Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.
Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.
Характеристика:
1.Деятельность воображения связана с эмоциональными переживаниями человека и играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.
2.Воображение связано и с реализацией наших волевых действий, воображение присутствует в любом виде деятельности и чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение воображения.
3.Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга - гипоталамо-лимбической системой.
4.Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме, двигательные функции и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже.
Можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
Виды воображения
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности.
Непроизвольное воображение:
· Крайний случай - сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.
· Воображение, развертывающееся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Произвольное воображение. Человек сам создает определенные образы, намеченные им самим или заданные ему со стороны; процесс воображения контролируется и направляется самим человеком; в основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Виды и формы произвольного воображения:
· воссоздающее воображение
· творческое воображение
· мечту
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т.д.
Воссоздающее воображение работает, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию или на основе схем и чертежей. Последний вариант определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве (связано с мышлением и памятью).
Творческое воображение. Характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые (не по образцу), самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение тесно связано с памятью, т.к. во всех случаях человек использует свой предшествующий опыт. Между воссоздающим итворческим воображением нет жесткой границы.
Мечта. Cамостоятельное создание новых образов. Мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения.
· Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя.
· Во-вторых, мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.
Главная особенность мечты является - это воображение, направленное на желаемое будущее.
Различают несколько подтипов данного вида воображения:
· человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного - мечта активный, произвольный, сознательный процесс;
· существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности, мечты остаются только мечтами; причина заключается в жизненных неудачах, в результате которых человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту; мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. Подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма.
Что такое творческая личность?Не задумывались ли вы о том, почему одни люди способны к творчеству (обычно их называют творческими личностями - ТЛ), а другие нет? Чаще всего это явление стараются объяснить различным уровнем развития воображения. Воображение всегда присутствует в творчестве. Без развитого воображения не может быть продуктивной творческой деятельности. Можно ли управлять развитием воображения и сформировать в человеке способности к творчеству? Авторы книги «Как стать гением» Г. Альтшуллер и И. Верткин на этот вопрос отвечают положительно.
«Исследовано около 1000 биографий, выделены общие моменты, и получилась такая картина: всю жизнь ТЛ можно представить цепочкой ходов, шагов. Воспользуемся аналогией с шахматной партией и разыграем условную интегральную шахматную партию Творческая личность - Внешние обстоятельства. Творческая личность стремится к творческой цели, а внешние обстоятельства однозначно мешают ей. То есть, конечно, бывает, что в какой-то момент времени ТЛ получает помощь, поддержку от внешней среды, но это благополучный случай, здесь нет проблем. А проблемы вот: ТЛ сделала один ход - в ответ получила мат, три хода, четыре хода - вот такая игра... Так вот один из первых ходов называется "встреча с чудом".
ТЛ очень важно выйти на свою дорогу как можно раньше, сделать это легче в 5-7-10-12 лет, чем в 55 и старше. Хотя шансы остаются, пока человек жив. Встреча с чудом - что это такое? Иногда человек наталкивается на какую-то вещь, самую разнообразную вещь, которая запечатлевается у него в сердце и накладывает отпечаток на всю последующую деятельность. На становление человека, на превращение простого человека в личность с большой буквы. Вот простой пример. Шлиман увидел книгу "Падение Трои". На обложке был рисунок - крепость, огонь, воин с мечами... Все это было настолько здорово нарисовано, что ребенок пошел к отцу и стал ему объяснять, какие он прочитал интересные вещи. Ему было 5-7 лет. Отец сказал, что это сказка, легенда, выдумка художника. Шлиман-младший не спорил с папой, но в душе затаил уверенность в том, что этого не может быть — откуда же художник знал? Короче говоря, к вечеру этого дня Шлиман принял решение посвятить свою жизнь раскопкам Трои, открыть для человечества пласт новой культуры. И он осуществил это, он шел длинным путем, но Шлиман стал Шлиманом, стал Личностью, когда ему было 5-7 лет. Возникает проблема: нельзя ли поставить искусственный эксперимент? Нельзя ждать и рассчитывать на то, что ребенок встретится с чудом сам по себе, что ему повезет. Надо организовать такую встречу в процессе его воспитания. Разумеется, не обязательно, чтобы он представлял это экспериментом, для него все должно быть естественно. Чудом может быть все, что угодно: картина, книга, музыка...»
Таким образом, напрашивается ответ: практический опыт является основанием для работы воображения, но этот опыт должен быть особым. Он должен заинтересовать своей необычностью. Но для ребенка все необычно. Следовательно, он должен понять, что то, с чем он встретился, действительно является необычным. В этом ему должны помочь взрослые, и в первую очередь родители. Внимание родителей и их забота о развитии ребенка предопределяют то чудо, о котором пишут авторы книги.
Однако только ли «чудо» необходимо для запуска воображения и особенно творчества? Много людей встречаются с фактами, которые им чрезвычайно интересны, но не становятся в результате этой встречи творческой личностью. Видимо, необходимо что-то еще, но что?
На самом деле факторов, обусловливающих успех творчества, много. Важнейшими из них являются трудолюбие и организованность. Академик Обручев, известный своей большой творческой продуктивностью по специальным вопросам, увлекался также литературной деятельностью. Поражают в этом побочном для него занятии огромные масштабы: 100 печатных листов художественных произведений - пять романов, статьи, рассказы, десятки фельетонов, книги воспоминаний. И это при том, что Обручев многие годы провел в путешествиях, занимал административные посты, жил интенсивной общественной жизнью, имел семью, не раз менял место жительства.
Секрет Обручева прост - ежедневный многочасовой труд. Но труд этот без строгого распорядка дня был бы невозможен. В книге В. А. Друянова, посвященной жизни академика Обручева, есть такие строки: «В Иркутске, Москве, Ленинграде, на даче в Гатчине под Ленинградом - где бы ни жили Обручевы, у них в доме устанавливался заведенный как часы четкий распорядок дня. И ничто не могло нарушить этот жесткий, даже деспотический режим, по которому глава семьи в одно и то же время завтракал и обедал, говорил с сыновьями, главное, в одно и то же время уходил к себе в кабинет».
В итоге жизни, прожитой в таком ритме: более 600 научных трудов, около 2500 рецензий и рефератов, 323 научно-популярные работы, 17 художественных произведений, более 160 геологических карт и схем. Многим геологам и географам показалось бы невероятным прочитать все это».
Из: Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск, 1994.
Например: неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют формированию негативного психического состояния (повышенный уровень тревоги, чувство дискомфорта или депрессивные реакции) – фактор, обусловливающий затруднения в социально-психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных расстройств и преморбидных (предболезнь) характеристик. Мечта может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.
Эти типы мечты - активные, произвольные и сознательные психические процессы.
Воображение может существовать и в пассивной форме - непроизвольной игре воображения:
1. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей – грез; людям свойственно грезить о приятном, заманчивом, но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, это свидетельствует об определенных нарушениях психического развития, что может привести к отрыву от реальной действительности.
2. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во снеи т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты (наблюдаются при некоторых психических расстройствах, употреблении наркотиков и т.д.).
При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик:
3. степень проявления волевых усилий
4. степень активности, или осознанности
Рис. 11.1. Виды воображения |