Доброта и отзывчивость
Основные темы:
Будь вежлив со своими товарищами: не груби, не забывай говорить "волшебные" слова, старайся с друзьями играть дружно, не будь грубым.
Усвой истину: "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть".
Оборудование: на доске висит плакат "Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству".
Ход беседы.
Учитель обращается к детям:
- Сегодня нас ждет необычный транспорт - ковер-самолет! Вот он (расстилает на полу красочный ковер-самолет, нарисованный на ватмане). Прислала его нам Мудрая Книга. Она ждет нас, ребята, в своем книжкином доме.
Ребята! Садитесь все на ковер-самолет. Стоит нам только сказать: "Ковер-самолет, возьми нас в полет!" (Дети повторяют эти слова.) Быстро летит наш ковер-самолет, только ветер свистит в ушах. А вот и книжкин дом. Приземляемся. (Ребята встают и рассаживаются по местам.)
Входит Мудрая Книга:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада видеть вас. Сегодня я хочу прочитать вам один очень интересный рассказ. Написал его Е. Пермяк. Называется он "Самое страшное". (Читает рассказ на с. 220).
Затем проводится беседа о прочитанном, дети отвечают на вопросы по содержанию рассказа: "Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?", "Почему Вова остался один на свете?", "Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?"
Как бы подводя итог обсуждению, школьники читают хором стихи, написанные на доске (вывод):
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
Продолжая тему, учитель говорит:
- Много славных дел ждет вас впереди. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.
Исполняется песенка "Улыбка" (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).
Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть нам, вашим родителям, вашим друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.
"За добро добром платят", "Доброе братство лучше богатства" (написано на доске).
Дети читают стихотворение Л. Татьяничевой:
Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Этой мерой измеряться Все земные труды. Может, вырастил деревце На земле Кулунды? | Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Плавок мирным трудом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее – Хорошо самому. |
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек никогда никого не обижает, помогает людям. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Добрый человек никогда один не останется. У него всегда много друзей.
Мудрая Книга:
- Я очень прошу вас, ребята, не будьте такими, как Вова. Будьте добрыми и чуткими, будьте вежливыми друг к другу. А сейчас нам настала пора прощаться! До свиданья! Мой транспорт, ковер-самолет, в вашем распоряжении. Счастливого вам пути!
Ребята снова рассаживаются на ковре-самолете. И все вместе читают стихи.
Если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Варианты бесед для учащихся V - IX классов.
Доброта.
Цель: ознакомить с содержанием понятия; разъяснить, в чем проявляется это качество.
Ход беседы.
На доске сделана запись для занесения в тетради по этике, взятая из словаря русского языка.
"Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям. Добрый - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый".
Учитель. Что же такое доброта и какова ее роль в жизни человека? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы тогда говорим, что торжествует зло?
С давних пор и во все времена в разных концах земли, под разными широтами, всегда и повсюду свойство доброты, способность ее проявлять было предметом воспитательской заботы и самого пристального внимания. Подтверждение мы находим в обычаях и верованиях разных стран и народов.
Во Вьетнаме в день лунного Нового года (весной) над дверьми домов чертят иероглифы - пожелания счастья, благополучия, доброты живущим в доме. А в Индонезии у жителей острова Бали существует давний обычай: молодого человека, достигшего брачного возраста, торжественно посвящают в мужчины. Старейший селения или племени подходит и слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая, притупляя их. По убеждениям балийцев, это делается для того, чтобы убить в человеке дремлющего в нем зверя, чтобы его душа и деяния были добрыми, чтобы он был мягок и сердечен с окружающими. И пусть, когда у него родятся дети, они будут детьми человека, а не зверя - добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь к другому, а не жестокими, корыстными, черствыми.
А сколько скромных простых примеров проявления человеческой доброты рассеяно вокруг нас, в окружающей нас жизни.
Вот престарелый врач-пенсионер выращивает в своем саду ягоды и фрукты, собирает и отдает их ребятишкам из соседнего дома. Для него радость видеть, как они лакомятся плодами его труда. Вот молодой сибиряк-тракторист, накопив несколько тысяч рублей, передает их родному селу с просьбой устроить библиотеку.
Доброта многолика и многогранна. И проявлять ее можно повсюду, недалеко искать, место и повод ее применить не требуется.
Читают вслух рассказа Б. Емельянова "Этого не нужно повторять".
Все было хорошо для Гарика до тех пор, пока звеньевой Ибрагим не сказал:
- Бабушка Таня наша подшефная!
И адрес назвал. Уточнил, что живет она одна и помочь ей некому.
Стали приходить к бабушке Тане каждый день.
Только у Гарика складывались с бабушкой странные отношения. Они избегали смотреть в глаза друг другу. Дело в том, что бабушка Таня - родная бабушка Гарика: только теперь она не просто бабушка, к которой у него все как-то не было времени забежать, а "зона их пионерского действия". Так что пришлось внуку у этой "зоны" просить о великом одолжении: не говорить ребятам, что она его родная бабушка. Стыдно. Пусть лучше Гарик будет просто тимуровец, а никакой не внук. И бабушка, любя внука, согласилась. Но легче Гарику не стало. Мучил вопрос: почему так получилось, что тимуровская разведка нашла его бабушку, а ему и в голову не пришло, что ей нужна помощь? В конце концов Гарик не выдержал и признался, что он никакой не тимуровец, а просто плохой внук. А ребята это и сами знали:
- Мы ведь не только бабушке хотели помочь, но и тебе!
Содержание рассказа обсуждается по таким вопросам: "Как вы поняли слова: "Так что пришлось внуку у этой "зоны" просить о великом одолжении..."? Кого имеет в виду автор под словом "зона"?", "Почему Гарику пришлось скрывать о ребят, что бабушка Таня его родная бабушка?", "Как относятся к своим бабушкам и дедушкам твои товарищи? А ты сам?"
Затем учитель читает школьникам статью А. Пастухова "Мы ее не били". По содержанию прочитанного предлагаются следующие вопросы: "Как можно назвать поступок одноклассников по отношению к Вале?", "Почему нельзя смеяться над физическими недостатками?", "Как следовало классу отнестись к появлению Вали в очках?"
Ученикам предлагается соревнование на то, кто больше назовет пословиц и поговорок о доброте, которые затем записываются в тетради:
Спеши делать добро.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Злой не верит, что есть добрые люди.