Приложение к Примерному положению о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях (Извлечения)

Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения

В классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети «группы риска», не имеюи1ие выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выражснных нарушений речи, слуха, зрения' двигательной сферы).

При нормальном интеллектуальном развитии дети «группы риска» на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности возникающей в неблагоприят­ных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не обнаруживается нарушений памЯТИ; перцептивных и мыслительных про­цессов, вместе с тем для них характереи низкий уровень выполнения учеб­ных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных и„тереаж при этом наблюдается недоста­точный самоконтроль, неустойчцвость и слабая целенаправленность дея­тельности, повышенная отвлекаемОСТЬ; импульсивность, гиперактивность.

Перечисленные особенности. но в сочетании с нарушениями памяти, восприятия, мышления характерны д^ детей с задержкой психического развития церебрально-органичесжого генеза или детей с умственной от­сталостью, что является важнь,м критерием в дифференциально-диаг­ностическом плане при решении вопроса о выборе образовательного уч­реждения для таких детей.

Ведущим в характеристике детей «группы риска» является сниженная ра­ботоспособность различной приводы; Г1ри повышенной утомляемости у соматически ослабленных детей и в связи с расстройствами поведения.

Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы ком­пенсирующего обучения являются:

1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляе­мостью:

а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (напри­мер, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная асгения и Др);

Разработаны НИИ Коррекционной гдагогики РАО.

б) церебрастенические состояния (компенсирования и субкомпенсиро­вания, гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, постсоматическая И постгравматическая церебрастеиия) без нарушения интеллектуального

развития;

в) астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегето-сосудистая дис­топия);

г) астенические состояния на фоне нередко выраженных сенсорных де­фектов.

2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:

а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактеро-логические реакции и патохарактерологическое развитие);

б) невротические и нсврозоподобныс состояния (страхи, тики, лег­кое заикание, не требующее обучения в условиях речевой школы, энурез, энкопрез);

в) психогенное патологическое формирование личности;

г) синдром истинной невропатии;

д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных меропри­ятий;

е) синдром гармонического психического (психофизического) ин­фантилизма;

ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нор­мальный уровень интеллектуального развития);

з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости неустойчивости, истероидности, психастении);

и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизо­френия, эпилепсия);

к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органичес­кой природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.

3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микро социальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.

Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:

а) задержка психического развития церебрально-органического

генеза;

б) олигофрения;

в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;

г) наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опор­но-двигательного аппарата,

Дет, страдающие различными видами слабоумия, задержкой пси-хпчсского развития, могут быть направлены в специальные образова-тельпые учреждения (классы, группы) коррекционного характера.

О примерном положении о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях*

Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено вне­дрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на дифференциацию обучения, действенный учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает вне­дрение в образовательный процесс форм активной педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей - детям «группы риска».

К «группе риска» специалисты относят детей, которые, в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, уже при­ходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запу­щенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Значительно худшее, чем у других сверстников, качество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействи­ям внешней среды, обусловливает предрасположенность этих детей к патологическим реакциям на перегрузки и социально-психологическим срывам. Экологическое, демографическое, социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению числа таких детей. В настоящее время к их числу на этапе поступления в школу может быть отнесен практи­чески каждый пятый ребенок.

Именно эти дети, уже с первого класса испытывая систематические трудности в учебе, становятся неуспевающими, а начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемое, школьной дезадаптации и является одной из причин правонарушений несовершенно­летних.

Различная по своим формам работа с обучающимися такой категории со стороны педагогических работников, правоохранительных, органов ведется по существу в одном направлении - преодоление вторичных по своему происхождению деформаций. Отсюда, несмотря на большие затраты по обеспечению профилактической работы, так непропорционально мала ее эффективность. Всевозрастающая общественная тревога за судьбу детей «группы рис­ка», осознание необходимости усиления роли педагогики и педагогов в охране их физического и нравственного здоровья, обеспечении полноцен­ного образования и развития личности диктуют необходимость изменения сложившейся ситуации.

В настоящее время в структуре педагогики выделена относительно само­стоятельная область научного знания и практической педагогической дея­тельности - коррекционная педагогика, одной из задач которой является изучение особенностей учебной деятельности детей «группы риска» и раз­работка форм активной педагогической помощи им в системе дошкольного

и школьного воспитания.

В школьной практике все большее распространение получают классы компенсирующего обучения (коррекционные классы, классы адаптации, классы педагогической поддержки).

Организация работы классов компенсирующего обучения рассмат­ривается как одна из форм педагогической помощи детям «группы риска». Относительно однородный, с учетом специфики и уровня психического развития, школьной зрелости, состав учащихся в классах компенсирующе­го обучения дает возможность учителю учесть этот уровень в обучении и тем самым обеспечить большую эффекгивность учебного процесса. <.. .>

Настоящее Примерное положение о классах компенсирующего обу­чения определяет основные формы и содержание коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в обще­образовательных учреждениях. По мере дальнейшего накопления прак­тического опыта и получения новых данных специальных педагогических и психологических исследований, касающихся вопросов содержания обу­чения, вариативности и дифференциации его форм и методов, это положе­ние может уточняться и дополняться.

Классы компенсирующего обучения рекомендуется создавать в основном на этапе получения начального общего образования. При получении ос­новного общего образования классы компенсирующего обучения могут сохраняться или создаваться вновь в порядке эксперимента. Обучающие­ся, освоившие программу основного общего образования, получают соот­ветствующий документ. Материалы экзаменационных работ для классов компенсирующего обучения составляются образовательным учреждением и угверждаются органом управления образованием. Для получения среднего (полного) общего образования учащиеся классов компенсирующего обуче­ния принимаются на общих основаниях.

В перспективе классы компенсирующего обучения могут стать составной частью коррекционной службы, в структуре которой будут функциониро­вать психолого-диагностические центры, социально-педагогические ком­плексы, психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) и т.

Учитывая специфику коррекцнонпых классов, напряженность работы в них, особую сложность диагностики, в соответствии с распоряжением Пра­вительства Российской Федерации от 9 июля 1992 г. № 1037-р Мини­стерство образования рекомендует устанавливать надбавки в размере до 30 процентов к ставкам заработной платы педагогическим работникам и долж­ностным окладам руководителям школ, непосредственно занятых обучением и воспитанием детей указанного контингента.



Приложение 3.

Об организации классов для детей с проблемами в развитии, по-ведении, обучении в учреждениях общего образования*

К данному типу следует относить классы для детей с ЗПР (вырав­нивания) и классы компенсирующего обучения (педагогической под­держки). Создание и деятельность данных классов создает возможность полу­чения общего среднего образования всеми детьми.

Классы для детей с ЗПР (выравнивания) открываются при обще­образовательной школе на основании приказа Министерства Образования от 03.07.1981г. № 103 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР».

Деятельность классов компенсирующего обучения (педагогической под­держки) регламентируется «Примерным положением о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях», утвер­жденным приказом МО РФ от 08.09.1992г. № 333.

Приводим сравнительную таблицу условий отбора, обучения и ат­тестации учащихся в классах вышеназванных видов *:

Классы для детей с ЗПР (вырав­нивания)   Классы компенсирующего обуче­ния (педагогической поддержки)  
   
(.Создаются при общеобразова­тельных школах на основании приказа МО от 03.07.81 № 103 «О введении в действие норма­тивных документов, регламенти­рующих деятельность специаль­ных образовательных школ для детей с ЗПР». 2. Отбор детей в указанные клас­сы осуществляется психолого-медико- педагогической комиссией   Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в ОУ, выражающаяся в низком уровне сформированное™ пси­хических и психофизиологиче­ских предпосылок образователь­ной деятельности, в основе кото­рых определяются прежде всего  

* Информационно-методическое письмо Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга от 20.06.97 № 1141 -уд.

Дополнительно Комитет по образованию рекомендует:

- обучение в начальной школе в классах компенсирующего обучения прово­дить по программе 1-4;

- в связи с переходом большинства районов при формировании сети ОУ и классов на принципе территориальных округов открытие классов компенси­рующего обучения соотносить с потребностью всех ОУ данного округа, а не одного отдельного ОУ;

- при наличии свободных мест в классах компенсирующего обучения пре­доставлять возможность ОУ территориального округа определять в данные классы своих учащихся для дальнейшего обучения;

- при комплектовании классов компенсирующего обучения и классов для детей с ЗПР руководствоваться инструктивно-методическим письмом от 13.02.97 № 200-уд «Об уточнении штатных расписаний учреждений об­щего и специального образования Санкт-Петербурга на 1997, 1998 го­ды» (минимальная наполняемость классов компенсирующего обучения -15 чел.; классов для детей с ЗПР- 12 чел.);

-организацию образовательного процесса в классах компенсирующего обучения и в классах для детей с ЗПР строить по принципу «класс-комплект»; в связи с этим наполняемость ГПД должна соответствовать на-полняемости класса;

- классы компенсирующего обучения создаются при наличии в ОУ высоко­квалифицированных кадров и специалистов службы индивидуального со­провождения (письмо КО от 13.02.97 № 200-уд), а также учебно-прог­раммного обеспечения;

- по итогам учебного года РОУО вправе ставить вопрос о ликвидации клас­сов компенсирующего обучения, не обеспечивающих усвоение учащими­ся базовой программы. <.. .> Основной целью общеобразовательного учреждения с классами КРО явля­ется осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и специальной педагогиче­ской помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.

Основными задачами деятельности учреждения являются:

1. Психолого-диагностическое изучение обучающихся в классах КРО:

- диагностика интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словес­но-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.);

- диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах

развития;

- эмоционально-волевая готовность (умение ответственно выполнять рабо­ту, подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и словесному указанию педагога).

2. Специальное педагогическое изучение (логопедическое и дефек­тологическое) обучающихся в классах КРО.

3. Изучение педагогом класса обучающихся (выявление и анализти-пичных затруднений в усвоении знаний, умений и навыков (ЗУН) на основе контрольных срезов и итоговых работ учащихся в течение учебного года). Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов психолого-медико-педагогического консилиума (психолога - воспитателя - учителя; психолога - дефектолога; дефектолога - учителя; логопеда - учителя; психо­лога - дефектолога - логопеда).

4. Разработка индивидуальных коррекционных программ педагогом, психологом, дефектологом и логопедом, их согласование с учебными про­граммами.

5. Анализ успешности усвоения учебного материала, формирование знаний, умений и навыков при соблюдении предельной нагрузки учащихся.

6. Создание оптимальной системы подготовки домашних заданий с од­новременным изучением затрат времени на их выполнение каждой возрас­тной группой учащихся.

7. Динамическое психолого-педагогическое изучение учащихся. Диаг­ностика ОУУН (общеучебных умений и навыков) учащихся.

8. Отслеживание и анализ полученных результатов работы по ин­теграции учащихся в традиционные формы обучения.

10. Создание благоприятных условий и психологического микроклимата в классах КРО и вокруг них, выбор главных направлений в воспитательной работе на основе изучения личности каждого ребенка, семей, особенностей класса в целом. Включение родителей в решение коррекциопно-воспитательных задач и их особая подготовка силами школьного конси­лиума.

Коррекционно-развивающий учебно-образовательный процесс в классах КРО регламентируется Типовым базисным учебным планом образователь­ного учреждения с классами коррекционпо-развивающего обучения, утвер­жденными для них Министерством образования Российской Федерации программами (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающсго обучения в общеобразовательной школе /1996/; Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекциошю-развивающее обучение /2000/), программами для общеобразовательных школ, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка н согласованными с методическими службами (на основной ступени обучения).

Учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения об­щеобразовательных учреждений построен с учетом программных, методи­ческих и дидактических разработок Института коррекционной педагогики РАО для фронтальной работы учащихся этих классов, а также необходимо­сти допрофессиональной подготовки детей, имеющих трудности в обучении, что отражено в региональном «Положении о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы» (1998).

Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обу­чения предусматривает использование программно-методических материа­лов, разработанных Институтом коррекционной педагогики РАО (Про­граммно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение /1998/). Базисный учебный план предусматривает активное обновление со­держания образования, повышение его уровня, создание стандарта требова­ний к знаниям учащихся, выделение обязательного базового и вариативно-го школьного компонента (который полностью отводится на индивидуаль­ные и групповые коррекционные занятия).

Особое место в организации системы КРО занимает начальная шко­ла.

Начальная школа представляет собой оптимальный по времени отрезок школьного образования ребенка, когда интенсивно формируются общие, способности к учению, когда достаточно легко восполнить недостатки до­школьного развития ребенка, когда возможна коррекция негативных тен­денций в его развитии, когда еще не упущена возможность повысить ус­пешность обучения каждого ученика.

Организацию коррекционно-развивающего обучения в начальной шко­ле следует рассматривать с позиций преемственности:

- между начальной школьной и дошкольной ступенями образования;

- между начальной и основной ступенями школьного обучения.

Это предполагает организацию системы раннего выявления (начиная с младшего дошкольного возраста) и отслеживания динамики развития и адап­тации ребенка при переходе от одной ступени обучения к другой, что помо­жет выявить «предвестники школьной и социальной неуспешности» в более ранние сроки и организовать предупреждение школьных трудностей сначала на I, а затем и на II, основной, ступени обучения.

Для описываемой системы дошкольной коррекционно-развивающей работы разработаны программы фронтальных и индивидуально-групповых коррекционпых занятий, базисный учебный план для детей 6-легнего воз­раста на один год, для детей 5-летнего возраста — на два года.

Сроки индивидуальных и групповых коррекционных занятий, крат­ковременного пребывания в группах зависят от индивидуальных недостатков развития и могут ограничиваться 56 занятиями и продолжаться до 120 занятий (2,5-6 месяцев) при ежедневном посещении обучающи­мися одного занятия длительностью 25-30 минут. Группы подготовки де­тей к школе могут функционировать как в ДОУ, так и в общеобразователь­ной школе.

Приложение 4.

Методическое руководство для проведения анализа за­нятия в коррекционной группе ДОУ общего типа (в классе компенсирующего обучения при общеобразовательной шко­ле)

Одна из основных форм руководства коррекционно-воспитателыюй работой в коррекционной группе (классе компенсирующего обучения или классе КРО) - посещение открытых занятий и оказание методиче­ской помощи учителю (воспитателю группы) со стороны педагога-методиста и педагога-дефектолога.

При психолого-педагогическом разборе занятия в условиях коррек-ционного класса (группы) следует руководствоваться следующими кри­териями.

Цели занятия: образовательная, коррекционно-развивающая, воспи­тательная.

Дидактические требования к проведению занятия: правильный вы­бор учебного материала, методов работы применительно к каждому из этапов занятия; правильное сочетание фронтальной, групповой и инди­видуальной работы; организационная четкость построения занятия.

Условия: замедленный темп обучения соответственно особенностям протекания нервно-психических процессов у детей с нарушениями раз­вития, некоторое упрощение структуры изучаемого материала и форми­руемых умений и навыков, многократное повторение (закрепление) усваиваемого материала, максимальное привлечение чувственного опы­та ребенка, оптимальное вовлечение детей в выполнение предметно-практической деятельности; соблюдение двигательного режима, ис­пользование игровых форм усвоения учебного материала; опора на наиболее развитые положительные качества каждого ребенка и преодо­ление на этой основе недостаточности его эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы; использование разнообразных (по форме и своему содержанию) приемов и методов обучения.

Наши рекомендации