Конфликты в условиях учебной деятельности

Как и для любого социального института, для школы харак­терны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические усло­вия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

в> 27.1. Конфликты между учениками в школе

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и админист­ратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаи­модействие, можно выделить следующие виды конфликтов: уче­ник — ученик; ученик — учитель; ученик — родители; ученик — администратор; учитель — учитель; учитель — родители; учитель — администратор; родители — родители; родители — админист­ратор; администратор — администратор (В. Воронин).

Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт между учениками.

Конфликты в подростковой среде характерны для всех вре­мен и народов,

будь то бурса Q/. JloM-яловского шил. описанная Р. Киплингом, аристократическая школа сХ-ЗсХ века, или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необи­таемом острове, из «^1овелителя мух» английского пи­сателя у. Уолдинга (И. Кон).

12 Конфликтоюгия

г

354 W. Конфликты в различных сферах взаимодействия

Наиболее распространены среди учащихся конфликты ли­дерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обо­значиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьни­ка и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жесто­кости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеиз­вестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен со­блазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных.

Генезис агрессивного поведения школьников связан с де­фектами социализации личности. Так, обнаружена положи­тельная связь между количеством агрессивных действий у до­школьников и частотой их наказания, применяемого родите­лями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что кон­фликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).

На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии со­ответствующей личностей основы важным становится не аг­рессия — способ достижения, а агрессия — самоцель, она ста­новится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне са­моконтроля.

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одно­классниками обусловлены важной особенностью возраста — формированием морально-этических критериев оценки сверст­ника и связанных с этим требований к его поведению

(В. Лозоцева).

Предупреждение конфликтного поведения школьников.Пол­ностью изжить конфликты подростков в средней школе прак-

27. Конфликты в условиях учебной деятельности 355

тически невозможно. В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, из­меняется интенсивность конфликтов между школьниками. Ду­ховность во многом детерминирует деятельность и поведение людей.

Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дис­циплина — умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчине­ния порядку.

Больше влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учени­ками служит примером для воспроизводства во взаимоотноше­ниях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отноше­ний учащихся'с одноклассниками и родителями (О. Осадько). Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотруд­ничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отноше­ния детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначи­тельное число учителей младших классов (около 15%). Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения (85%) придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характе­ризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в стар­шем школьном возрасте [38].

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учени­ков, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо администра­тивное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

356 VI. Конфликты в различных сферах взаимодействия

^Ь 27.2. Способы разрешения

конфликтов между учителем и учениками

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реаль­ности. По мнению психолога М. Рыбаковой, среди конфлик­тов между учителем и учеником выделяются следующие кон­фликты:

• деятельности, возникающие по поводу успеваемости учени­ка, выполнения им внеучебных заданий;

• поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

• отношений, возникающие в сфере эмоционально-лич­ностных отношений учащихся и учителей [75]. Конфликты деятельности. Возникают между учителем и

учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. По­добные конфликты часто происходят с учениками, испыты­вающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей; в начальных клас­сах, когда общение на уроке определяется характером сложив­шихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требо­вания к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоя­тельных учеников, а у остальных снижается интерес к позна­нию вообще.

Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при

27. Конфликты в условиях учебной деятельности 357

анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал не­обоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вы­зываться различными мотивами. Учитель корректирует пове­дение учеников путем оценки их поступков при недостаточ­ной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отно­шения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения Это вызывает вполне оправданное несо­гласие учеников.

Конфликты отношений часто возникают в результате не­умелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную не­приязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодей­ствие.

Особенности педагогических конфликтов.Среди них можно выделить следующие:

• ответственность учителя за педагогически правильное раз­решение проблемных ситуаций: ведь школа — модель обще­ства, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

• участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

• разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении кон­фликтов;

• различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину пережива­ний ребенка, а ученику — справиться с эмоциями, подчи­нить их разуму;

• присутствие других учеников делает их из свидетелей участ­никами, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

• профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирую­щейся личности;

. Конфликты в различных сферах взаимодействия

I

• всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порож­дает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;

• конфликт в педагогической деятельности легче предупре­дить, чем успешно разрешить.

Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно моло­дых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований за 1996 г., 35—40% дет­ских неврозов носит дидактогенный характер. Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и уче­ника велика доля отрицательных последствий (83%) по срав­нению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций) (С. Хапаева).

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою пози­цию в конфликте, так как если на его стороне выступает кол­лектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сло­жившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вме­сте с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоот­ношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками про­должает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым (И. Вереникина). Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готов­ности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрос­леющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений дол­жен быть взрослый.

Основные рекомендации учителям по управлению конфлик­тами могут быть следующими:

27. Конфликты в условиях учебной деятельности 359

контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возмож­ность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»; не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «яп-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, нано­сят такой ущерб отношениям, что все последующие «компен­сирующие» действия не могут их исправить); стараться не выгонять ученика из класса; по возможности не обращаться к администрации; не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям; дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что «не оши­бается только тот, кто ничего не делает»; независимо от результатов разрешения противоречия поста­раться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожа­ление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициа­тиву их конструктивного разрешения;

Наши рекомендации