Упражнение на развитие слуховой памяти

Цель: развитие слуховой памяти.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Возраст: 7-10 лет.

Ход игры: Экспериментатор дает словесное опи­сание или инструкции предлагаемой деятельности. Например, просит ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д.

ТРОЙНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ ПАМЯТИ

Цель: развитие логической памяти. Форма проведения: групповая. Возраст: 9-10 лет.

Материал:3 набора карточек с напечатанными на них словами или нарисованными картинками для каждого ученика.

Ход игры: Упражнение разработано по анало­гии с известной методикой «двойной стимуляции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на начальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стиму­лов. Учащимся предъявляется ряд карточек с на­печатанными на них словами или нарисованными картинками и предлагается из другого аналогично­го набора карточек подобрать к каждой из перво­го набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно — хлеб, дом — забор), с тем, чтобы в дальнейшем можно было, глядя лишь на второй ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.

После того как учащийся усвоил принцип под­бора сходных слов и воспроизведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание услож­няется.

Ему предлагают первый набор карточек (напри­мер: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, си­ница, окно, вокзал), основываясь на смысловом, об­разном, эмоциональном или каком-либо ином сход­стве слов. Карточки второго набора располагаются под карточками первого набора («окно» под «кры­шей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судь­ей», «вокзал» под «рельсом»).

Затем первый набор карточек закрывается лис­том ватмана и предъявляется третий набор карто­чек (герань, кресло, змея, сапог). Задача учащихся — положить под каждой из карточек оставшегося вто­рого набора связанную с ней карточку нового — третьего набора (окно — герань, синица — змея, мяч — сапог, вокзал — кресло).

упражнение на развитие слуховой памяти - student2.ru упражнение на развитие слуховой памяти - student2.ru После этого закрывается и второй набор карто­чек. Задача учащихся — глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по кар­точке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспомнить «синицу» и «само­лет» и т. д.).

Комментарии: Это упражнение формирует способ­ность быстро находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДЛИННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цель: развитие логической памяти.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага, ручка и карточка с несколь­кими предложениями для каждого ученика.

Ход игры:Подбирается несколько предложений, состоящих из 18-20 слов. Например: «Японские специалисты, обслуживающие компьютеры, давно за­метили, что злейшим врагом больших ЭВМ явля­ются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управления на транспорте и в произ­водстве». Медленно и вдумчиво прочитывая пред­ложение, следует шаг за шагом составлять схему, отражающую его синтаксическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информации, а выступают в роли вспо­могательных опор), следует попробовать как можно точнее восстановить предложение (сразу же после запоминания и спустя несколько часов).

Комментарии: Это упражнение развивает спо­собность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фра­зы, что является необходимой предпосылкой точ­ного в смысловом отношении или даже дословно­го запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов.

2.3.4. Игры на развитие внимания41

ЧТО СЛЫШНО

Цель: совершенствование внимания. Развитие умения быстро сосредоточиваться.

Форма игры:групповая.

Возраст:4-6 лет.

Ход игры:Ведущий предлагает детям послу­шать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем просит рассказать, что они слышали. Далее он по сигналу переводит внимание детей с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что там происходило.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!

Цель:развитие активного внимания. Стимули­рование внимания.

Форма игры:групповая.

Возраст:4-6лет.

Ход игры:Дети шагают по кругу. Затем веду­щий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на сло­ве «зайчики» — прыгать, на слове «лошадки» — ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, упражнение на развитие слуховой памяти - student2.ru «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

_________________

41 Яковлева Н. Я. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: «Валерии СПД», 2001; Сербина Е. Развивающие игры для детей. — М.: «Ространсфер», 1999; В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академня», 1998. -

СЛУШАЙ ЗВУКИ!

Цель: развитие активного внимания. Стимули­рование внимания.

Форма игры: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра (звуковые стимулы можно при­думать самим) — и дети становятся в позу «пла­кучей ивы»: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. На звук, взятый в верхнем регист­ре, дети становятся в позу «тополя»: пятки вмес­те, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук.

СЛУШАЙ ХЛОПОК!

Цель: развитие активного внимания.

Форма игры: групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять по­зу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки — в стороны), на два хлопка — позу «ля­гушки» (присесть на корточки), на три хлопка — возобновить ходьбу.

КАНОН

Цель: развитие активного внимания.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: Играющие стоят по кругу и по оче­реди делают следующие движения: один приседает ивстает, другой хлопает в ладоши, третий присе­дает и встает, и т. д.

ПИШУЩАЯ МАШИНКА

Цель: развитие внимания.

Форма игры:групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры:Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу де­ти начинают печатать: первая «буква» слова хло­пает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

Цель:развитие внимания, связанного с коорди­нацией слухового и двигательного анализаторов.

Форма игры:групповая.

Возраст:5-6 лет.

Ход игры:Играющие сидят по кругу. Если ве­дущий говорит слово «земля», все должны опус­тить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть ру­ки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибает­ся, считается проигравшим.

КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ

Цель:развитие внимания, связанного с координа­цией слухового и двигательного анализаторов. Со­вершенствование внимания, быстрота реакции.

Форма игры:групповая.

Возраст:5-10 лет.

Ход игры:По команде «Карлики!» дети при­седают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.

ЗАПРЕЩЕННАЯ БУКВА

Цель: развитие внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: Одного из участников игры назнача­ют водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Напри­мер: «Сколько тебе лет?», «С кем ты сидишь на парте?», «Какое ты любишь варенье?» и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать лю­бой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещен­ную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, на­ходчивые ответы.

СКРЫТАЯ ПОДСКАЗКА

Цель: тренировка внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: Выбирается отгадчик. Отгадчика про­сят на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадывают какое-ни­будь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть раз­ные, например «стол», «комар», «доска», «парус» и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется. Задача водящего — отгадать задуман­ное нами слово. Предположим, что загаданное сло­во «комар». Отгадчику оно неизвестно. Он просит подсказать первую букву. Подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему. Первая буква загаданного слова «К». Подсказка делается таким образом. Трое играющих поочередно произ­носят по одному какому-нибудь слову, односложному или двусложному, в состав которого входит буква «К». Допустим, один назовет слово «компас», дру­гой — «сурок», третий — «капля». Во всех трех словах повторяется буква «К». Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее. Затем трое других игра­ющих подскажут ему вторую букву и т. д.

СПРЯТАННОЕ СЛОВО

Цель: развитие внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры:Начинается игра с выбора водящего. Участники игры будут «прятать» слова, он будет их «отыскивать». Водящего просят на некоторое время уйти из комнаты и загадывают какую-ни­будь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу «Язык до Киева доведет». Раз­бивают этот текст на части: «язык», «до Киева», «доведет». Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры. Возвра­щается водящий. Ему докладывают, что «спрята­на» пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст за­гаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть за­гаданного текста, второй — вторую часть текста и третий — последнюю часть текста.

КОРРЕКТУРНЫЕ ЗАДАНИЯ

Цель: развитие концентрации внимания.

Форма проведения: групповая или индивиду­альная.

Возраст: 7-10 лет.

Материал: любые печатные тексты (старые не­нужные книги, газеты и др.), карандаши и руч­ки. Желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Ход игры: В течение 5 минут детям нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву) в тексте: и малень­кие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора. По мере овладения игрой правила услож­няются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркива­ется; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вно­симые изменения отражаются в инструкции, дава­емой в начале занятия.

Комментарии: Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных за­даниях в 2-3 раза. Для закрепления навыков- са­моконтроля необходимо продолжать занятия в те­чение 2-4 месяцев.

НАЙДИ СЛОВА

Цель: развитие концентрации внимания.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Возраст: 7-10 лет.

Ход игры: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшее­ся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

ЗАМЕТЬ ВСЕ

Цель: увеличение объема внимания

Форма проведения: групповая.

Возраст: 7-10 лет.

Материал: 7-10 различных небольших предметов.

Ход игры: Раскладывают в ряд 7-10 предме­тов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечис­лить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательнос­ти они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова по­казать все на 10 секунд. Предложить детям опре­делить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчез­нувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, чтобы дети перечислили их по по­рядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Наши рекомендации