Организационная психология
10.1.история психологии труда
Изучение психологии труда и применение этих знаний для Совершенствования трудовой деятельности началось в первые годы XX века. В Америке инициатором психологического изучения труда стал инженер Фредерик Тейлор. Он предлагал анализировать труд, т.е. выделять его элементы, нормировать и рационализировать его, а также подбирать наиболее пригодных к профессии рабочих. В работах Тейлора были заложены идеи научной организации труда (НОТ). Ученики и последователи Тейлора (Томсон, Джиль-брет и другие) внесли в тейлоризм элементы физиологии и психологии труда.
Значительным событием в истории психологии труда было возникновение психотехники. Этот термин впервые ввел в 1903 году немецкий психолог Вильям Штерн (1871— 1938), основавший в Берлине институт прикладной психологии (1906) и одновременно учредивший "Журнал прикладной психологии". Здесь он развивал концепцию психотехники. Широко пользовался этим термином американский психолог, немец по происхождению, Гуго Мюнстерберг, выпустивший книгу "Психология и экономическая жизнь" и несколько томов "Основ психотехники". Психотехнику он понимал как практическое применение психологии в разных областях культуры и жизни (Левитов, 1963, с.Ю).
Термин "психотехника" широко применялся в первые три десятилетия XX века в Германии. Наиболее известными психотехниками там были Липман, Меде, Пиор-ковский, Рупп. Некоторые компании открывали свои собственные психологические лаборатории. Психологические исследования выполнялись не только специалистами-психологами, но и инженерами, обученными "психометрическим" методам. Психологи играли важную роль в военных организациях. В 1942 году Гитлер и Геринг, после того как психологи вступили в конфликт с нацистским режимом, расформировали все психологические подразделения и отправили работавших там специалистов на фронт. Восстановление психологии труда в Германии началось в 50-х годах. С этого времени число психологов, занятых в данной области, резко возросло (Леонова, Чернышева, 1995, с.15).
В Англии после второй мировой войны прогресс в этой области замедлился. Например, такой хорошо известный исследовательский центр как Национальный институт индустриальной психологии не мог больше субсидироваться и был распушен. Несмотря на то, что выполнялось большое число исследований высокого качества, внедрение их результатов в производство было и остается весьма ограниченным. Психологам, работающим в индустрии, трудно рекламировать свою работу как собственно психологическую, часто они продолжают деятельность под маркой других профессий.
В Советском Союзе психотехника очень широко распространилась в период с 1925 по 1936 годы. Ее идеи использовались в профессиональном отборе и профессиональной консультации. В эти годы работали многочисленные психотехнические лаборатории, а также учреждения, занимавшиеся профессиональным отбором и практическими советами по выбору профессии. Сотни тысяч подростков ежегодно должны были подвергаться медицинскому осмотру и психотехническим испытаниям, проводившимся с помощью анкет и тестов. Эти лаборатории находились в ведении комиссариатов здравоохранения и труда, а кроме того существовал целый ряд специальных отраслевых лабораторий для отбора кадров на железнодорожном и городском транспорте.
В психотехнике изучались психологические вопросы организации труда и профессионального обучения, диагностики конструктивного воображения, технической изобретательности; кроме того, исследовались темп, ритм и координация движений. Некоторые психотехнические аппараты, как, например, тремометр для испытания устойчивости руки, аппарат Пиорковского для изучения внимания, аппараты типа суппорта для координации движений двух рук, использовались в психологии труда в течение многих лет. Промышленные предприятия при наборе рабочих и служащих стали руководствоваться рекомендациями психологов. В психотехнической практике широко использовались тесты. Однако проводились они порой недостаточно квалифицированно, поскольку многие из "экспериментаторов" не имели психологического образования. В 1936 году после постановления партии о педологических извращениях в системе Наркомпроса психотехника прекратила существование.
В начале 1950-х годов в отечественной психологии вновь стали развиваться идеи психологии труда. Эта отрасль психологии ставила своей задачей оказать практическую помощь народному хозяйству. В Институте психологии АПН РСФСР была организована лаборатория, а затем и отдел психологии труда, где проводились психологические работы по исследованию способов рационализации труда, производственному обучению. Психологией труда занимались в МГУ и в ряде педагогических институтов. В 1957 году прошло специальное совещание по психологии труда. На психологическом съезде в июне 1959 года секция психологии труда привлекла большое внимание. Таким образом, исследования и практическая работа в этой области отечественной психологии продолжались, несмотря на двадцатилетний застой (Левитов, 1963, с.15).
Потребность нашего материального производства в специалистах-психологах ясно обнаружилась в середине 70-х годов. Тогда психологические факультеты и отделения университетов начали распределять своих выпускников по запросам промышленных предприятий. На многих промышленных предприятиях и организациях СССР в 1960—70-х годах стали создаваться социологические службы или службы научной организации труда. В их штат чаще всего и включались психологи. Работа таких служб была направлена на профессиональный отбор и адаптацию кадров, исследования причин текучести, социальное планирование.
Постепенно осознавалось значение практической психологии и в торговле. Первая ставка практического психолога в торговле в нашей стране была введена в 1975 году в штат таллиннского Дома торговли.
Вопрос о создании мест психолога и социолога на крупных предприятиях торговли и общественного питания был поставлен Министерством торговли СССР в 1982 году. Делать это предполагалось в пределах строго регламентированной численности и фонда заработной платы. Поэтому реальное введение ставки психолога или социолога зависело от психологической культуры руководителей предприятия. Многочисленные трудности в работе психологов и социологов в торговле были связаны с неясностью представлений о роли и содержании их труда, с неопределенностью их формального статуса и обязанностей. В 1987 году коллегия Министерства торговли СССР и Президиума ЦК профсоюза работников торговли и потребкооперации приняла совместное постановление, которым было введено в действие "Типовое положение о службе социального развития в торговле". В этом типовом положении было предусмотрено, что на предприятии должен быть один социолог (психолог) на 1-2 тыс. работающих. В 1989 году на торговых предприятиях и организациях страны работало уже около 30 психологов и социологов. Согласно Типовому положению, на предприятиях торговли, где занято менее 1-2 тыс. человек, социологической и психологической работой должен был заниматься один из работников отдела кадров. По положению выходило, что с обязанностями психолога или социолога мог справиться и инспектор отдела кадров со средним образованием. Это то же самое, как если бы регистратор поликлиники заодно работал еще и врачом. Создавалось серьезное заблуждение, будто психологией и социологией может заниматься лю- • бой человек без какой-либо подготовки (Аамер, Аувяэрт, Бельчиков, 1989, с. 104).
Отрасль исследований, обозначаемая как индустриальная психология, в США, Англии и Германии была достаточно хорошо разработана уже в 1930-х и 40-х годах.
В Европе психология труда получила достаточно широкое распространение только после второй мировой войны. Это нашло отражение хотя бы в том, что до 1960-х годов в голландских университетах не было специальных кафедр по данной дисциплине. Аналогичная ситуация имела мес- , то и в большинстве других европейских стран.
Безусловное лидерство американских исследований в изучении трудовой деятельности, сформировавшееся в 1930-х и 40-х годах, проявилось в чрезвычайно сильном их влиянии на начавшееся в послевоенные годы развитие этой области в Европе. Американские психологи приезжали в Европу в качестве приглашенных профессоров и советников, а европейские психологи отправлялись в США для обучения и специализации.
В 1950-х—60-х годах на стыке традиционной психологии труда и социальной психологии возникла организационная психология. Это было связано с тем, что в поле зрения специалистов по "человеческому фактору" стали все чаще попадать проблемы работы человека в рамках целостных организаций — промышленных предприятий, разного рода служб и учреждений.
К середине 1970-х годов в комплексе психологических наук о труде произошло разделение на две самостоятельные области:
• 1) инженерную психологию и эргономику, которая стала больше заниматься проблемами взаимодействия в системе "человек—техника"; 2) психологию труда и организационную психологию, которая сконцентрировалась на проблемах личности и взаимоотношений с окружающими.
10.2. задачи и виды деятельности специалистов по психологии труда
Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью. При этом исследуются закономерности формирования трудовых умений и навыков, выясняется влияние производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.
В настоящее время психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания. В отечественной психологии круг прикладных проблем, связанных с анализом трудовой деятельности, изучается в таких дис- -циплинах как психология труда, инженерная психология, эргономика, психология управления, организационная психология, космическая и авиационная психология.
Сферы деятельности специалистов по психологии труда и задачи, решаемые ими в сфере организации, рационализации, оптимизации труда и профессионального образования, приведены Е.А. Климовым в следующем достаточно полном перечне:
1) В отделе (лаборатории) научной организации труда предприятия. Возможные задачи: участие в решении вопросов подбора, расстановки и оценки работников по их деловым, морально-политическим качествам; психологический анализ рабочих мест с точки зрения их удобства для человека и в целях рационализации', а также проектирования более совершенных рабочих мест; участие в анализе факторов удовлетворенности трудом, отношения к труду, трудовому сообществу, коллективу, соответствующей малой группе, а также предприятию, отрасли хозяйства (в широком смысле), профессии; анализ психологических причин повышенной текучести кадров на определенном предприятии, в учреждении и поиск психологических условий, регуляторов стабилизации соответствующих процессов; участие в анализе и создании психологических факторов безопасного труда; анализ взаимоотношений в производственном коллективе в целях их оптимизации с точки зрения продуктивности производства, coциального развития производственного коллектива и личностного развития работников; анализ мотивации трудовой деятельности и разработка рекомендаций по повышению ее уровня; изучение и описание профессиональной деятельности в целях пропаганды профессий среди молодежи, информационного обеспечения работы по профориентации, профконсультации, в целях улучшения содержания профессионального воспитания и обучения, трудового воспитания и обучения, в целях профотбора, I рационализации трудовых процессов; участие в разработке компьютеризованных баз профессиографических данных для информационной поддержки психологов профконсультантов (по вопросам выбора профессии или вынужденной перемены труда в связи с явлениями безработицы), а также и лиц, выбирающих профессии (оптантов); проведение психодиагностических исследований, обследований; консультирование по вопросам адаптации к профессии (при смене человеком профессии, при внедрении новой техники, при вступлении человека в новый трудовой коллектив, при организационной модернизации производства); работа по индивидуальной коррекции стиля деятельности работника, стиля межличностных отношений в деловой сфере; работа по проектированию и осуществлению средств условий и средств "психологической разгрузки" работников, занятых напряженным трудом; организация и осуществление психотренажа; психологическое просвещение кадров (дифференцированно в зависимости от возрастно-половых, профессиональных, статусных характеристик); разработка рекомендаций руководству предприятия (по всем психологическим вопросам, связанным с рационализацией труда, его научной организацией, оптимизацией "социального климата" в коллективе, составлением планов его социального развития и т.д.).
2) В отраслевой научно-практической, исследовательской лаборатории, группе (например, в системе железнодорожного транспорта, в химической промышленности, торговле, гражданской авиации и т.д.). Задачи, возникающие перед психологом, здесь примерно такие же, что и в предшествующем пункте.
3) В проектной организации, конструкторском бюро. Задачи (дополнительно к перечисленным выше и специфичные для данного случая): участие в эргономической, инженерно-психологической проработке проектов изделий, оценке опытных образцов, разработка рекомендаций в рамках эргономической
службы, если таковая имеется (и, понятно, в пределах психологической компетенции).
4) В кабинете (центре, пункте) профориентации, профконсультации (школьном, межшкольном, городском, районном). Основные задачи: информационно профессиографическое и психодиагностическое обеспечение процессов профессионального самоопределения молодежи; консультирование по вопросам проектирования личных жизненных (трудовых) путей.
5) В методическом кабинете системы профессионального образования, в составе так называемой психологической службы, например, вуза или других учреждений профессионального образования, Возможные задачи: изучение, анализ и распростра-1 некие передового опыта и достижений науки, имеющих отношение к психологическим основам! профессионального воспитания и обучения, профессиональной педагогики.
6) В методическом кабинете, ориентированном на общеобразовательную школу (в области трудового обучения, воспитания, профориентации, проф консультации учащихся, анализа и совершенствования профессиональной деятельности и профессионального мастерства педагога).
7) На инженерно-педагогическом факультете высшего учебного заведения и в инженерно-педагогическом среднем специальном учебном заведении (т. е. техникуме; следует иметь в виду, что в последнее время возникло много малопонятных новых названий учебных заведений "колледж" и пр.,- так что приходится вникать по существу, что кроется за модными вывесками). В обсуждаемом случае психолог ведет, прежде всего, преподавание профессио нально профилированных курсов психологии.
8) В непсихологическом вузе: преподавание основ психологии как необходимой информационной ос-} новы становления будущего профессионала того или иного типа (Климов, 1998, с. 146—148).
Помимо этого дипломированные специалисты-психологи труда могут работать всюду, также как и другие выпускники факультета психологии университета. В результате работы этих психологов формируется то, что прежде всего можно назвать профессиональной культурой психологии труда.
Кроме того, как верно отмечает Е.А. Климов, область приложения сил профессионала определяется и особенностями его личной подготовки (тем, что он реально умеет делать и к чему он может разумно приступить).
Профессиональная общность психологов труда еще относительно малочисленна и органично входит в Российское психологическое общество (РПО).
Рассмотрим подробнее некоторые типичные задачи, которые приходится решать специалистам по психологии труда.
Психологи труда выполняют исследовательские проекты,, заказываемые "со стороны", например, для получения ответа на вопросы: "Насколько привлекательна работа на данном предприятии?" или "Каковы причины текучести кадров в конкретной организации?" В большинстве случаев от психологов хотят получить конкретные рекомендации: какого из претендентов следует предпочесть, как надо провести реорганизацию, каким образом можно улучшить систему оплаты и т.д. Но Психологи обычно не ограничиваются только рекомендациями, они также оказывают помощь при внедрении разработанных программ, чаще всего - работая совместно с другими профессионалами (специалистами в конкретной области, руководящим персоналом). Психологи практически участвуют в совершенствовании профессиональной жизни (Леонова, Чернышева, 1995, с.12-13).
Одна из типичных психологических задач на производстве — выявление требований разных профессий к личным качествам человека (к его восприятию, памяти, мышлению, воображению, характеру и т.д.). Психологи определяют, какая профессия кому больше подходит, и описывают особенности профессий. Изучая человека в процессе наблюдения, беседы или с помощью специальных тестов, психолог помогает ему в профессиональной ориентации.
Объем задач, которые может поставить перед психологом руководство предприятия, достаточно большой. Например, анализ текучести кадров и участие в разработке мероприятий по их закреплению, изучение причин недостатков профессионального обучения, подбор кадров и оценка профессиональных возможностей претендента на какую-либо должность. В качестве задачи психологу может быть поставлена подготовка рекомендаций по рационализации рабочих мест с учетом психологических особенностей человека, организация комнаты психологической разгрузки.
Психолог внимательно анализирует причины утомления, разрабатывает соответствующие рекомендации и предложения. Так, например, может оказаться, что пониженное настроение работников в немалой степени зависит от удручающей, унылой окраски оборудования и стен произведет- . венного помещения. Если их перекрасить в светло-голубые и светло-зеленые тона (отметив опасные части оборудования оранжевым или красным цветом), настроение улучшится и работа будет более продуктивной.
Психолог на промышленном предприятии может быть занят анализом психологических причин аварий, травматизма и разработкой мероприятий по повышению уровня безопасности труда (Гусейнова, 1984, с.125—127).
Промышленный психолог, как специалист в области социальной психологии, выступает в роли консультанта по психологическим вопросам для работников и руководителей производства, предпринимателей, разрабатывает рекомендации, направленные на улучшение психологического климата в коллективе, играет важную роль в разрешении конфликтов между работниками, участвует в i разработке программ совершенствования организации тру- ' да на научно-психологических принципах, организует обучение, направленное на повышение производительности труда. В обязанности психолога на предприятии входит и пропаганда психологических знаний в производственном коллективе: он проводит беседы, читает лекции для рабочих, мастеров, руководителей. Промышленный психолог
использует в своей практической деятельности знания по психологии труда, психологии личности, а также социальной и педагогической психологии. Опирается он также на знания из соответствующей отрасли прикладной психологии.
На некоторых предприятиях существуют психологические лаборатории. Однако чаще всего на предприятии работает один психолог, который входит в непсихологическое подразделение и подчиняется руководителю, имеющему техническое или экономическое образование. Задачи психологов на предприятии часто путают с задачами социологов. Руководство обычно не делает особых различий между психологом, социологом и социальным работником. Действительно, строго разделить их функции бывает сложно, когда речь идет о решении социальных проблем предприятия. Психолог должен уметь по-деловому взаимодействовать с работниками разных профессий: с одной стороны, находить психологический аспект тех задач, которые приходится выполнять на предприятии, с другой стороны — переводить свои задачи, выводы, рекомендации с научного психологического языка на язык, понятный для окружающих. Как показывает опыт, большинство предприятий и организаций требует от психологов решения социально-психологических проблем.
10.3.прикладные отрасли психологии труда
К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих отдельные виды трудовой деятельности.
Психология управления занимается разнообразными психологическими проблемами управленческой деятельности: изучением личностных качеств, стиля и методов работы руководителя, исследованием факторов, повышающих эффективность руководящей деятельности.
Авиационная психология исследует психологические проблемы человека в соответствующей сфере профессиональной деятельности, а также условия успешного обучения летному делу.
Космическая психология изучает психологические особенности деятельности человека в условиях космического полета, проблемы, связанные с невесомостью, нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.
Военная психология рассматривает поведение человека в условиях боевых действий и обучения военному делу, психологические особенности военнослужащих, взаимодействие начальников и подчиненных.
Еще одним важным направлением деятельности в сфере психологии труда является инженерная психология. Специалисты этой отрасли изучают психологические проблемы взаимодействия человека и техники. Пристальное внимание в инженерной психологии уделяется деятельности человека-оператора в автоматизированных системах управления. Психологи выявляют, какие особенности пульта управления вызывают у человека-оператора излишнее утомление, ошибки при считывании показаний приборов. Далее обосновываются предложения и рекомендации по рационализации.
Инженерных психологов еще нередко называют психологами-эргономистами. Психолог-эргономист участвует в разработке машин, иных механизмов, а также автоматических систем управления (АСУ) производственными процессами. Он дает рекомендации по оптимальному расположению рычагов управления машиной, кнопок, циферблатов и тумблеров на приборной доске в кабине пилота или на пульте управления АСУ. Для этого он должен хорошо владеть знаниями инженерной психологии. С помощью методов психологии труда он оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для эффективной работы человека на производстве.
В отличие от отечественной психологии, на Западе более употребителен термин "психология труда и организационная психология".
Организационная психология развивается и как научная дисциплина, и как практическая. Психологи, занятые в этой области, оказывают услуги клиентам и администрации организаций. Они привлекаются для работ по отбору кандидатов на вакантные места, разработке программ профессионального обучения и переподготовки кадров. Их знания оказываются полезными для проектирования способов предъявления информации, при создании систем оценки труда, планировании организационных изменений и т.п.
Зачем нужен психолог на предприятии? Опыт многих зарубежных фирм и ряда отечественных предприятий свидетельствует о том, что психологическая служба — важное звено аппарата управления. Психолог на современном предприятии выступает в качестве организатора работы с людьми на научной основе (Ерастов, 1975, с.36).
Психология торговли изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов, вопросы психологии рекламы, спроса и предложения.
Психологу торгового предприятия приходится решать следующие проблемы:
1) профессиональный отбор, расстановка кадров, помощь в адаптации, обучении и повышении квалификации работников, оценка деловых и личностных качеств;
2) изучение и формирование психологического климата, анализ конфликтных ситуаций и разработка рекомендаций для их разрешения;
3) повышение профессиональной психологической культуры руководителей и работников, обучение умениям и навыкам общения, знаниям психологии торговли;
4) анализ и диагностика социальных проблем предприятия, прогноз психологических и социальных последствий организационных нововведений;
5) психологическое обеспечение рекламы.
С конца 1960-х годов для психологии труда и организационной психологии во многих странах вновь стали злободневными социальные проблемы:
- каково место специалиста по психологии труда и орга-
низационной психологии в обществе,
- каким может быть его вклад в решение социальных
проблем,
- каким образом он связан с управленческим персона-
лом и обычным персоналом предприятия?
Дискуссии по этим вопросам происходили как в университетах, так и на практике, велись не только профессиональными, но и начинающими психологами.
Показано, что работа психологов стимулируется обществом и вовлечена в решение важных социальных проблем. В то же время расширяется взаимодействие разных специалистов, занимающихся проблемами труда. С одной стороны, психологи испытывают все больший интерес к знаниям социологии и промышленной инженерии. С другой — наблюдается возрастание интереса к психологии труда и организационной психологии со стороны социологов, инженеров. Некоторые исследования показывают, что психологи все чаще приходят к мнению, что их функции могли бы выполняться и другими профессионалами-непсихоло-гами (например, социологами) (Леонова, Чернышева, 1995, с.16).
В нашей стране аналогичные трудности, связанные со статусом специалистов по психологии труда, стали возникать в начале 1990-х годов. Экономические проблемы привели к тому, что многие психологические службы крупных предприятий были сокращены или закрыты. В настоящее время потребность в специалистах такого рода может возникать на предприятиях различного типа, на государственных, акционерных или частных фирмах. Однако спрос на практическую психологию труда следует формировать самим психологам, помогая руководителям осознать реальную ценность психологии. Как показывает практика, наибольший интерес обычно вызывают социально-психологические проблемы.
В целом, существуют как оптимистические, так и пессимистические взгляды на будущее психологии труда и организационной психологии.
литература
1. Аамер А.А., Аувяэрт Л.И., Бельчиков ЯМ. и др. Люди за прилавком (Социально-психологические очерки). М.: Экономика 1989.
2. Гусейнова В.В. Психолог на промышленном предприятии // Человек и профессия / Под общ. ред. Е.А. Климова. Вып.8. Л.: Лениздат, 1984. С. 124—127.
3. Гусейнова В.В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 1989. № 4, С. 56-68.
4. Дмитриева М.А., Арефьев С.Л. Сравнительный анализ двух моделей деятельности психолога // Проблемы индустриальной психологии / Под ред. А.А. Крылова, В.Д. Шадрикова. Ярославль, 1976. С. 32-42.
5. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 1979.
6. Егудина Т.Н., Лапина О.А., Цернес О.Р. Психологическая служба на предприятии // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 182—184.
7. Epactnoe H.U. О специфике подготовки индустриального психолога // Проблемы индустриальной психологии. Вып. 2. Ярославль, 1975. С. 36—44.
8. Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 102—108.
9. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
10. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963.
11. Леонова А.Б., Чернышева О.И. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М.: Радикс, 1995.
12. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997.
глава 11. Психология вэкономике