включает в себя организацию знаний соответственно смыслу программы, или семантике, а не в соответствии с синтаксисом. Когнитивная структура знаний экспертов-программистов, полученная на основе оценок связности концептов, показана на рис. 3.5. Эксперимент показал, что всех программистов на основе анализа структуры семантического пространства можно разбить на три группы: новички, неопытные специалисты среднего уровня, опытные специалисты. Кроме того, исследовалась эволюция когнитивной структуры программиста по мере его продвижения от новичка до опытного специалиста.
Интерпретация выявленных отношений (связей) между понятиями потребовала дополнительных усилий. Так, например, означивание дуг на рис. 3.5 потребовало дополнительного эксперимента, участникам которого была предложена пара понятий и поставлена задача - дать словесное описание связи между понятиями пары. Результаты представлены в таблице 3.2. Таким образом, когнитивная структура, изображенная на рис. 3.5, может быть превращена в семантическую.
'Подпрограмма
Параметр
Оператор
Функция
Присваивание
Глобальная переменная
(Отладка)—(Программа)
Выход
Числовые данные
Символьные данные
Массив
Алгоритм
(Сортировка]
Поиск
Повторение
Рис. 3.5. Ассоциативная сеть структуры знаний эксперта-программиста
/
Компьютерная психодиагностика___________________
Таблица 3.3
Связанные пары понятий | Отношения между связанной парой ""понятий |
Подпрограмма-программа | Есть часть |
Символьные данные-выход | Есть тип |
Параметр-программа | Используется |
Программа-выход | Производит |
Сортировка-поиск | Включает в себя |
Численные данные-параметр | Может быть |
Функция-оператор | Есть |
Функция-программа | Есть часть |
Отладка-программа | Подвергается |
Выход-численные данные | Состоит из |
Массив-символьные данные | Может состоять из |
Функция-подпрограмма | Есть |
Присваивание значений-параметр | Используется для |
Массив-глобальная переменная | Может быть |
Массив-численные данные | Может состоять из |
Повторение-сортировка | Есть часть |
Программа-алгоритм | Есть выполнение |
Сортировка-алгоритм | Есть |
Сортировка-численные данные | Делается на |
Присваивание-оператор | Есть |
Аналогичный эксперимент, проведенный в области психодиагностики, будет описан ниже при рассмотрении методов установления семантических отношений.
Известно, что в природе существует около 200 базовых отношений [Поспелов,1986], остальное многообразие является комбинацией базовых.
Отношения классификации позволяют классифицировать элементы предметной области, образовывать классы понятий. Здесь важнейшими являются отношения: «иметь имя», «класс-подкласс», «элемент-класс», «род-вид», «нижестоящие понятия-вышестоящие понятия», «часть-целое».
Признаковые отношения приписывают различные качественные признаки понятиям и могут быть представлены в виде последовательной композиции двух отношений: «иметь признак» и «иметь значение признака».
Количественные отношения выражают квантитативные характеристики понятий и могут быть сведены к композиции двух отношений: «иметь меру» и «иметь значение меры». В количественных отношени-
^Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
ях вместо конкретного значения меры может быть указано некоторое качественное значение.
Отношения сравнения составляют две характеристики некоторого понятия или группы понятий по какому-либо признаковому или количественному отношению.
Отношения принадлежности связывают два элемента предметной области не по какому-либо классификационному признаку, а лишь по признаку отношения к какой-либо конкретной ситуации.
Временные отношения определяют такие динамические характеристики элемента, как протяженность существования во времени, момент возникновения, дата и другие временные показатели. К временным отношениям принадлежат отношения типа: «быть одновременно», «быть раньше», «совпадать во времени», «пересекаться во времени» и т. п.
Пространственные отношения фиксируют место пребывания некоторого элемента предметной области или взаимоотношение элементов между собой в некотором пространстве. В качестве примера можно привести следующие пространственные отношения: «совпадать в пространстве», «быть слева», «быть справа», «быть сзади», «быть между», «касаться» и т. д.
Каузальные отношения отражают причинно-следственные связи, а также связи, определяющие цель, мотивацию, предпочтения при принятии решений. Примером могут быть отношения: «причина-следствие», «быть целью», «быть мотивом».
Инструментальные отношения отражают прагматический аспект деятельности. Самые важные из них: «служить для», «быть средством для», «способствовать», «быть инструментом», «быть вспомогательным средством».
Информационные отношения образуют группу отношений, которые описывают различные стороны передачи и получения информации: «быть отправителем», «быть получателем», «быть источником информации».
Порядковыеотношенияошсътаютсоотнесенность элементов предметной области между собой: «быть следующим», «быть очередным», «быть ближайшим».
Модальность - это класс отношений, в котором исследуются высказывания, имеющие такие истинностные значения, как возможность, необходимость, обязательность. Модальность - одно из важнейших свойств суждений, так как в нем выражается степень существенности того или иного признака для данного объекта предметной области, отраженного в суждении. В традиционной формальной логике суждения по модальности делятся на три группы: суждения возможности
_________________Компьютерная психодиагностика__________________
(проблематичности),суждениянеобходимости,суждениядействительности. В суждении возможности отображается вероятность наличие или отсутствия признаков у объекта, о котором говорится в данном суждении. В суждении необходимости отображается такой признак который имеется у объекта при всех условиях. В суждении действие тельности констатируется наличие или отсутствие того или иного признака.
Практика разработки экспертных систем в различных областях показывает, что для каждой предметной области помимо общих базовых отношений могут иметь место и уникальные отношения, характерные только для даннойпредметной области. Ниже будут представлены семантические отношения, специфические для области психодиагностики.