Психологического воздействия при расследовании групповых преступлений
Большая часть сотрудников ОВД (71,3 %) используют убеждение в качестве ведущего метода, дополняя воздействие на несовершеннолетнего разъяснением положения закона о смягчающих вину обстоятельствах (53,2 %), а также внушением (46,6 %).
Вместе с тем, по нашему мнению, сотрудники органов внутренних дел неоправданно редко используют метод поощрения (17,3 %): только один из десяти следователей (9,9 %), сотрудников уголовного розыска (16,1 %), а также каждый пятый участковый уполномоченный милиции (19,5 %), каждый четвертый инспектор подразделения по делам несовершеннолетних (26,6 %). Эти данные согласуются с ранее рассмотренным приемом «опора на положительное», который также редко используют сотрудники органов внутренних дел при установлении психологического контакта с несовершеннолетними (см. табл. № 13).
Настораживает тот факт, что среди респондентов 7,3 % сотрудников органов внутренних дел указали на использование угрозы как метода психологического воздействия (13,0 % инспекторов по делам несовершеннолетних, 4,7 % участковых уполномоченных, 4,2% сотрудников уголовного розыска). Несмотря на то, что таких лиц мало, тем не менее, они есть. Эти сотрудники применяют угрозы в отношении к несовершеннолетним вопреки не только общечеловеческим нормам взаимоотношений, но и нарушая российские и международные правовые нормы.
В заключение данной главы отметим, что следователи, специализирующиеся по делам несовершеннолетних, не в полной мере обеспечивают требование ст. 72 и ст. 421 УПК РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении данных о личности обвиняемого, условиях его жизни и воспитания, мотивах преступления, причинах и условиях, способствовавших его совершению. Как показывает результаты обработки анкет и интервью, а также анализ следственной практики, большая часть из указанных обстоятельств в ходе предварительного следствия не устанавливается.
Одной из причин такого положения дел является ограниченное использование сотрудниками органов внутренних дел методов исследования, что в свою очередь не позволяет собрать полную и объективную информацию о личности и группе несовершеннолетних, подозреваемых в совершении группового преступления, а также условиях воспитания и жизни каждого подозреваемого. Отсюда появляются ошибки и проблемы психологического характера в установлении с подозреваемыми психологического контакта, прогнозировании поведения несовершеннолетних лиц при проведении следственных действий, трудности в установлении статуса и ролей участников преступной группы, что снижает в целом эффективность проведения следственных действий.
Второй причиной является рассогласованность в действиях следователя с органами дознания. Нельзя считать оптимальной ту информацию, которую готовят сотрудники органов внутренних дел, содержащуюся в ограниченном количестве в материалах проанализированных нами уголовных дел. Для получения полной информации следователю необходимо формулировать и ставить конкретные задания-поручения перед каждым субъектом раскрытия, расследования и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних. Следователю нужно вникать самому в те проблемы, которые он пытается решить при помощи других людей, ставить конкретные вопросы перед сотрудниками, которым он дает поручения и требовать нахождения ответов на эти вопросы.
Как показывает наше исследование, третья причина связана с тем, что сотрудники органов внутренних дел, имея представления о приемах установления психологического контакта и методах психологического воздействия на несовершеннолетних, обладая определенными коммуникативными навыками, не в полной мере используют эти приемы и методы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних. По нашим данным большая часть опрошенных нами сотрудников не заинтересованы в глубоких знаниях личностных особенностей несовершеннолетних, не делают акцент на положительных качествах допрашиваемого (опрашиваемого) подростка. Такой формализм в работе, прикрытое или явное неуважение к личности несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении группового преступления, говорит о низком уровне профессионально-психологической подготовленности этих сотрудников органов внутренних дел, что снижает эффективность решения задач, связанных с расследованием и профилактикой преступлений.
Полученные нами данные в ходе проведенного исследования подчеркивают необходимость проведения курсов повышения квалификации для следователей, специализирующихся по делам несовершеннолетних. Тем более что увеличивающийся примерно в 2 раза объем научной информации каждые 3-5 лет не позволяет следователям ее усваивать, а тем более перерабатывать своевременно.
Для эффективной работы по расследованию групповых преступлений несовершеннолетних требуется серьезная подготовка будущих следователей и дознавателей, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных милиции. Они должны обладать не только глубокими юридическими познаниями, но знаниями в области криминальной, социальной и возрастной психологии и педагогики, психологии расследования преступлений.
Считаем, что большую помощь в такой подготовке окажет внедрение в образовательный процесс специального курса «Психологическое обеспечение расследования органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних». Кроме того, в следственных подразделениях необходимо проведение специальных занятий по вопросам психолого-криминалистического, педагогического обеспечения расследования преступлений несовершеннолетних с учетом современных научных достижений. Такие занятия могут проводиться как в рамках служебной подготовки, так и путем организации «школ повышения профессионального мастерства» на базе следственных управлений или образовательных учреждений МВД России.