Танцор – тренироваться с полной отдачей и выполнять все инструкции тренера. Если танцор не выполняет ВСЕ инструкции тренера, он НЕ МОЖЕТ рассчитывать на результат
Дорогие тренеры!
Повесьте эти положения в своем клубе, и вы поможете себе решить большой пласт проблем, связанных с недоверием учеников и родителей вашему мастерству.
Я знаю, что опытные тренеры, сделавшие себе имя своей работой, не так часто нуждаются в подобной психологической работе, как молодые, однако и среди них я встречала людей, которые буквально мучились с танцорами, пришедшими от другого именитого педагога. Здесь нет смысла меряться с коллегами величиной различных частей тела, есть смысл внушить танцорам основные законы успеха: доверяй учителю и ты победишь.
У восприятия есть свои закономерности.
Во-первых, как отмечено чуть выше, оно уже набито самой разной информацией. И первый этап – отложить в сторону старое, чтобы было место, куда впитывать новое.
Во-вторых, если тренер объясняет что-то даже очень доходчиво, это еще не гарантия, что танцор его поймет и более того – выполнит задание правильно. Поскольку понимание материала сильно зависит от скорости обмена информацией внутри мышления танцора. Восприятие, анализ, сравнение, принятие, координация мысли и действия, воплощение – ряд этих последовательных действий у каждого танцора выполняется с разной скоростью.
Для тренера важно здесь быть внимательным к той обратной связи, которую дает танцор. Как он понимает? Что именно? Как реагирует на ваши действия и слова?
Каждое действие тренера, для того, чтобы достигать желаемого эффекта, должно опираться на эту обратную связь.
Понял головой – не значит понял телом. Вы можете видеть, как ваш ученик усердно кивает головой и соглашается с вами, но на следующей тренировке вы не видите и половины того, что вы давали. Это значит, что он только лишь увидел как нужно делать, его образное мышление осознало картинку, но это не значит, что его мозг уже готов сформировать ряд действий, отражающих эту картинку. Особенно наглядно это явление можно наблюдать у начинающих танцоров, у детей. Они, бывает, смотрят на тренера очень внимательно, следя за каждым его движением, но делают НЕ ТО! И это убивает J.
В первую очередь, ученики должны знать, что УВИДЕЛ – не равно ПОНЯЛ и совсем далеко от СДЕЛАЛ.
Я объясняю своим маленьким танцорам, что тело соображает дольше и ленивее, чем голова, и чтобы оно сделало то, что уже поняли глаза, его нужно заставить повторить много-много раз одно и то же. Его нужно проверять головой, как мама проверяет твои уроки или как ты проверяешь свои цветы на подоконнике: не засохли ли они, не много ли им воды, не нужно ли подрыхлить землю. Или рыбок - и так далее. Спросите у ваших детей – что и как они проверяют, как они умеют следить за своими руками, когда застегивают пуговицы, или когда пишут красивым почерком. Осознавание своего внимания, контроля над своими действиями начинается с этого. И здесь понятная танцорам аналогия может совершать волшебные превращения с их восприятием.
Вот еще некоторые положения, которые имеет смысл публиковать танцорам:
Чтобы быть первым, нужно совершить три победы:
Первая – победа над собой. Победи свой страх, лень, усталость, сомнения, раздражение, непослушность своего тела.
Вторая победа – победа в паре. Старайся танцевать лучше своей партнерши, лучше своего партнера, соревнуйся с ней или с ним. И пусть это будет взаимной игрой.
В третий раз – победи своего тренера. Убеди его своим танцем, своим упорством, своей прилежностью, своими знаниями в том, что он не зря за тебя взялся.
И только тогда ты можешь побеждать соперников на турнире.
Именно из-за особенностей работы восприятия, не следует давать новую информацию, пока не усвоена предыдущая. Если тренер хочет добиться серьезного эффекта, то он должен строить свою работу по следующим этапам:
Объяснить информацию
Добиться понимания информации
Контролировать тщательное выполнение задания или упражнения по тренировке информации
Контролировать отработку упражнения до автоматизма.
И только тогда, когда технический аспект отработан до бессознательного автоматического действия, он не нуждается в повторении и контроле больше никогда. После этого можно переходить к следующему аспекту.
Большой трудностью в работе по такой схеме является то, что у танцора есть предел физической и интеллектуальной трудоспособности, проще говоря – конечно же, он устает. И тогда имеет смысл заняться другим аспектом танца, НИКАК не связанным с предыдущим. Смена вида деятельности всегда помогает быстро восстановиться и снова быть готовым в выполнению нудного, но необходимого задания.
Поэтому тренировка и должна строиться по этапам: разминка, информативная часть, физически нагруженная часть, и снова информативная часть – на другую тему. Ни одна часть тренировки не должна повторяться в течение одного занятия. Но на следующей тренировке имеет смысл пройти ту же самую последовательность и так потихонечку наращивать слой за слоем, расширяя возможности своих учеников в выполнении одной и той же работы.
Нельзя циклиться на одном задании до появления к нему отвращения, но и не соскакивать с задания слишком быстро – не будет качества. Здесь важна ювелирная точность в соблюдении нормы, дозы тренировки. Тренер должен быть очень внимательным к обратной связи - любым проявлениям в поведении учеников, дающим ему информацию о том, как идет работа.
Когда же начинается комплексная отработка материала, например, соединения разных единичных действий в одно непрерывное движение, внимание ученика должно двигаться по телу сверху вниз и снизу вверх беспрерывно, проверяя отдельные аспекты работы. И здесь подойдут любые упражнения на скорость переключения внимания. Как для детей, так и для взрослых танцоров, сюда подойдут любые игры на внимание.
Еще один важный момент восприятия. Когда танцор устает и с трудом контролирует свое тело, когда у него что-то не получается, он всегда склонен искать внешние помехи. Это особенность восприятия человека вообще, а не только спортсмена. Легче всего найти виноватого, когда САМ не справляешься с чем-либо.
И тогда начинаются конфликты в паре, конфликты с тренером, обвинение туфель и паркета, неадекватного судейства и прочее.
Когда мои танцоры ссорятся из-за того, что у них что-то не получается, я привожу им в пример культуриста:
У культуриста есть его мышцы и штанга. Штанга тяжелая. Но штангист никогда не жалуется на то, что она тяжелая. Она тяжелая до тех пор, пока слабы его мышцы. Ваш партнер (партнерша) неудобны вам, мешают вам, тормозят ваше движение до тех пор, пока ваши собственные мышцы не способны справиться с нагрузкой. Штангист не жалуется на штангу. И танцор, настоящий танцор, всегда стремиться не к тому, что бы его устраивала партнерша, а к тому, чтобы его собственный танец был безупречным.
Разумеется, когда движение в паре не согласованно, когда не выстроено ведение – это тоже причина такого рода конфликтов, но здесь ответственность тренера – он должен хорошо преподавать взаимодействие в паре.