ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм фон (1767— 1835) — немецкий философ, языковед, государствен­ный деятель, дипломат, один из основателей Берлин­ского университета (1810).

ГУМБОЛЬДТ(Humboldt) Вильгельм фон (1767— 1835) — немецкий философ, языковед, государствен­ный деятель, дипломат, один из основателей Берлин­ского университета (1810). Ведущий представитель гу­манизма и идей гуманности в немецком идеализме. Ми­ровоззрение Г. органично соединяло в себе такие базо­вые основания, как тотальность (в художественном изо­бражении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о наро­дах как живых организмах, о включенности деятельно­сти отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования ис­тории были творчески переработаны Г. наряду с эстети­ческими концепциями Гёте и Шиллера, ориентирован­ными на классическую Грецию как воплощение идеала. Историк, по Г., должен проникать во внутренние содер­жание и смысл истории, дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Ра­боты Г. 1790 — 1800-х о древнегреческой культуре со­единили проблематику истории и эстетики. В филосо­фии истории Г. перерабатывал опыт Великой француз­ской революции, раннее его сочинение "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликовано — 1792, полностью — 1851)

являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и инди­видуального развития. Надежда Г. на достижение идеа­ла с помощью социальных реформ, воспитания, само­совершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Как резуль­тат инициированной Г. реформы образования, была со­здана гуманистическая гимназия в ее классическом об­лике. Г. стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г., "ор­ганизация" — в мире физическом, "характер" — в мире интеллектуальном и моральном. "Тайна всего бытия" заключена, по Г., в индивидуальности (личности, наро­да). Принимая философское учение Канта, Г. стремил­ся конкретизировать и развить его на материале обще­ственной истории. Согласно теории исторического по­знания Г., всемирная история есть результат деятельно­сти духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения. Историю как науку в известной степени может заменить эстетика. Вся философия Г. может рассматри­ваться как характерология форм культуры, выражаю­щих самобытную внутреннюю форму "духа народа". Моментом такой сравнительной характерологии (сам Г. понимал ее как "антропологию") оказалось и "сравни­тельное языкознание", одним из родоначальников кото­рого стал Г. ("О сравнительном изучении языков...", 1820). В трактате "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечест­ва" (опубликован как введение к работе "О языке кави на острове Ява", тт. 1—3, 1836—1839) подчеркивается творческая природа языка: язык — не столько продукт деятельности, нечто созданное, сколько сама деятель­ность, т.е. непрестанно совершающийся процесс по­рождения смысла, "орган, образующий мысль", про­дукт "языкового сознания нации": в самой структуре языка (его "внутренней форме") воплощено определен­ное воззрение на мир ("мировидение") того или иного народа. Языковед, по Г., должен постичь язык как само­достаточный продукт творчества народного духа: "В каждый момент и в любой период своего развития язык предлагает себя человеку — в отличие от всего уже по­знанного и продуманного им — как неисчерпаемая со­кровищница, в которой дух всегда может открыть неве­домое, чувство — всегда по-новому ощутить непрочув­ствованное". "Обособив" язык как предмет исследова­ния, Г. явился, по существу, основоположником фило­софии языка как самостоятельной дисциплины и оказал

огромное влияние на развитие языкознания в 19—20 вв. В своем учении о языке Г. предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического ис­следования языков. Эволюция в 19—20 вв. философии языка и научного языкознания в качестве новых "изда­ний" философского номинализма, как правило, проис­ходила в границах конструктивного преодоления полю­сов идеи Г.: а) о языке как органе и орудии мысли; б) языке как органе, образующем мысль (перевод А.Потебни); в) языке как о той "духовной силе, которая в своем существе не позволяет вполне проникнуть в се­бя" (перевод В.В.Бибихина).

A.A. Грицанов

Наши рекомендации