Язык - формирующий орган мысли (нем. Философ Вильгельм фон Гумбольдт)
Мышление и язык имеют общий источник — объективную реальность.
Единство языка и мышления выражается в том, что язык представляет собой материальную форму мышления.
О содержании мыслей человека можно узнать лишь тогда, когда им придана «форма внешности» (Гегель). «Соединение» мысли и слова, воплощение результата мыслительной деятельности в формах языка часто составляет сложный процесс (возникают зачастую так называемые «муки слова»). Несовпадение мыслительных и речевых актов зачастую проявляется в том, что в языке выражается не всё содержание мысли. Мышление и вся внутренняя жизнь человека «потенциально богаче, чем язык».
(«Я как собака - все понимаю, а высказать не могу».
«Кто ясно мыслит, тот и ясно выражает эту мысль».
Борис Екимов: Режиссер, сделав плохую пьесу, заявляет: «Зритель должен работать вместе с автором». Но ведь пекарь не говорит нам: «Вот вам мука и вода, работайте вместе со мной!».
Медитация - образное, невербальное мышление - феномен, достойный изучения).
Заканчивая изучение этого вопроса, следует сказать, что состояние проблемы соотношения мышления и языкаеще далеко от завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.
СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ. ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
Сознаниеможно определить как специфически человеческую форму освоения мира, обладающую идеальностью, интенциональностью, идеаторностью.
Свойства сознания.
1. Идеальность. Что это такое? Это не материальность. Хорошо. Не материальность. А что? Первым делом ответим на этот вопрос. Это такой способ освоения человеком мира, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия. Они как бы «пересаживаются» (в виде образов, схем, конструкций) в человеческую голову и преобразуются в ней. Идеальность, идеальное независимы от материального, первичны в отношении к нему и внешне ему противоположны. Они обладают самостоятельностью, являются активным началом жизнедеятельности людей.
Наличие идеального позволяет человеку стать объектом культуры. При этом человек не только пассивно усваивает культуру, но и активно создает ее. Без этой действенности не было бы феномена культуры. Она существует не только как «культура о», но и как «культура для».
Таким образом, наличествуют два носителя идеального как атрибута сознания — душа или ум человека и объективированные формы истории: язык, наука, искусство, религия, политика, юридический закон, моральи т. п.
Идеальность — атрибут сознания, т. е. это последнее не существует без первой. Сознание только и начинается там и тогда, где и когда человек вынужден объективировать свой внутренний мир в общезначимых ценностях, посмотреть на себя со стороны, глазами других людей, соизмерить свое поведение с общепризнанными нормами, «идеальными по своей сути». Отнять у человеческого сознания идеальность невозможно, иначе оно сведется к психике животных.
2. Интенциональность. Что это такое? В переводе с латинского — стремление. Стремление к чему, на что? Это «первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету», предметное истолкование ощущений. Впервые термин «интенциональность» (направленность на предмет) ввел специально для философии немецкий философ Гуссерль. Он понимал это свойство сознания какакт придания смысла предмету, идущий от сознания.
Гуссерль представлял себе сознание как необратимый, направленный на предмет поток; он протекает в синтезированной, целостной форме. В потоке выделяются отдельные единицы, имеющие собственную целостность. Это и есть явления или, строго говоря, феномены сознания (отсюда и название философии Гуссерля — феноменология — учение о феноменах).
Сознание в своей интенциональности складывается из различных актов сознания — восприятия воспоминания, фантазирования и т. п. Оно в акте интенции наполняет смыслом, прежде всего, языковую предметность — сам язык как символическую форму.
Интенциональная функция, таким образом, смыслодающая; весь поток сознания и отдельные его элементы — феномены — способны к самообнаружению, самораскрытию во времени.
Сознание всегда есть сознание чего-то. Оно имеет направленность на какую-то предметность. В сознании всегда есть что-то, что является предметом сознания. Интенциональность означает, что самосознание распадается на то, что в нем и на то, как в нем.
То, на что распадается сознание, есть предмет, то, как оно распадается, есть форма. Эта предметность («что») представляет собой горизонт мира для сознания. Форма же сознания показывает,как оно бытийствует. Наше сознание имеет, по крайней мере, три формы: жизненный опыт, оценка и смысл. Сознание в целом выступает как содержание жизненного мира человека. Интенциональность проявляется в возникновении предмета в горизонте мира.
В сознании возникают интеллигибельные объекты, которые тоже представляются как стоящие перед сознанием: отношения, числа, идеальные сущности и все, что может бытьизних построено. В сфере сознания образуется интеллектуальная часть мира, имеющая собственные законы. Здесь интенциональность смыкается с идеальностью. Она есть, таким образом, придание смысла феноменам (явлениям сознания)и,даже, вещам самим по себе.
Можно выделить два типа интенции человеческого сознания: первичную (направленную на мир явления), и вторичную (направленную на мир духовный, божественный), как это делали еще средневековые схоласты. Одна интенция неотделима от другой, хотя ведущей, сущностной, основополагающей является вторичная, поскольку позволяет человеку реализовать свое фундаментальное онтологическое убеждение:
реально существует этот мир вещей вокруг меня и реальнейше бытийствует сверхличный, имперсональный духовный мир. В то время как первичная интенция поддерживает только субъективную сторону дела — умонастроение «Я сам». Однако и без нее невозможно, ибо познание высшего мира идет путем самопознания человека.
3. Идеаторность сознания. Термин был введен в философию К. Мегрелидзе в его книге «Основные проблемы социологии мышления» (Тбилиси, 1973 г.). Он необходим для четкого отличения сознания человека от психики животного. Идеаторность, строго говоря, суть способность сознания творить и воспроизводить идеи. Прежде всего, сознание вырабатывает осмысленный план поведения человека в мире и обществе. Ориентация животного зависит от наличной среды, основана на инстинкте. В этом случае сознание не помогало бы, а мешало поведению животных.
Идейные отношения между индивидами могут возникнуть, во-первых, в сообществе, но, во-вторых, при известной индивидуализации субъекта от данной группы. С одной стороны, человек — существо социальное, а, с другой стороны, он неповторим, незаменим, независим от социума. Только в этих условиях возникает возможность идеации (творчества идей).