Развитие психики в процессе эволюции

Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.

По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики — нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения.

Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты.

Инстинкты — комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа.

Паук, сидящий в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вызывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мошку — сигналом к ее действию является мелькание.

С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально-изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.

Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим образом конкретных условий среды.

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, способность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в индивидуальном опыте действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях). Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.) способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

В чем своеобразие психики животных?

В опытах исследователей на глазах у голодной обезьяны в ящик с плотно закрывающейся крышкой помещался банан. В боковой стенке ящика имелось треугольное отверстие, через которое крышку можно было открыть. Рядом с ящиком было положено несколько палок с различными сечениями: круглым, квадратным, прямоугольным и треугольным. После длительных манипуляций, различных проб, перебирая палки наугад, обезьяна открывала ящик палкой с треугольным сечением. Однако, когда опыт повторялся, обезьяна никогда не брала сразу нужную палку, все начиналось сначала. Между тем в аналогичном опыте ребенок во втором случае сразу берет палку с треугольным сечением. Это свидетельствует о том, что обезьяна не вычленяет, не абстрагирует треугольную форму отверстия в ящике и треугольную форму сечения палки, не соотносит эти общие свойства. Животные лишены абстрагирующей деятельности. Они не отражают постоянного значения вещей.

33. Понятие личности преступника. Детерминация преступного поведения. Биосоциальные факторы в системе детерминации пре­ступного поведения.

Личность преступника — совокупность типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние опреде­ленного вида.

Преступления совершаются не из-за роковой предрасположенности индивида к преступному поведению и даже не из-за того, что индивид не хочет или не понимает, что надо жить добропорядочно, а в резуль­тате того, что у данного человека упрочилась система смысловых образований, которая обусловливает его извращенное отношение к опреде­ленной стороне социальной действительности.

Оценивая личность человека, совершившего преступление, необхо­димо выявить доминирующие побуждения и обобщенные способы его поведения, стратегию жизнедеятельности. Человеческое поведе­ние организуется исходными ценностными позициями личности.

Ведущим системообразующим фактором типа личности является механизм ее смыслообразования.

В ценностном смыслообразовании поведения преступников имеет­ся общий дефект, состоящий в неадекватной оценке ими личной по­лезности преступного деяния. Более или менее осознавая свою ан­тисоциальную сущность, преступники обычно выдвигают систему самооправдательных мотивов и нейтрализуют те социальные ценно­сти, которые препятствуют достижению преступных целей.Снятие с себя ответственности на основе самооправдания своих действий — одна из характерных особенностей большинства преступников.

В связи с отчуждением от социальных ценностей преступник прибе­гает к психическим декомпенсациям, к системе псевдозамещений, созда­ющих внутреннее душевное равновесие. Причины своего преступного поведения преступник видит не в своих отрицательных качествах, а во внешних обстоятельствах, поведении других людей. Совершение пре­ступного деяния совмещается, как правило, с высокой самооценкой пре­ступника. Это свидетельствует о неадекватности оценок преступников, глубоких нарушениях в сфере самооценки и самоконтроля личности. Формируется система психической самозащиты личности преступника.

Самооправдание преднамеренного преступления совершается раз­личными способами: утрированием виновности жертвы; обесцениванием общественных и правовых норм путем противо­поставления их нормам референтных антисоциальных групп (бан­ды, воровские шайки); перенесением ответственности на других лиц, оправданием сло­жившимися обстоятельствами и т.п.

Для преступников-рецидивистов характерны особенно глубокие сдвиги в мотивационно-потребностной сфере: она крайне примитизи­рована, а действия совершаются на низком импульсивно-установоч­ном уровне регуляции. Мотивация таких действий свернута, что и со­здает видимость «безмотивного» преступления.

Потребности каждого человека выступают для него как система ин­дивидуальных необходимостей. Различаются потребности, объектив­но необходимые, и различные потребности-наслоения — квазипотреб­ности.

Для многих преступников характерны стихийно возникающие по­буждения, их зависимость от случайных ситуаций. Дезинтегрированность ценностно-регуляционной системы личности — основная от­личительная особенность большинства преступников. Отдельные эгоистические устремления преступников, вырываясь из общих соци­ально-позиционных связей, становятся антисоциальными, регулиру­ют поведенческую систему личности на подсознательном, импульсив­ном уровне.

Поведение человека не детер­минируется однозначными фак­торами, оно имеет вероятностную детерминацию. Быстрое принятие решений в напряженных и конф­ликтных ситуациях часто бывает не обоснованным выбором, а ста­тистически-вероятностным ак­том.

Субъективными причинами преступления являются социальные позиции личности, система ее ценностей, ее интересы, иерархия мо­тивов, уровень социализации и правосознания, установки и поведен­ческие стереотипы. Субъективные условия — это демографические, этнографические и психодинамические особенности личности, временные психичес­кие состояния.

Объективными причинами правонарушений являются противоречия в социально-экономических отношениях.

Объективные условия правонарушений — это недостатки органи­зационного, административно-управленческого характера.

Правонарушения чаще всего характеризуются сочетанием субъектив­ных причин с объективными условиями.

Преступное поведение — это поведение конфликтное, оно всегда ос­новано на противоречиях, существующих в обществе. Детерминированность человеческого поведе­ния нельзя понимать по аналогии с причинностью в природных явлениях. Человеческое поведение не бывает прямым следствием непосредствен­но воздействующих факторов — социально-экономических условий, ситуативных обстоятельств, факторов наследственности и т. п.

В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется в системе внутренних условий. В преступлении проявляется единство объективных и субъективных фак­торов.

Социально приобретенные качества по-разному проявляются, накладываясь на определенную природную основу, и это иногда создает иллюзию преступной природы.Биологические факторы нельзя обособлять, отрывать их от социаль­ной сущности личности, но их нельзя и игнорировать, не учитывать. Различные свойства психики человека формируются прижизнен­но, но на определенной индивидуально-биологической основе.

Генетически детерминированы сила и чувствительность нервной системы, подвижность нервных процессов, общефизиологические состояния мозга, являющиеся базой его аналитико-синтетической деятельности, преимущественная активность различных нейрофи­зиологических образований.

Поведение человека детерминируется единым биосоциальным фактором.

При определенных жизненных обстоятельствах иерархически низ­шие свойства человека могут получить самостоятельное проявление. Чем ограниченнее психическое развитие человека, тем большую роль в его поведении играют иерархически низшие уровни мотивации.

Биологически унаследованные качества человека являются условием развития его психических качеств в определенных социальных обстоя­тельствах. Юрист должен ориентироваться во всех проявлениях непатологичес­кого психического расстройства, с тем чтобы в необходимых случаях на­значить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, а в от­дельных случаях психолого-невропатологическую экспертизу.

Для выявления перехода психики человека за грань нормы не­обходимо в общих чертах определить пределы психической нормы. К существенным характеристикам психической нормы можно отнес­ти следующие поведенческие особенности:

1. Адекватность (соответствие) поведенческих реакций внешним воздействиям. Соответствие субъективного отношения объективной значимости явлений.

2. Детерминированность поведения, его упорядоченность в соот­ветствии с определенной оптимальной схемой жизнедеятельности.

3. Соответствие уровня притязаний реальным возможностям ин­дивида.

4. Оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.

5.Критический подход к значимым обстоятельствам жизни с по­зиций социальных ценностей; способность изменять образ жизнеде­ятельности в критических ситуациях.

Пограничными аномальными психическими состояниями являют­ся: 1) состояния, граничащие с легкой степенью умственной отстало­сти; 2) неврозы; 3) легкие степени психопатии.


Билет 4.

Наши рекомендации