Сроки и этапы реализации программы
I.Организационно-подготовительный этап:
· кадровое обеспечение программы;
· определение функциональных обязанностей специалистов;
· подбор и изучение существующей учебно-программной и методической литературы;
· проведение обучающих семинаров по проблемам;
· подготовка материальной базы.
.
Сроки реализации: сентябрь -декабрь 2010 года
II.Организационно-диагностический этап:
· проведение диагностических мероприятий;
· обработка и анализ полученных результатов;
· проведение психолого-педагогических консилиумов;
· составление планов сопровождения.
Сроки реализации: январь – май 2011 года.
III.Технологический этап:
· практическая реализация программы.
Сроки реализации: сентябрь 2011 года – декабрь 2014 года.
IV.Заключительный (аналитико-обобщающий) этап:
· проведение итоговой диагностики;
· совместный анализ результатов коррекционной-развивающей работы;
· рефлексия.
Сроки реализации: январь- май 2015 года
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Критерии оценки | Запланированные показатели/ индикаторы | Источник получения информации |
Уровень речевой коммуникации | Повышение уровня на 60 % | Наблюдение Анкеты родителей |
Сформированность коммуникативных навыков | Повышение уровня на 50% | Наблюдение Анкеты родителей |
Сформированность психомоторных процессов и сенсорного развития | Повышение уровня на 40% | -Результаты психолого-педагогического обследования по методике Е.А. Стребелевой.-Анкеты родителей |
Умение видеть временные рамки своей деятельности | Повышение уровня на 50% | |
Способность ориентироваться в пространстве | Повышение уровня на 80% | |
Определение последовательность событий | Повышение уровня на 60% | |
Выделение цвета как признака, сличение основных цветов. | Повышение уровня развития детей на 30% | |
Называние (для неговорящих детей показывание) основных цветов. | Повышение результатов детей на 25% | |
Определение уровня практической ориентации на величину предмета. | Повышение уровня на 30% | |
Выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца. | Повышение уровня на 20% |
Система организации контроля за реализацией программыпредполагает отслеживание основных показателей развития психических процессов у детей через осуществление диагностических процедур по методике Е.А. Стребелевой
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Количественный результат:
— повышения уровня развития восприятия цвета, умения выделять цвет как признак предмета, сличать цвета на 30 % (от стартовых данных)
— повышения умения узнавать и называть основные цвета на 25 % (от стартовых данных).
— повышение уровня практической ориентации в величине предмета на 30%.
— повышение уровня развития целостного восприятия предметной картинки, анализ образца на 20%.
Качественный результат:
— повышение речевой активности детей, обогащение словаря.
— повышение уровня развития мелкой и крупной моторики у детей.
— повышение уровня восприятия формы предмета.
— развитие психических процессов: памяти, мышления, восприятия, речи.
Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения
Программа«Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью»апробирована на базе Областного государственного автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Иркутска.
Срок апробации: сентябрь 2010 года-май 2012 года
Количество участников: учитель-дефектолог-2 человека, учитель-логопед-1 человек, педагог-психолог-2 человека, социальный педагог-1 человек, обучающихся -15 человек.
Список литературы:
- Дупайлин М.Л. Комплексная диагностика отклоняющегося развития //Дефектология, 2008. №2.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. - М., 2002.
- Исаева Т.Н., Капланская Е.И. Коррекционная педагогика. – М., 2008.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2005.
- Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод пособие. – М.: Просвещение, 2008.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Метиева Л.А. Актуальные проблемы коррекционной педагогики. – М., 2009.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушением развития: пособие для педагогов-психологов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
10.Ульянцева М.Б. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями. – М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
11. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010.
Аннотация к программе
Проблемы реализации потенциальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью, адаптация их к жизни, приобретают большую социальную значимость. Включение в систему социального образования детей с умеренной умственной отсталостью закрепило за ними право на получение образования.
Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.
По данным ВОЗ, в последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.
Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью считали необучаемыми. Ещё великий физиолог И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.
Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.
Так, в инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с умеренной умственной отсталостью. С 2010 года началось открытие классов для детей с умеренной умственной отсталостью в Иркутской области.
На протяжении более двух лет в условиях ОГАОУ ЦПМСС оказывается помощь детям с умеренной умственной отсталостью. Содержание системы помощи, определение направлений деятельности различных специалистов, оказывающих ее, определяется общими задачами обучения и воспитания детей с умеренной умственной отсталостью: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня их коммуникативной компетентности.
Целью психолого-педагогического сопровождения является выявление потенциальных возможностей развития детей с умеренной умственной отсталостью и разработка для них программ по коррекции психомоторной организации и сенсорного развития. Специалистами Центра разработана комплексная программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей с умеренной умственной отсталостью».
Цели программы:
• помочь ребенку овладеть доступными знаниями;
• подготовить к простейшим видам (доступным для него) учебной деятельности, формировать умения коллективной работы под контролем и с помощью учителя;
• привлечь родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.
Задачи программы:
• формирование эмоционального контакта со взрослым, направленности на сотрудничество с ним;
• развитие психомоторики и сенсорных процессов;
• речевое развитие;
• формирование психолого-педагогических знаний и умений родителей (лиц, их заменяющих), повышение воспитательской компетентности.
В связи с тем, что многие дети в силу своих психофизических возможностей не могут освоить в полном объеме тот или иной предмет, мы можем говорить только о предполагаемых результатах обучения.
Под воздействием целенаправленного, комплексного коррекционно-развивающего обучения, в рамках которого осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение различными специалистами Центра, дети показали повышение уровня речевой коммуникации, динамику сформированности коммуникативных навыков, психомоторных процессов и сенсорного развития, тесное взаимодействие педагога, родителей и ребенка, что подтверждает эффективность предложенной программы.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3.