Знаете ли вы, как развивается общение у слышащего и глухого младенца?
Вам полезно узнать, как развивается слышащий ребенок, так как многое в развитии глухих и слышащих детей совпадает. Как развивается общение у слышащих детей? Что такое общение? Общение — это не просто разговор нескольких людей, это — взаимодействие, обмен мыслями, чувствами и настроениями. В общении вы стараетесь понять точку зрения собеседника и сравнить ее со своей собственной.
С первых минут появления малыша на свет мать начинает общаться с ним как с понимающим разумным человечком. Когда младенец кричит, издает звуки, улыбается, смотрит на нее, она думает, что он обращается к ней, и отвечает ему. Постепенно он действительно начинает обращаться к ней.
С двух месяцев в ответ на касание, ласковый голос и взгляд матери малыш певуче гулит, улыбается, дрыгает ножками и ручками — у него появляется так называемый «комплекс оживления». Раньше всего дети начинают гулить при поглаживании.
В полтора месяца младенец начинает смотреть в глаза матери, и она видит, что он ее понимает. С этого момента мать начинает с ним больше играть. Эти игры, поддразнивания, ласковый разговор происходят не только после кормления, но и во время пауз, в самом приятном и безопасном для ребенка положении — под грудью матери.
Кормление грудью не только полезно для здоровья ребенка и матери, но и предохраняет ребенка от инфекции, а мать — от появления опухолей груди в возрасте после 45—50 лет. Оно очень важно для развития у младенца навыков общения и здоровой психики: чувства защищенности, уверенности, доброжелательности. Дети, которых не кормили грудью, растут более агрессивными и возбудимыми, у них хуже контакт с матерью.
Не убегаете ли вы по своим делам, когда нужно кормить младенца грудью, поручая кому-нибудь дать ему бутылку с соской?
Если у вас совсем мало или вообще нет молока и вы кормите малыша с ложечки, все равно его лучше держать в положении «лежа под грудью».
Кормление малыша — это не просто принятие пищи, это — школа общения, игры, взаимного удовольствия и радости.
«Разговор» матери и младенца необычен: мама говорит только сама, но делает паузы после каждой фразы, младенец отвечает редко, но мама ведет себя так, как будто он ей отвечает.
Наряду с «разговором по очереди» есть и другой, частый в этом возрасте, — «разговор хором» — для выражения разделенной радости, удивления, восхищения. Мама все время смотрит на младенца, в 10 раз дольше, чем смотрят друг другу в глаза взрослые. Это говорит о ее глубоком контакте с малышом, любви к нему.
Во время общения она играет с ребенком в «прятки», «козу», «ладушки», «сороку-воровку».
Во время игр мама непрерывно показывает младенцу свое лицо с различными преувеличенными выражениями чувств. При общении во время «комплекса оживления» вначале на ее лице появляется насмешливо-удивленное выражение — сигнал к началу общения и привлечения к нему младенца. Оно сочетается со звуками «о-о-о» или «а-а-а» с сильным ударением, замедленным или ускоренным темпом, преувеличенной высотой, силой и громкостью звуков для выделения чувств. Чтобы продолжить и поддержать общение, используется улыбка и выражение сочувствия. Улыбка матери сообщает, что взаимодействие идет хорошо. Выражение сочувствия используется, когда оно нарушается или истощается.
Если у малыша головка повернута к матери и он смотрит ей в глаза, значит, он хочет и готов общаться.
Если головка ребенка повернута на 15° и взгляд устремлен на мать, значит, он еще не решил, начать общение или нет. Если он нахмурился, повернул головку в сторону или отвел взгляд, это сигнал для мамы окончить взаимодействие или остановиться хотя бы на некоторое время — малыш Устал. Когда ребенок избегает общения, у него бесстрастное и нейтральное выражение лица, взгляд отводится в сторону.
Внимательны ли вы к малышу во время общения? Чувствуете ли вы, когда он хочет общаться, а когда устал, ведь его маленькие силы быстро истощаются?
Малыш воспринимает мать, не только слыша ее голос и видя ее, он чувствует ее запах и касание, ее движения. Он узнает маму, используя свои пять органов чувств. Вот почему так трудно бывает обнаружить дефект какого-нибудь одного из них в младенческом возрасте — он преодолевается за счет остальных.
Улыбка малыша наиболее привлекательна для матери. До трех недель жизни улыбка вызывается внутренним состоянием младенца. С конца первого месяца жизни вид именно человеческого лица вызывает у младенца улыбку. А с трех месяцев малыш сам улыбается, чтобы вызвать ответную улыбку.
Крик ребенка сначала также вызывается внутренними причинами: малыш хочет есть, спать, ему неудобно, болит животик. Этот крик — врожденный, он имеет широкий спектр слышимых частот звуков. В крике нет пауз, которые бы говорили об ожидании ответа. Если родители не реагируют, он завершается неконтролируемым криком, который настолько пронзителен и громок, что, кажется, малыш разбудит всю улицу, если его как-то не успокоить. Так, с помощью врожденных средств мы получаем сигнал, который для нас значит: «Помогите немедленно!»
Чем чаще мать подходит к младенцу, когда он кричит, тем быстрее первый крик переходит в хныкающее, просящее покрикивание, которое остается типичным для этого ребенка и в будущие годы.
В преобразованном крике, появляющемся на третьем месяце жизни, слышно ожидание ответа, это уже не просто крик, а просьба.
Крик-просьба отличается от врожденного крика: он не такой громкий, длится меньше и сопровождается паузой — ребенок ждет. Крик-просьба характерен только для данного младенца, в то время как врожденный крик одинаков для всех малышей.
Бытует мнение, что к ребенку нельзя часто подходить, когда он плачет, иначе он избалуется, будет все время проситься на руки. До трех-четырех месяцев вы для малыша — центр его вселенной. Чем чаще вы будете к нему подходить, когда он кричит, тем лучше он будет развиваться, тем с большим доверием он будет смотреть на мир и с большим интересом его изучать.
После четырех месяцев жизни малыш начинает интересоваться окружающими его предметами, сначала близкими, потом далекими; поэтому, если вам надо отойти, его легко отвлечь и занять игрушкой.
В 5—6 месяцев гуление ребенка начинается заменяться лепетом, при котором произносятся отдельные слоги. В 7— 9 месяцев разные слоги произносятся друг за другом, т.е. получается, что малыш, играя звуками, лепечет «ма-ма-ма», «па-па», «дя-дя-дя», «ба-па» как слова.
Способность к лепету и гулению является врожденной, гулят и лепечут и глухие дети.
Интенсивность и разнообразие лепета зависят от качества и частоты общения с малышом и его слуха. Лепет необходим, чтобы тренировать связи между произношением и слухом, чтобы развить контроль слуха за произношением звуков.
В 5—6 месяцев младенцы начинают лепетать с типичной для данного языка мелодикой. Например, можно отличить русские и американские мелодики лепета от китайских. У ребенка развивается интонационный слух.
Слушая выразительную речь матери, обращенную к нему, младенец «впитывает» речь, а затем издает звуки с интонацией вопроса, ответа, удивления, радости, восхищения и т.д. Позже вокализации (звуки) ребенка имеют значения отрицания (на-а), переспроса (а?), согласия, просьбы, требования, которые взрослый хорошо понимает.
Считается, что речь как средство общения ребенка начинается с того момента, когда он произносит слова и предложения. Однако еще до того, как ребенок начинает говорить словами, у него развивается система дословесных средств общения, которую мы назовем первым языком — протоязыком.
В протоязык входят звуки (вокализации), мимика и движения тела, жесты и взгляды.
В число первых средств общения — протознаков — входят и предметы, которые выделяются ребенком в ситуации общения, например чашка, на которую указывает малыш, сидя на коленях у матери. Эти предметы употреблялись малышом и матерью в совместных действиях. Это — предметные протознаки: и ребенок, и мать знают, что они Делали с помощью этих предметов, т.е. их значения, и поэтому легко понимают друг друга. А незнакомый человек Может и не понять, что требует ребенок, смотря или показывая на тот или другой предмет. Он не знает значения этого протознака. Поэтому для обогащения протоязыка важно, чтобы и малыш, и мать использовали предметы в совместных действиях.
Как развиваются жесты ребенка? В 7—8 месяцев малыш начинает смотреть, а в 9—10 месяцев указывать на предметы в ответ на вопрос взрослого: «Где...?» После года у него появляется в общении множество других социально принятых в речи жестов: «до свидания», «не хочу», «или сюда», «здравствуй», «исчезло, нет», «возьми на ручки», «спасибо» и др., а также изображающие жесты, изобретенные самим ребенком: «жалеет», «садись», «хочу спать», «хочу есть», «хочу пить», «много» и др.С развитием ребенка жесты усложняются, появляются жестовые высказывания. Например, в полтора года ребенок указывает на яблоко, затем указательным пальцем правой руки несколько раз дотрагивается до открытой ладони своей левой руки, вокализируя, т.е. просит дать ему яблоко. Социально принятые жесты у детей развиваются по-разному. Если есть обычное действие, частично совпадающее по форме с жестом, форма жеста заимствуется у действия. Например, форма жеста «не хочу» — качание головы — взята из действия быстрого верчения головой, когда ребенок не хочет есть. Форма указательного жеста заимствуется у действия дотрагивания указательным пальцем до близких мелких предметов.
Если форма жеста не связана с обычным действием, она развивается постепенно. Например, при усвоении жеста «здравствуй» Лена (возраст — 1 год 14 дней) в ответ на приветствие взрослого вначале лишь поднимала вверх руку. Несколько позже (1 год 1 месяц) она уже сама протягивала руку.
Бывает, что жесты перестают использоваться, затем появляются вновь, иногда отдельные составляющие жеста выпадают и заменяются новыми.
Как взрослый помогает малышу овладеть формой жеста? Вначале ребенок употребляет жест в ответ на слова и жест взрослого, подражая ему. Например, папа говорит: «Помаши дяде ручкой — до свидания!» — после того, как повторил жест рукой малыша. Далее жест может быть вызван, если взрослый попросит ребенка употребить жест, причем вначале показав, как это сделать. Затем малыш использует жест, услышав лишь просьбу взрослого, но не видя самого жеста. И наконец, он самостоятельно использует жест в нужной ситуации.
Жест не сразу начинает что-то означать. Сначала малыш повторяет жест, просто играя. Это можно заметить поэтому, как, делая движение, он смотрит не на человека, а а свою ручку. Ребенок играет, повторяя движения, овладевая ими и радуясь этому. Например, мой знакомый мальчик Дениска в возрасте 10 месяцев 22 дней вначале производил жест «до свидания» играя. Он отводил ручку в сторону, потом направлял ее к себе, смеясь и повторяя эти движения в том же порядке быстрее и быстрее. Мама в этот момент никуда не уходила, и с ней не было нужды прощаться. Когда же мама на самом деле собралась уйти, Дениска не махал ручкой, а смотрел на маму и плакал: не хотел, чтобы она уходила.
Иногда жест используется в ответ на слова взрослого, но также без понимания его значения. Тот же Дениска, когда ему говорили: «Нет, не надо!» — начинал быстро вертеть головой и смеяться, т.е. заигрывал с мамой.
При усвоении ребенком жеста его значение то расширяется, то сужается. Так, Дениска вначале машет ручкой («до свидания») едущим мимо него машинам, трамваям, идущим мимо людям, затем только проходящим мимо него людям. После того как одна знакомая женщина помахала ему рукой из окна едущего мимо трамвая, он машет ручкой («до свидания») и людям, и трамваям даже тогда, когда слышит звук трамвая. В конце концов он стал махать рукой и знакомым, и незнакомым людям, если они, поговорив с ним, уходят.
Сужение и расширение наблюдается и при усвоении детьми значений слов. Это общая закономерность развития значений любых средств общения.
Очень важную роль в системе средств общения имеют разные виды взглядов. Пока взрослый не сможет привлечь и I направить внимание малыша на предмет или на себя, он не сможет его ничему научить. Ребенок начинает развиваться, | когда у него и взрослого возникает разделенное внимание к предмету, т.е. они могут одновременно смотреть на один и тот же предмет.
В первые месяцы взрослый следит, куда смотрит ребенок, и говорит о предмете, на который ребенок смотрит. Далее, к 6—8 месяцам, ребенок начинает следить, куда смотрит взрослый, а потом следует не только за взглядом взрослого, но и за направлением его указательного жеста.
Контактный взгляд направлен в глаза другому человеку с целью обратить на себя внимание. Этот вид взгляда появляется в 1,5—2 месяца вместе с «комплексом оживления».
Указательный взгляд направлен на предмет с целью привлечь к нему внимание другого человека, если данная вещь знакома ребенку. Например, Оксане (9 месяцев 22 дня) папа принес бутылочку с молоком. Оксана смотрит на бутылочку, у нее довольное выражение лица, малышка издает звуки. Ей дают пить молоко.
Взгляд, «ищущий оценку» (своим действиям), направлен в глаза другому человеку после какого-либо действия. Он появляется у детей после 8—9 месяцев. Например, мама дала Оксане (возраст тот же) игрушку, которую она берет, смотря на маму и улыбаясь. Затем Оксана тащит игрушку в рот и смотрит на маму (взгляд «ищет оценку»), вероятно ожидая мамину реакцию, ведь часто ей не разрешают брать в рот предметы.
Соединяющий взгляд соединяет предмет, на который указывает ребенок, и человека, к которому малыш обращается по поводу предмета. Например, Алеша (11 месяцев) смотрит на старшую сестру Веру, издает просящие звуки, затем смотрит на ложку с вареньем. Он знает, что Вера давала ему варенье. И действительно, Вера поняла Алешу и дала ему ложку варенья.
Развитие соединяющего взгляда проходит несколько стадий.
Вначале малыш только смотрит на предмет и тянется к нему сильнее, если мать находится рядом с ним.
Затем он начинает указывать на предмет, издавая требовательные вокализации.
Далее ребенок (9—12 месяцев) несколько раз указывает на предмет и смотрит на мать, вокализируя.
И наконец, малыш показывает то на предмет, то на мать и не успокаивается, пока мать не выполнит нужные ему действия с предметом.
Иногда он подталкивает взрослого, ведет его к предмету, затем указывает на него.
После этого он начинает обращаться к взрослому, показывая на предмет и соединяя его и мать соединяющим взглядом. Малыш произносит «Мама!» и указывает на предмет.
Соединяющий взгляд говорит о важном этапе развития малыша. Ребенок уже знает, что есть предметы, которые
можно использовать, и есть люди, которые выполняют разные действия с предметами. Малыш, действуя на взрослого с помощью взгляда, как бы соединяющего его и предмет, заставляет взрослого что-то сделать с предметом, чтобы выполнить свое желание.
Протоязык развивается в общении и действиях ребенка и взрослого с предметами. В нем имеются зачатки словесных значений, интонаций, грамматических категорий, языковых знаков, правила ведения разговора.
«Первые слова» ребенка в конце первого года жизни по своим качествам являются протознаками. Они ярко эмоционально окрашены, обозначают не отдельные предметы, а всю ситуацию в целом, не имеют постоянного значения, их звучание резко отличается от звукового состава слов языка. Например, Оксана (1 год 1 месяц 8 дней) звуками «ба» называла виноград и все шарообразное. Самые первые слова относятся к предметам, сходным по любым признакам: качествам, состоянию, действию, ощущениям и чувствам, появлению в одной ситуации и др.
«Первые слова» более позднего периода обозначают единичный предмет и лишь ему присущие признаки. Например, словом «иса» называется только эта игрушка ребенка, «бабам» — его барабан. Звучание этих слов еще не соответствует общепринятому.
Наконец, малыш понимает, что предметы могут отличаться по внешним признакам (например, цвету, величине), но иметь одно и то же назначение: все они называются одним словом (например, кровать ребенка, братика, мамы, тети).
Умение назвать предметы, сходные по функциям, связано с умением узнать предмет на рисунке, которое развивается у ребенка к полутора годам. На завершающем этапе «первых слов» малыш узнает и называет одним и тем же словом кровать мамы, игрушечную кроватку куклы и изображение кроватки на рисунке. В это же время возникают первые двусловные предложения.
Когда ребенок говорит однословными фразами, словом он обозначает то новое, что хочет сказать собеседнику. Он считает, что остальное известно из ситуации общения. Например, если со стола упала его бутылочка, он говорит: «Нала», считая, что маме известен предмет, о котором идет Речь (бутылочка). В двусловных предложениях сообщается и новая, и известная информация: «Бу пала» (бутылка упала).
Когда ребенок начинает соединять вместе два слова, в его высказываниях появляется грамматика. Это происходит обычно в возрасте после полутора лет. Сначала таких предложений из двух слов мало, затем их число стремительно возрастает. Ребенок строит их не путем простого соединения двух слов. У него появляется класс «опорных» слов (например, еще каши, еще молока) и «открытый» класс слов (еще каши, молока, сыра), многие из которых раньше были однословными предложениями.
Слова называют опорными потому, что к ним присоединены другие слова. Опорные слова усваиваются медленно, каждый месяц прибавляется лишь несколько. К большому открытому классу присоединяемых слов относятся все остальные слова языка.
Как показало изучение детской речи в различных странах, помимо соединения «опорное слово + слово открытого класса» (у некоторых детей таких высказываний может быть мало, и они быстро исчезают), у ребенка имеются и другие соединения типа «существительное + существительное». Например, «чашка стакан», «год платье», «мама лак», «мяч стул», «Лена мяч».
Соединения существительных могут передавать совершенно различные отношения, такие, как: 1) объединение («чашка стакан», что значит «я вижу чашку и стакан»); 2) прилагательность («год платье», что значит «новогоднее платье»); 3) принадлежность («мам лак», что значит «мамин лак»); 4) местоположение («мяч стул», что значит «мяч на стуле»); 5) отношение «субъект — объект» («Лена мяч», что значит «Лена бросает мяч»).
Как только дети начинают порождать высказывания длиною более чем в два слова, они начинают их расширять. Ребенок произносит сначала короткое предложение, а затем дополняет его более длинным. Например, в речи двухлетних детей можно встретить такое расширение: «Дом. Строит дом», «Хочу это. Лена хочет это», «Встала. Киса встала. Киса встала стол».
С двух лет малыш начинает не только говорить предложениями, но в его речи появляются кроме существительных глаголы, прилагательные, местоимения, наречия.
Речь рождается для общения и развивается только во взаимодействии ребенка и взрослого. Ребенок общается много раз в день - во время кормления, игр, купания, подготовки ко сну и т.п. Постепенно малыш узнает, что в этих событиях следует за чем, он начинает активно принимать в них участие, т.е. «отвечать» действиями на действия взрослого Возникает совместное внимание к предметам общения, обмен действиями, звуками, жестами между ребенком и взрослым и далее — обмен словами.
«Очередность», важная для диалога, развивается и в парных играх: «прятках», катании мяча друг другу, «ладушках», «сороке-вороне» и др. Игры малыша и взрослого с предметами — важный источник развития речи.
К двум с половиной годам диалог развивается: малыш начинает сознавать свою позицию и позицию говорящего с ним человека. Он меняет интонацию, когда говорит за другого (например, изображая совсем маленького ребенка). К трем годам он говорит о себе «я» и учитывает, как будут вести себя другие люди в данной ситуации. Он играет роли мамы, сестры, куклы, которые завтракают, идут гулять, кушают в детском саду и т.д.
Вы узнали, как развивается общение слышащего ребенка. А как общается ваш малыш? Как развиваются его средства общения в этом возрасте?
Да, ваш малыш уже с 3—4 месяцев начинает гулить меньше, чем слышащий, у него увеличиваются периоды молчаливого бодрствования, в его лепете в 3—4 раза меньше согласных, и они не разнообразны. Малыш настойчиво повторяет одни и те же звуки. Но разве он общается только с помощью звуков?
Ребенок выражает свое настроение, свою радость и любовь к вам улыбкой, взглядом, движениями тела, жестами. Это и есть его протоязык.
Если ваш ребенок не слышит, это не значит, что вы должны реже ласково говорить с ним, улыбаться, поглаживать, играть, смотря в глаза и получая взаимное удовольствие от общения. Не забывайте ответить на гуление, лепет или Улыбку малыша! Пусть он знает, что вы радуетесь этому.
Реагируете ли вы без задержки на его настойчивый крик, когда он что-то хочет?
Не забудьте разучивать с ним все те игры, которые так любят малыши: «ладушки», «прятки», «коза рогатая», «сорока-ворона» и др.
Ваш малыш воспринимает и ритмические игры — постукивания, движения тела. Меняйте чаще ритм!
Имейте в виду: ваш малыш не знает о своей глухоте и поэтому не переживает ее. Он жизнерадостен, любит вас, как все дети, и хочет, чтобы вы отвечали ему тем же.
У глухих родителей неслышащие дети развиваются успешно и к двум годам по объему словаря (жестового языка) не отстают от своих слышащих сверстников. Порядок усвоения грамматики, сочетаний значений слов, правила беседы развиваются у них в том же порядке, что и у слышащих детей.
Поскольку развитие общения вашего малыша проходит те же стадии, что и у слышащего, в младенческом и раннем возрасте обратите особое внимание на развитие протоязы-ка. На его основе у глухого ребенка легче развить и словесную, и жестовую речь.
В возрасте 14—16 месяцев у вашего ребенка могут быть следующие жесты: указательный, «на», «уходи», «до свидания», «хочу гулять», «хочу на ручки», «вставай», «нельзя». Некоторые дети используют изображающие жесты: «колючий», «читает», «моет», «подметает пол» и др.
В 18—20 месяцев наблюдаются следующие жесты: «да», «согласен», «сядь», «ляг рядом», «иди сюда», «хочу спать», «спасибо», «можно», «все», «бо-бо», «хочу на горшок», «рисует», «умывается» и др. Позднее появляются жесты, обозначающие качества предметов: «горячий», «холодный», «большой», «маленький» и др.
После двух лет у вашего малыша возникают сложные высказывания, состоящие из 4—6 и 8—12 протознаков (жестов, взглядов, мимики).
Например, Юля видит, что у Саши измазан кефиром нос. Она указывает на Сашу, на свой нос, потом на салфетку, опять на нос, потом на Сашу, лицо озабоченное. Ее жесты и взгляды показывают, что Саше надо вытереть нос салфеткой. Высказывание Юли состоит из 5 друг за другом идущих групп протознаков.
Или другой пример. Ирочка протягивает руку к няне, хлопает рукой по пустому блюдцу, смотрит на няню, потом на блюдце, кричит «а» (хочет, чтобы няня положила печенье на блюдце, ей случайно забыли его дать).
Здесь и далее жесты — это социально принятые знаки, которые может использовать и глухой, и слышащий ребенок, а не специальный язык глухих детей (жестовая речь глухих).
Опыт общения с глухими малышами в специальных яслях показывает, что среди глухих детишек, как и среди слышащих, есть «молчуны» и настоящие «болтушки»: они беспрерывно обращаются к взрослым и другим детям, стараясь жестами, мимикой и взглядами рассказать о том, что с ними происходит.
Самым частым является указательный жест. Среди жестов отрицания наиболее часто встречается жест «нет», при котором малыш разводит руками, и жест «нельзя», когда ребенок прижимает указательный палец правой руки к губам.
Очень разнообразны жесты привлечения внимания: дотрагиваются до руки, колена, одежды, хлопают рукой по предмету, дергают за платье и т.д.
Среди изображающих — у глухих детей в этом возрасте мы видим жесты: «чинить» (заколачивающее движение), «ножницы» (скрещенные пальцы), «кушать» (указание на рот и жующие движения), «спать» (рука за ухом), «видеть» (указание на глаз и показывание рукой направления от глаза к объекту), «садиться на горшок» (рука с растопыренными пальцами ладонью вниз), «чинить карандаш» (трение указательного пальца одной руки о другой), «плыть» (отведение руки в сторону, ладонью кверху) и т.д.
Как и у слышащих, у вашего малыша жесты развиваются постепенно: или путем подражания вашим жестам (например, «спасибо», «дай», «до свидания», «на», «исчезло», «нельзя», «умница», «жалею»), или путем выделения жеста из обыденного действия, почти одинакового с ним по форме (указательный, «хочу есть»).
Значение жестов, как и у слышащих детей, вначале может отсутствовать. Например, Наташа (1 год 7 месяцев 11 Дней), к которой бабушка подошла утром, смотрит на нее, «грозит» пальцем и улыбается. Жест вначале связан лишь с одной ситуацией употребления. Например, Наташа употребляла жест «исчезло», лишь когда прятала игрушку. Сережа (1 год 5 месяцев) гладил себя по головке («умница») лишь тогда, когда заканчивал строить из кубиков пирамидку, затем делал это во всех случаях, когда что-то выполнял правильно.
При употреблении жеста происходило (иногда не раз) расширение и сужение его значения. Например, Сережа сначала махал рукой («до свидания») только людям, затем стал махать кошке, игрушке, которая закатилась под диван (расширение значения).
Хотя у вашего малыша может быть много жестов, если вы не обращаете внимание на их использование, они развиваются позднее, многие жесты вообще могут быть не развиты, они исчезают из общения, их значение остается или очень широким, или очень узким.
По нашим данным, такие жесты, как «дай», «согласен», «нет», «не хочу», «до свидания», имеются у 80—100% слышащих детей в возрасте 1 год 2 месяца — 1 год 4 месяца (всего было обследовано 45 детей). У глухих детей даже к концу второго года жизни значения этих жестов бывают не совсем развиты или отсутствуют. Например, Леня в возрасте 1 год 7 месяцев 16 дней использует жест «дай» (сжимает и разжимает пальцы), только когда требует предметы, которые нельзя брать.
Почему у вашего малыша может отставать развитие и употребление жестов? Слышащему ребенку взрослый своей речью помогает верно употребить жест, раскрыть его значение, поясняет ситуацию его применения. Если вы не стараетесь, чтобы ребенок усвоил верную форму жеста и применял его в нужный момент, если вы сами не употребляете в общении эти жесты, их форма и значение размываются, бледнеют, сходят на нет.
Как же учить малыша чему-либо? Ведь он не слышит ваших слов. Поэтому нужно как можно скорее обеспечить ребенка слуховым аппаратом. Сначала надо достичь совместного внимания к предмету общения. Без этого невозможно усвоение значений жестов, слов, предметов, действий. Без удержания совместного внимания к предмету и соблюдения очередности нельзя вести и беседу с ребенком. В связи с этим обратимся к развитию взглядов глухого ребенка.
Вы хотите, чтобы ваш малыш, используя остаточный слух, овладел устной речью? Тогда торопитесь: наиболее благоприятный, «чувствительный» период для овладения языком — от 7—12 месяцев до 3,5—4 лет. Усвоение протоязыка поможет перейти к устной речи.
Чем раньше ваш малыш наденет слуховой аппарат, тем легче ему будет начать говорить. Если малыш носит аппарат, но все равно как бы не слышит вас и не обращает внимания на звуки, не отчаивайтесь. Иногда изменения в поведении малыша незаметны в течение 3—4 месяцев, но, если вы будете с ним заниматься, они появятся. По данным спе-циалистов-сурдологов, у 15% детей с потерей слуха 90 дБ прогресс был виден сразу. У 25% малышей не было сдвигов в течение двух месяцев!
Если вы считаете, что, владея только устной речью, ваш малыш не сможет свободно общаться со сверстниками, будет чувствовать себя в изоляции, и решаете обучать его жестовому языку — в этом случае протоязык будет также полезен.
Ваша задача — научить ребенка языку и общению в той форме, которая позволила бы ему вырасти счастливым общающимся человеком.
У глухих детей в возрасте 8—12 месяцев есть контактный взгляд и очень редко взгляд, «ищущий оценку». У слышащих детей в этом возрасте были уже все 4 типа взгляда: указательный, контактный, «ищущий оценку» и соединяющий. Если не заниматься с малышом, все типы взглядов появятся у него позже — в 12—18 месяцев.
Например, Леня (1 год 13 дней) идет на кухню, подходит к батарее и сбрасывает на пол белье соседки, стоящей рядом, затем смотрит на нее (взгляд «ищет оценку» своему поведению). Соседка грозит ему пальцем: «Нельзя!» Вешает белье обратно. Леня опять подходит к батарее, сбрасывает белье и смотрит на соседку. Повторяет это три раза, пока его не уводят из кухни. Андрюша (1 год 8 месяцев 14 дней) не может отвернуть пробочку флакона духов, издает звуки нетерпения, взглядывает на маму, затем жестом показывает, как не отворачивается пробка, опять взглядывает на маму (взгляд, соединяющий ребенка, взрослого и предмет).
У слышащих детей взрослый высказывает свое отношение к действиям ребенка, хвалит или запрещает их с помощью речи. Поэтому у них взгляд, «ищущий оценку», появляется раньше, чем у глухих (до года).
Развитие взгляда «ищущий оценку» у глухих и слышащих детей проходит следующие стадии:
1) ребенок, играя с предметом, поглядывает на взрослого, чтобы убедиться в его присутствии, после чего продолжает свои действия;
2) малыш смотрит на взрослого после выполнения запретного действия: он или ждет, как взрослый будет реагировать на то, что он сделал; или, зная, что этого делать нельзя, пытается поскорей сделать то, что запрещалось; или хочет смягчить порицание, заигрывая и улыбаясь взрослому;
3) малыш после выполнения действия поглядывает на взрослого, чтобы увидеть его оценку.
Можете ли вы, когда ребенок чем-то занят, спокойно показать ему мимикой, жестами и речью, как вы оцениваете то, что он сделал, поддержать его, а иногда и поправить? Тогда у малыша быстрее разовьется взгляд, «ищущий оценку», и вам легче будет его научить.
Я понимаю, что больше всего вас расстраивает и приводит в отчаяние то, что ребенок вас не понимает. Не падайте духом, это постепенно придет.
Постарайтесь сделать выразительными свои жесты и мимику — это притягивает малыша и облегчает его понимание.
Несмотря на ваше страстное желание поскорей научить ребенка, не стоит слишком настойчиво привлекать его внимание, думая только о выполнении своей задачи. Это ведет к подавлению воли и инициативы малыша.
Ребенка нужно понять: кругом столько интересного, притягивающего его внимание. Важно улучить момент, когда он несколько насытил свое любопытство и может обратить его на вас.
Соединяющий взгляд появится у вашего малыша лишь тогда, когда он узнает, как вы и он сам можете действовать с предметами и игрушками.
Более позднее появление этого взгляда у вашего ребенка свидетельствует о том, что вы мало говорите, мало играете с ним, у вас недостаточно совместных действий с предметами. Что это за действия? Меняются ли они с возрастом ребенка, важны ли они для его умственного развития?