Упражнение на развитие слуховой памяти
Цель: развитие слуховой памяти.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Возраст: 7-10 лет.
Ход игры: Экспериментатор дает словесное описание или инструкции предлагаемой деятельности. Например, просит ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д.
ТРОЙНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ ПАМЯТИ
Цель: развитие логической памяти. Форма проведения: групповая. Возраст: 9-10 лет.
Материал:3 набора карточек с напечатанными на них словами или нарисованными картинками для каждого ученика.
Ход игры: Упражнение разработано по аналогии с известной методикой «двойной стимуляции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на начальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Учащимся предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или нарисованными картинками и предлагается из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно — хлеб, дом — забор), с тем, чтобы в дальнейшем можно было, глядя лишь на второй ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.
После того как учащийся усвоил принцип подбора сходных слов и воспроизведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание усложняется.
Ему предлагают первый набор карточек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысловом, образном, эмоциональном или каком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под карточками первого набора («окно» под «крышей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судьей», «вокзал» под «рельсом»).
Затем первый набор карточек закрывается листом ватмана и предъявляется третий набор карточек (герань, кресло, змея, сапог). Задача учащихся — положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового — третьего набора (окно — герань, синица — змея, мяч — сапог, вокзал — кресло).
После этого закрывается и второй набор карточек. Задача учащихся — глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспомнить «синицу» и «самолет» и т. д.).
Комментарии: Это упражнение формирует способность быстро находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДЛИННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цель: развитие логической памяти.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 9-10 лет.
Материал: бумага, ручка и карточка с несколькими предложениями для каждого ученика.
Ход игры:Подбирается несколько предложений, состоящих из 18-20 слов. Например: «Японские специалисты, обслуживающие компьютеры, давно заметили, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управления на транспорте и в производстве». Медленно и вдумчиво прочитывая предложение, следует шаг за шагом составлять схему, отражающую его синтаксическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информации, а выступают в роли вспомогательных опор), следует попробовать как можно точнее восстановить предложение (сразу же после запоминания и спустя несколько часов).
Комментарии: Это упражнение развивает способность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фразы, что является необходимой предпосылкой точного в смысловом отношении или даже дословного запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов.
2.3.4. Игры на развитие внимания41
ЧТО СЛЫШНО
Цель: совершенствование внимания. Развитие умения быстро сосредоточиваться.
Форма игры:групповая.
Возраст:4-6 лет.
Ход игры:Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем просит рассказать, что они слышали. Далее он по сигналу переводит внимание детей с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что там происходило.
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!
Цель:развитие активного внимания. Стимулирование внимания.
Форма игры:групповая.
Возраст:4-6лет.
Ход игры:Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» — прыгать, на слове «лошадки» — ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.
_________________
41 Яковлева Н. Я. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: «Валерии СПД», 2001; Сербина Е. Развивающие игры для детей. — М.: «Ространсфер», 1999; В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академня», 1998. -
СЛУШАЙ ЗВУКИ!
Цель: развитие активного внимания. Стимулирование внимания.
Форма игры: групповая.
Возраст: 4-6 лет.
Ход игры: Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра (звуковые стимулы можно придумать самим) — и дети становятся в позу «плакучей ивы»: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. На звук, взятый в верхнем регистре, дети становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук.
СЛУШАЙ ХЛОПОК!
Цель: развитие активного внимания.
Форма игры: групповая.
Возраст: 4-6 лет.
Ход игры: Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки — в стороны), на два хлопка — позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка — возобновить ходьбу.
КАНОН
Цель: развитие активного внимания.
Форма игры: групповая.
Возраст: 5-6 лет.
Ход игры: Играющие стоят по кругу и по очереди делают следующие движения: один приседает ивстает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает, и т. д.
ПИШУЩАЯ МАШИНКА
Цель: развитие внимания.
Форма игры:групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Ход игры:Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.
ЧЕТЫРЕ СТИХИИ
Цель:развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Форма игры:групповая.
Возраст:5-6 лет.
Ход игры:Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ
Цель:развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Совершенствование внимания, быстрота реакции.
Форма игры:групповая.
Возраст:5-10 лет.
Ход игры:По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
ЗАПРЕЩЕННАЯ БУКВА
Цель: развитие внимания.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Ход игры: Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: «Сколько тебе лет?», «С кем ты сидишь на парте?», «Какое ты любишь варенье?» и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.
СКРЫТАЯ ПОДСКАЗКА
Цель: тренировка внимания.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Ход игры: Выбирается отгадчик. Отгадчика просят на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадывают какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например «стол», «комар», «доска», «парус» и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется. Задача водящего — отгадать задуманное нами слово. Предположим, что загаданное слово «комар». Отгадчику оно неизвестно. Он просит подсказать первую букву. Подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему. Первая буква загаданного слова «К». Подсказка делается таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двусложному, в состав которого входит буква «К». Допустим, один назовет слово «компас», другой — «сурок», третий — «капля». Во всех трех словах повторяется буква «К». Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее. Затем трое других играющих подскажут ему вторую букву и т. д.
СПРЯТАННОЕ СЛОВО
Цель: развитие внимания.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Ход игры:Начинается игра с выбора водящего. Участники игры будут «прятать» слова, он будет их «отыскивать». Водящего просят на некоторое время уйти из комнаты и загадывают какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу «Язык до Киева доведет». Разбивают этот текст на части: «язык», «до Киева», «доведет». Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры. Возвращается водящий. Ему докладывают, что «спрятана» пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй — вторую часть текста и третий — последнюю часть текста.
КОРРЕКТУРНЫЕ ЗАДАНИЯ
Цель: развитие концентрации внимания.
Форма проведения: групповая или индивидуальная.
Возраст: 7-10 лет.
Материал: любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Ход игры: В течение 5 минут детям нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву) в тексте: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
Комментарии: Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков- самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев.
НАЙДИ СЛОВА
Цель: развитие концентрации внимания.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Возраст: 7-10 лет.
Ход игры: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
ЗАМЕТЬ ВСЕ
Цель: увеличение объема внимания
Форма проведения: групповая.
Возраст: 7-10 лет.
Материал: 7-10 различных небольших предметов.
Ход игры: Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).