Основные направления патопсихологического изучения детей и подростков

Патопсихологическое исследование детей решает как общие с патопсихологией взрослого возраста, так и специфические для детского возраста задачи.

Общность задач определяется тем, что патопсихолог изучает психические нарушения, связанные с определенным заболевани­ем. В детской психиатрии патопсихолог встречается с большинст­вом болезней, характерных и для взрослой клиники: шизофрени­ей, эпилепсией, органическим поражением ЦНС различного генеза, пограничными состояниями (неврозами, психопатиями, пато­логическими развитиями личности). Симптоматика этих заболе­ваний и патологических состояний у детей и взрослых сходна.

Однако в детском возрасте имеются свои особенности психи­ческих нарушений. Чем младше ребенок, тем большую роль в па­топсихологической диагностике играют так называемые возраст­ные симптомы, отражающие патологически измененные проявле­ния нормального возрастного развития. Поэтому в поисках диф­ференциально-диагностических критериев психолог обращается и к исследованию тех психологических образований, которые на данном возрастном этапе играют определяющую роль в психическом развитии ребенка и в связи с этим особенно насыщены при­знаками болезненной симптоматики: игре, учебной деятельности

и т. д.

В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психи­ки к вредоносным воздействиям определяется не только характе­ром заболевания, но и той возрастной фазой, в которой находится больной ребенок. Поэтому в патопсихологической характеристи­ке больного ребенка будут наблюдаться два вида симптомов: пер­вый - непосредственно связанные с болезнью и специфичные для нее, второй - являющиеся результатом нарушения под влиянием текущего или завершившегося болезненного процесса (В.В.Ле­бединский, В. В. Ковалев).

Чем меньше ребенок, тем больше на первый план будут высту­пать явления нарушения развития. При этом чем раньше про­изошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза будут проявляться признаки психического недоразвития. Помимо об­щего недоразвития в условиях болезни процесс онтогенеза харак­теризуется явлениями неустойчивости, асинхронии. Своевременно не создаются необходимые взаимодействия между отдельными системами. Для многих нарушений развития характерна фиксация патологических, в первую очередь аффективных, образований, например страхов, тормозящих не только формирование эмоцио­нальной сферы, но и других сторон психической жизни ребенка.

При этом необходимо учитывать, что генез эмоциональных нарушений имеет сложный характер, включающий психогенную реакцию больного ребенка на трудности адаптации к коллективу, на невыполнимые для него требования семьи и т. д.

Признаками нарушения развития могут быть симптомы ретар­дации и патологической акселерации в формировании отдельных психических функций. Так, например, при детской шизофрении нередко наблюдается очень раннее развитие аффективной речи при резком отставании формирования моторной сферы.

Нередко отмечаются и явления регресса функции и поведения в целом - возврат к уже пройденным стадиям развития. При этом необходимо учитывать, что временный регресс под влиянием со­матических и психологических факторов может наблюдаться и у психически здоровых детей. Стойкий же регресс - симптом болез­ненного нарушения психики.

Таким образом, в процессе патопсихологического изучения де­тей психолог занимается следующим:

выявляет и систематизирует патологическую симптоматику и дает ей патопсихологическую квалификацию;

проводит структурный анализ выявленных расстройств, выде­ляет первичные симптомы, связанные с болезнью, и вторичные нарушения (по Л. С. Выготскому), обусловленные аномальным развитием в условиях болезни;

разрабатывает программу коррекционных мероприятий, диф­ференцированную в зависимости от характера, природы и меха­низма нарушений и направленную на их предупреждение, снятие или ослабление.

Основной путь решения этих задач - экспериментально-психологическое исследование детей и подростков. Для проведе­ния патопсихологического эксперимента используются как адап­тированные методики классической патопсихологии, так и специ­ально разработанные для детского возраста. Следует подчерк­нуть, что подавляющее большинство этих методических приемов полезны не только в клинической практике, но и при решении во­просов коррекционной педагогики: при отборе и комплектовании специальных образовательных учреждений, для изучения неуспе­вающих школьников и т. д.

При планировании патопсихологического исследования ре­бенка необходимо учитывать его возраст, уровень интеллектуаль­ного и речевого развития и другие значимые факторы - состояние зрения, слуха, двигательной сферы.

Например, психологическое исследование детей в возрасте 5 лет, страдающих речевой патологией, следует проводить по зада­ниям, не требующим развернутых речевых объяснений. Детям с патологией речи должны предъявляться задания, которые можно выполнить в практическом плане, без обязательного сопровожде­ния их собственной речью.

Некоторые дети с патологией речи (например, при алалии или тугоухости) недостаточно понимают обращенную к ним речь. Это может послужить причиной неправильного выполнения заданий. Поэтому при ошибочном выполнении задания следует повторить инструкцию, сопровождая объяснения жестами или даже показом аналогичного задания.

При исследовании ребенка с выраженными двигательными на­рушениями необходимо ввести задания для оценки уровня двига­тельного развития, мелкой моторики, пространственных пред­ставлений.

В этих случаях может помочь следующая схема обследования двигательныхнавыков.

Удерживает вертикальное положение:

сидя;

стоя.

Передвигается:

в коляске;

с костылями;

с опорой на трость;

самостоятельно в пределах помещения;

самостоятельно на значительные расстояния.

Ведущая рука:

правая;

левая.

Развитие манипулятивной функции:

резко ограничена;

частично ограничена;

не ограничена.

Участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания:

функция пораженной руки отсутствует;

пораженная рука выполняет поддерживающую роль;

пораженная рука принимает участие в выполнении простых дви­гательных актов;

пораженная рука принимает участие в выполнении сложных двигательных актов.

В случаях обследования детей-инвалидов с тяжелыми двига­тельными или психическими нарушениями важно оценить уро­вень развития навыков самообслуживания по следующей схеме.

Умывается;

чистит зубы; расчесывает волосы.

Навыки личной гигиены

Не владеет; частично владеет; полностью владеет.

Наши рекомендации