Тема 8. Психологическая помощь семье

Методические указания:

Консультирование семьи по проблемам супружеских и родительско - детских отношений. Психогигиена и психопрофилактика семейных отношений.

Ознакомиться с «пятишаговой» моделью проведения семейных консультаций и консультативного интервью:

1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу и сотрудничество.

2. Сбор информации, поиск ответа на вопрос: «В чем проблема?».

3. Осознание желаемого результата, поиск ответа на вопрос: «Чего Вы хотите добиться?».

4. Выработка альтернативных решений: «Что мы можем сделать по этому поводу?».

5. Обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом. Трансформация личности или проблемы.

Обратить внимание на виды и формы работы с семьей (просветительская и образовательная, организационная, профилактическая), которая нацелена на искоренение всех форм насилия, распространение знаний о правах человека, в первую очередь - женщины, повышение статуса и самооценки женщины, развитие ненасильственных моделей поведения в семье и обществе. Сложности в передаче опыта из поколения в поколение, появление новых научных открытий, выработка новых ценностей и норм поведения - все это делает необходимым “воспитание” родителей, нацеливает на поиск новых форм и методов их образования, которые на разных этапах развития семьи ребенка могут быть следующими:

· занятия общешкольного родительского лектория, курсы, клубы;

· система тематических родительских собраний;

· беседы, лекции, семинары, конференции, педагогические чтения, тематические вечера с родителями, текстовый материал, демонстрируемый в родительских уголках.

Кроме того, очень важным направлением является использование совместно со школьным психологом практических методик для развития родительской рефлексии, т.к. они углубляют представления взрослых о своих возможностях помочь ребенку (это родительские школы, психолого-педагогические чтения, беседы).

Коммуникативная и правовая грамотность пожилых родителей, их взрослых детей и внуков - важный гарант спокойствия в семье. Такая работа может осуществляться в разных формах:

· телефон доверия;

· консультации в медицинских, образовательных учреждениях со специалистами по психологии (человек, ведущий процесс образования взрослых);

· теле -, радиопередачи и др.;

· занятия семейных клубов или клубов выходного дня.

Заключение: обзор изученного материала, перспектива развития учебной дисциплины, пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний, рекомендации по подготовке к зачету.

Литература:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999.

2. Культура семьи: Учебное пособие /Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005

3. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: хрестоматия в 2 ч. / сост. Л. Б. Шнейдер. М.; Воронеж: МПСИ: НПО "МОДЭК", 2004.

4. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов / Т. И. Шульга. М.: Дрофа, 2005.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Общие положения

Практические занятия проводятся главным образом с целью научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки практической и исследовательской деятельности. На практических занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний. В ходе этих занятий и подготовки к ним вырабатываются учебные и практические навыки, решаются задачи, подсказанные практикой социальной работы. Выполняемые задания преподаватель может подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории. Для самостоятельного выполнения требуется, чтобы студент овладел показанными методами решения. Следующий вид заданий может содержать элементы творчества. Одни из них требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые студент должен приобрести самостоятельно. Третьи предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений.

3.2 Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению практических занятий

Темы практических занятий, задания к ним в рамках курса «Психология семьи» могут варьироваться в зависимости от особенностей аудитории, уровня освоения материала, темпа прохождения курса. Кроме того, сама форма проведения занятия (семинар, практическое) также может меняться в зависимости от особенностей учебной группы и замысла преподавателя.

В этом случае занятие будет направлено на расширение знаний за счет учебников и первоисточников. На практическоезанятие для обсуждения могут быть вынесены отдельные вопросы по какой-либо теме.

Возможно проведение занятий как репродуктивного, так и творческого типов. На таких семинарах обсуждаются и определенные вопросы темы, и различные варианты решения практических ситуационных задач, заданий, проблем, вопросов.

Возможные способы организации работы: фронтальный, групповой, парный, индивидуальный. Методы и приемы: дискуссия, метод «мозговой атаки», метод «круглого стола», анализ и решение практических ситуаций, задач, предложенных как преподавателем, так и разработанных самими студентами, творческие задания, прием аналогий, сравнений, ассоциаций и мн. др.

Собственно практические занятия могут быть посвящены решению психологических задач, выполнению практических заданий, специфических задач по профилю специальности. Материалом для задач должны считать и жизненные факты, противоречия повседневной деятельности и коллизии людских взаимоотношений. Существуют учебные пособия по психологическому практикуму, специальные сборники задач по психологии. Из них можно позаимствовать учебные задачи или по их образцу составлять свои.

Для обеспечения активности обучаемых наиболее продуктивным является групповой и межгрупповой форм работы обучаемых, достигаемое за счет структурирования участников учебного процесса, разделения их на группы и команды, параллельно и совместно выполняющие различные учебные действия. При этом:

• индивидуальная работа, а также работа каждой отдельной группы связана с решением конкретной предметно-практической задачи, поставленной преподавателем;

• общее обсуждение проводится с целью выработки согласованного представления о чем-либо, а также для отработки критериев и способов оценки (и самооценки) результатов решения предметно-практических задач;

• дискуссии в общей работе направлены на уточнение проблематики, выявление уровня подготовленности обучающихся и подведение к теме, которая затем будет более глубоко прорабатываться; они способствуют овладению культурой делового общения: умением слушать и грамотно задавать вопросы, выражать собственную точку зрения, аргументировать свою позицию, конструктивно относиться к точке зрения оппонентов.

Применяемые методы и формы обучения направлены на выработку у студентов рефлексивного отношения к собственным действиям.

Основная ставка в учебном процессе делается на групповую работу, существенно активизирующую деятельность каждого обучаемого. Это связано с тем, что при групповой работе:

• успешность обучения каждого члена группы зависит от успешности действий группы в целом;

• выработка средств достижения целей обучения осуществляется обучаемыми совместно;

• существует общий для группы обучаемых продукт деятельности, а, следовательно, такой структурирующий фактор, как величина вклада каждого участника в общую деятельность.

Численность каждой рабочей группы должна быть не менее трех учащихся, чтобы мог возникнуть обмен мнениями, но и не превышать 8—10 человек, чтобы обеспечить каждому ее члену возможность принимать активное участие в работе, а не быть пассивным наблюдателем.

Конкретные правила работы в рамках той или другой формы (при обсуждении, групповом решении задачи и т.д.) должны каждый раз фиксироваться преподавателем при переходе к этой форме работы.

Планы практических занятий

Наши рекомендации