Социально-психологическая модель ранней
ПРОФИЛАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ
Доминирование педагогических причин неблагополучия ребенка |
Недостатки, нарушения формирования ведущей деятельности (игра, учение) |
Педагогически запущенный ребенок |
Отклонения в поведении, нарушение общения |
Состояние психологического дискомфорта |
Эмоционально-волевое |
Интеллектуальное |
Специальная социально-педагогическая помощь |
Специальная лечебно-педагогическая помощь |
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
L | |
Специальная психологическая помощь |
психологическая диагностика причин педагогической запущенности;
специальная педагогическая подготовка родителей и педагогов;
психопрофилактика семьи и педколлектива;
семейное консультирование и психотерапия;
психогигиена общения ребенка;
игровая коррекция поведения и общения, арттерапия эмоциональных расстройств
тельности детей; прогнозирует вероятный «прорыв» из состояния педагогической запущенности, проводит стимулирующее консультирование, направляет к специалистам.
Психокоррекционная служба. Осуществляет диагностику развития; занимается ограничением педагогической запущенности от задержек психического развития у ребенка, умственной отсталости, отклонений в неврологическом статусе; проводит кор-рекционные, развивающие, логопедические занятия, игровую психокоррекцию поведения.
Служба социальной поддержки. Организует работу телефона доверия для взрослых и подростков; проводит семейные педагогические консультации; изучает средовую адаптацию ребенка; проводит работу по охране прав ребенка через взаимодействие с инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства; оказывает помощь в социально-педагогической реабилитации, восстановлении ведущей деятельности, мотивации достижений.
Нами были разработаны функциональные обязанности сотрудников центра:
Директор центраосуществляет общее руководство деятельностью центра, решает вопросы кадрового и материального обеспечения, тиражирования материалов центра, заключает договора с заинтересованными организациями, учреждениями о проведении комплексных исследований, соответствующих профилю центра и его научной программе, поддерживает контакты со смежниками, отвечает за планирование и организацию работы центра. Является членом консилиума специалистов.
Научный руководительосуществляет научное руководство деятельностью центра, разрабатывает научно-методическую документацию, систему функционирования центра на основе научной программы центра, функциональные обязанности его сотрудников, составляет долгосрочные программы НИР и НЭР, отвечает за разработку и апробацию моделей психолого-педагогической помощи семье и школе по проблеме трудного детства, оказывает помощь директору и методисту в разработке планов и программ семинаров и курсов по профилю центра. Является председателем консилиума специалистов.
Методист-координаторучаствует в разработке услуг центра, отвечает за рекламирование его деятельности, обеспечивает учреждение необходимой учебно-методической документацией, собирает заявки и представления на трудных детей и подростков,
ведет их регистрацию, учет, составляет циклограмму консультирования, организует консилиум специалистов, отвечает за подготовку документов на консилиум, организацию проводимых на базе центра занятий, распоряжается использованием учебной базы центра.
Практический психологзанимается общей и симптоматической возрастно-психологической диагностикой педагогически запущенных детей и подростков, диагностикой семьи и семейного воспитания, выявляет школьные психолого-педагогические причины педагогической запущенности, характер проявлений нарушений личностного развития, познавательной и эмоционально-волевой сфер, поведения и общения клиентов, связанных с педагогической запущенностью. На этой основе консультирует педагогов и родителей; ведет психолого-педагогическую пропаганду, психокоррекционную работу. Готовит материалы и представляет на консилиум наиболее трудные случаи, обеспечивает выполнение рекомендаций консилиума.
Главный психологвыполняет функции научного консультанта.
Социальный педагогв соответствии с программой эксперимента проводит исследование школьных и семейных причин педагогической запущенности детей, организует взаимодействие воспитывающих сил (детский сад, семья, школа) в ранней профилактике педагогической запущенности, поддерживает контакт с правоохранительными органами, органами опеки и попечительства, разрабатывает меры социально-правовой защиты несовершеннолетних. Вместе с методистом-координатором обобщает результаты обследования и представлений, составляет банк информации о педагогически запущенных детях, делает ежегодный анализ полученных данных, вносит предложения по перестройке и гуманизации педагогического процесса, охране прав детства в соответствующие органы.
Педагог-дефектолог, логопедявляются членами консилиума специалистов, осуществляют симптоматическую диагностику детей, по заявкам центра ведут психопрофилактическую работу среди педагогов и родителей, проводят психокоррекционную работу с детьми, поставленными на временный учет в центре, участвуют в методических экспедициях центра, семейных консультациях, работе телефона доверия. По итогам года обобщают данные проводимого исследования, ведут соответствующую документацию.
Психотерапевтпроводит индивидуальные и групповые консультации для педагогов, детей и родителей, сеансы релакса-
ции, психотерапии, игровой коррекции поведения, принимает участие в работе консилиума, дает рекомендации по дифференцированному подходу к детям с невротическими расстройствами, отставанием в темпах психического развития, психогенными реакциями и патохарактерологическим развитием, сопутствующим педагогической запущенности, ведет пропаганду знаний по профилактике невротических расстройств к психогигиене общения, разрабатывает методику семейной психотерапии.
Психодидакт, педагог-фасилитатордиагностируют сформиро-ванность ведущей деятельности ребенка, уровень его мотивации и достижений; выявляют ведущие причины несформиро-ванности деятельности, неадекватного уровня притязаний и самооценки; опираясь на сильные стороны личности ребенка, через различные формы тренингов (достижений, мотивации, реконструкции ведущей деятельности и др.), виды психотерапии (арт-терапия, танцевальная терапия и др.) создают благоприятные условия для преодоления педагогической запущенности.
Лаборантвыполняет поручения директора центра, научного руководителя и методиста-координатора, занимается печатными работами и делопроизводством центра, помогает в обработке результатов исследований.
Комплексная профилактическая работа с детьми и подростками в центре осуществляется на основе либо личных заявок (звонок по телефону доверия, обращение родителей), либо официальных представлений детских садов, школ и ПТУ. В представлении дается краткая характеристика воспитанника (проблемы в учреждении, в семье, особенности психофизического развития, отклонение в поведении), а также приводятся основания для обращения на консилиум специалистов центра. При постановке подростка на временный учет принимаются необходимые профилактические меры, даются рекомендации.
Такая система действий помогает оказать педагогически запущенному ребенку основные виды помощи, в которых он нуждается: провести диагностику, психопрофилактику и психокоррекцию личности.
Для работы с ребенком одновременно привлекаются несколько квалифицированных специалистов, объединенных общим методическим подходом к работе.
Весьма важна психологическая атмосфера центра «Доверие», в которую попадает ребенок, гуманистическая направленность общения с ним. Методы воздействия, к которым