Механизм функционирования службы

Реабилитационная служба региона может эффективно функ­ционировать при наличии четкого понимания и реализации ее руководителями и участниками следующих узловых моментов:

—ведомственное взаимодействие в организации единого ре­
абилитационного пространства;

—научно-методическое обеспечение реабилитационной де­
ятельности;

- кадровое обеспечение реабилитационной службы;

—диагностика и отбор объектов реабилитации;

—согласованные действия субъектов реабилитационного про­
цесса на уровне учреждения.

Перечисленные выше механизмы должны быть проработа­ны детально как на уровне региона, так и на уровне города (района) и всех учреждений общеобразовательного, специали­зированного и профильного типа.

Глава III

РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ

ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Итак, вы приступаете к работе с семьей. С чего начать? Мы не рекомендуем вам начинать с комплексных психодиагности­ческих исследований, которые требуют длительного времени, серьезного практического опыта, анализа и интерпретации по­лученных данных. Начинающего психолога часто подстерегает опасность заблудиться в многочисленных личностных пробле­мах, «дойти» до каждой семьи нет никакой возможности. Более рациональный, на наш взгляд, путь — выделение двух больших групп семей: гармоничных (ваша поддержка и опора) и про­блемных (ваш поиск и эксперимент).

Мы начали с диагностики семейного воспитания, которую проводили по всей школе, выделив три возрастные группы. По­добную диагностику вам помогут провести учителя и админист­рация школы. Для этой работы необходимо подготовить анке­ты для родителей и провести консультацию для педагогов. Диагностика потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке

Целевая установка:

— выяснить, какие достижения есть в семейном воспитании; - выяснить, в какой помощи нуждаются родители.

Алгоритм поведения:

1. Сообщение целевой установки.

2. Деление родителей-участников на микрогруппы.

3. Консультация по заполнению диагностических анкет.

, Заполнение анкет каждым играющим, работа аналитиков

п.

5, Ознакомление групп с итогами диагностирования. Последующая деятельность: 1 Составление общей диагностической таблицы.

2. Планирование работы психологической службы школы на
основе диагностирования.

3. Проведение педконсилиумов на основании диагностики.
(Анкету родителей см. на с. 186.)

Получив общие данные, вы сможете спланировать работу пси­хологического семинара и групповых консультаций для родите­лей. Причем есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей, которые заявили в своих анкетах об имеющем­ся положительном опыте воспитания тех или иных качеств. Же­лательно, чтобы данные подтвердились и учителями начальных классов, классными руководителями. С итогами диагностирова­ния следует ознакомить совет школы (родительский комитет).

Часто к школьному психологу обращаются классные руко­водители, члены психолого-педагогического консилиума, роди­тельский актив, испытывающие трудности в изучении семей, составлении их характеристик, особенно если это связано с про­блемными семьями. Вы можете воспользоваться разработанной нами схемой.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ

И НЕДОСТАТКОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ

/. Общая характеристика семьи:

1. Состав семьи: полная, формально полная, неполная.

2. Характеристика семьи: гармоничная, проблемная (конф­
ликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).

3. Типовое состояние семьи:
— эмоциональный комфорт;

- тревожность;

- эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-пси­
хическое напряжение.

4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократиче­
ский, авторитарный, неустойчивый.

5. Нарушения семейного воспитания:

- доминирующая гиперпротекция;

— потворствующая гиперпротекция;

— гипопротекция;

— эмоциональное отвержение;

- жестокое обращение;

— повышенная моральная ответственность.

6. Отношение к школе: поддерживают тесную связь, поддер­живают контакты эпизодически, связи носят случайный харак­тер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию.

//. Особенности семейного воспитания:

1. Родители создают условия для правильного развития ре­
бенка:

— нормальные жилищно-бытовые условия;

— организация места для занятий;

— создание домашней библиотеки;

— наличие игровых уголков;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

2. Родители развивают познавательные интересы ребенка:

— вместе с детьми слушают радиопередачи;

- просматривают и обсуждают телепередачи;

— читают книги, беседуют о прочитанном;

- ходят с детьми в театр;

— ходят с детьми в кино;

- поощряют любимые занятия ребенка.

3. Родители оказывают помощь в учении, организации до­
машнего учебного труда.

4. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.

5. Родители выполняют рекомендации педагогов по воспи­
танию ребенка.

6. Родители видят недостатки в воспитании своих детей.

7. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспита­
тельной работы.

8. Родители справляются с воспитанием ребенка.

III. Недостатки семейного воспитания (назвать).

IV. Причины недостатков (соответствующее подчеркнуть):

— неблагополучие семьи (микроклимат, здоровье);

— отсутствие единых требований;

- незнание психологических особенностей своего ребенка;

- низкий образовательный, культурный, психолого-педаго­
гический уровень родителей;

- отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депри-
вация ребенка;

\

-)- использование антипедагогических мер воздействия;

неправильная оценка ребенка, его идеализация;

невыполнение рекомендаций педагога; 4г неверие в возможности ребенка, в свои силы;

— переоценка воспитательных возможностей семьи;

— гиперпроекция;

— другие причины (указать какие).

Для уточнения суждений педагогов об отдельных семьях мож-ю использовать тесты для родителей и учащихся, раскрываю­щие их позиции по отношению к своим детям и характеризую-дие общую атмосферу семьи.

Наши рекомендации