Если приглашаешь тренера со стороны

Содержание

Вступление
Глава 1. Планирование и приготовления к тренингу
1. Что такое тренинг?
2. Как ставить цели тренинга
3. Содержание тренинга
4. Расписание занятий
5. Реклама вашего тренинга
6. Если приглашаешь тренера со стороны
7. Как давать подготовительные задания
8. За кулисами
9. Перерывы

Глава 2. Как встречать участников
10. Первое впечатление
11. Как представиться
12. Как представлять друг другу участников
13. Ожидания участников
14. Как заинтересовать участников
15. Проверка предварительных заданий
16. Выработка критериев уровня мастерства участников
17. Заключение «учебного контракта»
18. Мозговой штурм

Глава 3. Использование предметов обстановки
19. Стулья, столы и рабочее пространство
20. Как использовать проектор
21. Как использовать флипчарт
22. Как пользоваться классной доской
23. Подготовка и использование рабочих материалов
24. Как пользоваться видеомагнитофоном

Глава 4. Проведение тренинга
25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
26. Как избежать отчуждения
27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
28. Развивайте творческий потенциал участников
29. Работа «один на один»
30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
32. Выступления — только в случае необходимости
33. Работа с малыми группами
34. Как использовать «домашние группы»
35. Использование ролевых игр
36. Закончите тренинг с блеском!

Глава 5. Позаботься о себе
37. Будь всегда готов!
38. Способы самоорганизации
39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
40. «Трудные» вопросы: что делать?
41. «Трудные» участники: что делать?
42. Язык тела
43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
44. Советы путешествующим тренерам

Глава 6. Оценка вашего тренинга
45. Получаем обратную связь — развиваем забывчивость!
46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
47. Как правильно использовать вопросники
48. Что делать после окончания тренинга?
49. Дополнительные способы получить обратную связь
50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
51. Перепланировка тренинга

Вступление

Эта книга написана для занятых людей. Нам по опыту известно, что если вы регулярно проводите тренинги, то у вас, скорее всего, нет ни времени, ни желания углубляться в изучение фундаментальных трудов по теории и методологии тренерской работы. Поэтому данная книга представляет собой собрание полезных советов и практических предложений.

Нашу книгу не обязательно читать от корки до корки. Порядок расположения материала в ней имеет второстепенное значение. Хотя книга имеет четкую логическую структуру (от постановки целей тренинга до оценки его результатов), большинство советов представляют самостоятельную ценность.

В каждой главе книги содержится по десять советов, которые в целом охватывают более 50 тем (кроме нескольких случаев, когда авторов охватывал порыв энтузиазма, и вместо десяти советов получилось 20 и больше). Каждую главу открывает короткое вступление, в котором поясняется, о чем именно пойдет речь. Мы надеемся, что эти вступления помогут вам определить, какие советы необходимо прочитать в первую очередь, какие пропустить, а какие оставить на потом.

Возможно, открыв эту книгу, читатель пожмет плечами и скажет: « В этом нет ничего нового—именно так я и делаю!» Тем лучше, ответим мы. Но мы все же надеемся, что наша книга содержит нечто, что заставит вас признаться самому себе: «Ага, вот это интересно - надо будет попробовать на следующем занятии!»

Нам очень важно знать ваше мнение об этой книге. В конце книги мы поместили небольшую анкету, и мы будем крайне признательны, если вы заполните ее и пошлете нашим издателям. В следующем издании мы обязательно учтем все ваши пожелания! Фил Рэйс, Бренда Смит. Март 1999

Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу

В этой главе мы рассмотрим вопросы планирования и подготовки тренинга. Мы также посоветуем вам, как действовать, чтобы ваши планы были реализованы на практике. Многие идеи, которые будут затронуты в этой главе, получат развитие в других частях книги. Иногда тренер проводит занятия настолько часто, что позволяет себе пренебрегать некоторыми важными элементами подготовки к тренингу. Вы убедитесь, что быть чрезмерно самоуверенным довольно опасно.

Мы начнем с попытки определить, что обычно вкладывают в понятие «тренинг». Если читатели сойдутся во мнении, что тренинг должен проводиться в интерактивной, а не лекционной форме, то пользы от него будет гораздо больше.

Далее мы коснемся вопроса о предполагаемых результатах тренинга. Участники всегда хотят знать - и должны знать, - какую пользу они сумеют извлечь из своих занятий. С нашей точки зрения, лучший способ познакомить участников с предполагаемыми результатами - это поставить цели как тренинга в целом, так и каждого занятия в отдельности.

Разумеется, очень важно содержание тренинга. Но не менее важны приемы и методы, с помощью которых это содержание будет донесено до участников. В первой главе вы найдете ряд советов - как подавать информацию в такой форме, чтобы она превратилась в хорошо усваиваемый учебный материал и интересные для участников задания.

Мы не можем переоценить важность такого вопроса, как составление расписания. Если тренинг в целом или отдельное занятие затягивается, то и тренер, и участники чувствуют себя некомфортно. Возможно, выход в том, чтобы заранее устанавливать достаточно гибкое расписание, в которое будет допускать небольшие изменения в программе. В этом случае у участников тренинга не возникнет ощущения, что тренер не успевает и пропускает часть материала.

В некоторых ситуациях успех тренинга напрямую зависит от его рекламы. Самое главное в этом случае - заинтересовать и показать важность тренинга именно тем людям, на которых он ориентирован.

Иногда бывают ситуации, когда вам понадобится пригласить другого тренера провести одно из занятий. В этой главе мы поделимся собственным опытом по наилучшему разрешению этой ситуации. Наши наблюдения, оформленные в виде советов, будут вам полезны, если вам надо прибегнуть к помощи коллеги.

Залог удачного начала тренинга - уверенность тренера, что каждый будущий участник готов приступить к занятиям. Мы предлагаем несколько советов относительно того, как сформулировать подготовительные задания, которые помогут участнику сосредоточиться на основных задачах тренинга.

Раздел «За кулисами» касается небольших приготовлений, которые помогут предотвратить возможные неудобства и досадные помехи. Мы поделимся своим опытом (как удачным, так неудачным), как сделать так, чтобы никакие неприятные мелочи не омрачали начало тренинга.

Участники тренинга - живые существа, им необходимы еда и питье. Обеспечение освежающими напитками и перерывы на обед ничуть не менее важны, чем прочие детали проведения тренинга. Если перерывы происходят регулярно, а еда и питье достаточно вкусны, то общая атмосфера тренинга значительно улучшается и надолго остается в памяти участников как чрезвычайно приятное воспоминание!

1. Что такое тренинг?

В этой книге мы хотим помочь вам превратить ваши тренинги в активный познавательный процесс для участников и уйти как можно дальше от лекционной модели. В первую очередь, при планировании тренинга мы рекомендуем вам уделить внимание некоторым моментам, о которых будет сказано далее:

1. Тренинг должен представлять собой активный процесс не только для тренера, но, прежде всего, для его участников! Когда вы составляете программу тренинга, постарайтесь сделать так, чтобы в центре внимания была деятельность участников, а не тренера. Если люди будут принимать активное участие в работе группы и получать от этого удовольствие, то результаты тренинга надолго останутся у них в памяти.

2. Планируйте каждое занятие тренинга как путешествие, имеющее начало, середину и конец. Благодаря этому каждое следующее занятие будет восприниматься участниками как непрерывный учебный процесс, и они всегда смогут видеть, на какой стадии этого процесса они находятся.

3. Участники должны видеть цели тренинга. Сделайте цели каждого занятия максимально ясными: например, объявите, какой результат вы рассчитываете получить к концу тренинга.

4. Участники должны знать, чем обоснован выбор целей тренинга.

Поставьте общие цели тренинга таким образом, чтобы для участников стала очевидной их актуальность и важность, после чего сформулируйте индивидуальную задачу для каждого участника.

5. Участники должны представлять себе, как достичь поставленных целей. Расскажите участникам, какие задания и упражнения ожидают их на каждом занятии, чтобы развеять возможные опасения.

6. Личный опыт участников - основа тренинга. Если позволяют условия тренинга, пусть говорит не тренер, а участники. Скорее всего, участникам уже многое известно. Дайте им возможность высказаться!

7. Постоянно стремитесь к взаимодействию. Хороший тренинг всегда построен на взаимодействии тренера и участников. Информации, исходящей непосредственно от тренера, должно быть как можно меньше. Не надо читать лекций; лучше, если непосредственным источником информации послужит анализ жизненных ситуаций и т. д.

8. Не смущайтесь, если обратная связь принимает незапланированный характер. Лучше отказаться от первоначального плана, если возникает неожиданный, но важный поворот беседы, чем строго придерживаться плана и муштровать участников, как солдат. Однако ни в коем случае не забывайте о перерывах на обед!

9. Задайте себе вопрос: «Какие впечатления останутся от тренинга у его участников?» Постарайтесь спланировать тренинг так, чтобы он был и продуктивным, и доставлял удовольствие участникам.

10. Воспринимайте каждый новый тренинг как новый опыт, полезный лично для вас. Если вы говорите себе: «Сегодня я провел безупречный тренинг», значит, у вас проблемы! Попробуйте внести поправки в план своего тренинга и продолжайте учиться.

Как ставить цели тренинга

Каждый человек хочет знать, чем будут вознаграждены его усилия. В частности, участники тренинга хотят выяснить, каких знаний и умений они достигнут после окончания занятий, или на что им лучше переключить свои усилия. Еще они хотят знать, будут ли приниматься во внимание те знания и умения, которыми они уже обладают. В связи с этим цели тренинга должны быть сформулированы предельно четко и ясно.

1. Сформулируйте цели тренинга для самого себя. Когда вы составляете план тренинга, поговорите со всеми, кто может помочь вам узнать как можно больше о предмете будущего тренинга и темах, которые будут затронуты.

Начните с «установочных» целей. Вывесите плакат или раздайте на руки участникам список, содержащий ряд достаточно приблизительно сформулированных «установочных» целей тренинга.

Спросите будущих участников: «Чего вы хотите?» Ожидания участников иногда помогают определить действительно важные проблемы, которые могут оказаться незапланированными тренером. Хороший способ - собрать участников вместе, выдать им по листу бумаги или целлулоидной пластинке и попросить их написать, чего они в первую очередь ожидают от будущего тренинга.

4. Отнеситесь к ожиданиям участников серьезно. Если ожидания участников слишком разнообразны, или они вступают в явное противоречие с намеченными вами целями тренинга, все равно не выбрасывайте эти листочки. Лучше прикрепите их на видном месте в помещении, где вы будете проводить тренинг, и при каждом удобном случае напоминайте о них в течение всего тренинга.

5. Четко формулируйте свои мысли. Вы должны быть твердо уверены, что ваши слова правильно поняли все участники тренинга. Задавайте вопрос: «Как вы это поняли?», пока не убедитесь, что все присутствующие одинаково понимают формулировку той или иной цели.

6. Не переживайте, если от некоторых намеченных вами целей придется отказаться. Если проблемы, интересующие участников, существенно отличаются от запланированных вами, очень важно не упорствовать и пойти навстречу пожеланиям участников, даже если придется пожертвовать теми задачами, которые казались очень важными вам самому.

7. Пусть участники сами определят приоритетные цели и результаты. Например, предложите им на выбор шесть возможных целей и попросите составить «звездный рейтинг» — скажем, «необходимая» - три звездочки, «полезная» - две звездочки, «любопытная» - одна звездочка, «несущественная» - ни одной звездочки. Подсчитайте общее количество звездочек, отданных за каждую из целей, и вывесите результаты на доске. После этого, учитывая результаты рейтинга и те цели, которые запланировали вы сами, установите окончательные цели тренинга.

8. Еще раз вернитесь к целям и предполагаемым результатам.

Объясните участникам, как связано то, что они будут делать на занятиях, с целями тренинга. Участники должны понимать, с какой целью им надо будет выполнять на занятиях те или иные действия.

9. После окончания тренинга подведите итоги и еще раз обратитесь к целям. Не бойтесь признаться, что некоторые цели не были достигнуты; отметьте наиболее удачные цели.

10. В самом конце еще раз вернитесь к ожиданиям участников.

Пусть они выскажут свое мнение, какие из их пожеланий были реализованы, а какие остались нерассмотренными. Иногда можно использовать пожелания, до которых не дошли руки, как основу для следующего тренинга.

Содержание тренинга

Большинство советов, собранных в нашей книге, касается вопроса «как» проводить тренинги, а не «о чем» там пойдет речь. Но, разумеется, содержание само по себе очень важно. Мы надеемся, что наши соображения на эту тему окажутся для вас полезными.

1. Содержание тренинга должно быть напрямую связано с заявленными целями и задачами. Рассмотрите каждый компонент будущего тренинга и задайте себе вопрос: «Как этот компонент связан с предполагаемыми результатами?» Если связь не очевидна, данный компонент становится необязательным.

2. Помните, что выполнение почти любого задания занимает больше времени, чем можно предположить заранее. Об этом особенно важно помнить, если вы хотите добавить задание, которое ни разу не проводили раньше. Лучше потратить 45 минут на новое задание, чем пытаться заменить его каким-нибудь другим, на выполнение которого уходит 30 минут.

3. Не гоните лошадей! Если предмет тренинга вам близок и интересен, очень легко взять слишком высокий темп и сделать тренинг чересчур сложным для участников, особенно если они не так хорошо осведомлены о предмете, как вы.

4. Проведите небольшое исследование: насколько каждый компонент вашего тренинга важен и интересен для участников. Для этого после окончания занятия проведите опрос участников в письменной или устной форме.

5. Не нужно рассказывать участникам о содержании тренинга, им нужно дать это содержание. Если вы предоставите участникам краткое содержание тренинга в напечатанном виде, это поможет вам сэкономить массу времени, которое участники в ином случае потратили бы на запись материала под диктовку.

6. Убедитесь в новизне и правильности предлагаемой информации. Очень полезно пригласить авторитетного коллегу, чтобы он взглянул на содержание тренинга доброжелательным, но критическим взглядом и указал на необходимые исправления.

7. Помните, что содержание тренинга со временем должно меняться. Участники считают, что вы проводите тренинги, основываясь на последних научных и экспериментальных данных. Пусть ваш тренинг содержит как базовую информацию, так и новые идеи.

8. Участники могут помочь эволюции вашего тренинга. Нерешенные вопросы, оставшиеся от предыдущего тренинга, вы можете включить в программу на следующий месяц. Составляйте список таких вопросов; в следующий раз он вам очень пригодится.

9. Сосредоточьте внимание на практических заданиях, которые будут выполнять участники. Помните, что участники судят о содержании тренинга именно по заданиям, которые им надо будет выполнять во время занятий.

10. Подготовьте на всякий случай «запасную информацию»! Никогда заранее не знаешь, сколько времени займет то или иное задание (например, окажется, что все участники и так много знают о предмете). Иногда приходится опускать отдельные элементы содержания целиком, если участникам они уже знакомы. Вы должны предложить им другую информацию на замену, чтобы время тренинга не проходило зря.

Расписание занятий

Если вам подвластно время, вам подвластно все. Составление расписания — это один из важнейших элементов подготовки к тренингу. Путем проб и ошибок (причем главным образом ошибок!) мы приобрели опыт, которым и хотим с вами поделиться.

1. Начните тренинг с кофе (чая, сока). Это поможет вам начать занятие вовремя. Скажем, гораздо проще приступить к занятию ровно в 10.15, если в расписании указано: «Кофе и вводная часть занятия в 9.45».

2. Начинайте всегда в указанное время. Даже если в аудиторию будут заходить опоздавшие по разнообразным уважительным причинам участники, не смущайтесь этим обстоятельством и начинайте тренинг. Пусть информация в начале занятия будет не самой важной. Если вы будете откладывать начало тренинга по вине опоздавших, то те, кто пришел вовремя, в следующий раз тоже опоздают.

3. Перерывы на обед и на кофе должны делаться вовремя (а лучше даже чуть раньше запланированного времени). Довольно неприятно заметить, что проголодавшиеся участники тренинга слушают вас в пол-уха и украдкой посматривают на часы. Зато как будет приятно участникам, если перерыв начнется на пять минут раньше!

4. Не говорите: «Встречаемся через 20 минут». Никто из участников не знает, когда начались эти 20 минут. Гораздо эффективнее будет сказать: «В 11.23 жду вас в аудитории». Точное цифры обычно хорошо удерживаются в памяти. Этот простой прием удивительно эффективен.

5. Перерыв на кофе и обед не должен быть слишком коротким. Участники должны успеть не только выпить чашку кофе и съесть печенье; может быть, кому-то надо позвонить или выкурить сигарету. Кроме того, обмен мнениями и информацией на перерывах за чашкой кофе бывает весьма полезным. Лучше энергично приняться за дело после 25-минутного перерыва, чем пытаться мобилизовать людей после 15-минутного.

6. Иногда можно не делать перерыв, а выпить чашку кофе непосредственно во время тренинга. Если помещение позволяет выпить чаю или кофе не выходя из аудитории, отмените перерыв и предоставьте участникам возможность налить себе кофе самим. Затем можно провести общую дискуссию или раздать групповые задания, при подготовке которых чашка в руках не помешает.

7. Обед всегда занимает больше времени, чем планировалось заранее. Даже если вы проводите тренинг в каком-нибудь отеле, учитывайте, что там может быть медленное обслуживание или очередь в буфете. (Совет: попросите отодвинуть столик с закусками подальше от стены - это поможет избежать очередей.)

8. Если обед закончился раньше, чем вы планировали, убедитесь, что участники тренинга не заскучали, теряя время на бесплодное ожидание. Этой ситуации можно избежать, если заранее предложить выполнить какое-нибудь задание в обеденное время или провести демонстрацию материалов. Пусть все время тренинга будет использовано плодотворно.

9. Время окончания тренинга должно быть четко обозначено. Это поможет участникам скоординировать окончание занятий и собственные планы (например, успеть на поезд, чтобы вовремя добраться домой и забрать ребенка из школы). Всегда заканчивайте вовремя или немного раньше. Разумеется, после занятий вы можете задержаться для того, чтобы ответить на вопросы участников, которые никуда не спешат.

10. Не старайтесь обязательно сделать все, что вы запланировали.

Если тренинг «отстает» от вашего предварительного расписания, вы можете спокойно отказаться от тех заданий, которые не являются самыми важными. Помните, что под вечер райской музыкой для участников звучит такая фраза: «Не думаю, что нам необходимо рассматривать эту проблему еще глубже. Мы хорошо изучили ее этим утром!»

Реклама вашего тренинга

Подумайте, как выйти на потенциальную аудиторию и привлечь ее к участию в тренинге.

1. Придумайте броское название. Проявите фантазию, но будете честным. Пусть друзья помогут вам придумать несколько вариантов названия. Потом обсудите лучшие с вашей точки зрения варианты с коллегами.

2. Чье внимание вы хотите привлечь? Тщательно продумайте, кому именно ваш тренинг принесет наибольшую пользу, и скорректируйте предполагаемое название и содержание будущего тренинга, ориентируясь на конкретную категорию людей.

3. Расскажите, о чем пойдет речь. Рекламируя тренинг, постарайтесь дать максимально подробное описание целей и содержания тренинга или учебного курса.

4. Расскажите, как будет проходить тренинг. Пусть потенциальные участники узнают заранее, что программа тренинга будет построена не в лекционной, а в интерактивной форме; что она включает ролевые игры, имитацию жизненных ситуаций, выполнение заданий в малых группах и их проверку. Также обязательно укажите, надо ли будет участникам заранее провести какие-нибудь приготовления к тренингу.

5. Планируйте свою рекламную кампанию. Определите, как именно вы будете рекламировать программу вашего тренинга, чтобы она привлекла внимание как можно большего количества людей, которые захотят принять в нем участие. Не переживайте, если на занятия запишется слишком много людей. Возможно, вам понадобится провести его не раз и не два, но разве не приятно, что ваш тренинг пользуется таким спросом?

6. Используйте различные способы распространения рекламы тренинга. Например:
• внутриведомственные журналы;
• профессиональная периодика;
• общенациональные журналы, в которых иногда разрешается размещать бесплатную рекламу;
• прямой контакт с заинтересованными ответственными людьми (например, главы департаментов или начальники отделов). Кроме того, можно вывесить рекламные листовки на доске объявлений или в местной библиотеке, распространить информацию по корпоративным каналам через Интернет, сообщить коллегам при личной встрече или по телефону и т. д.

7. Оформляйте рекламу творчески! Например, напишите рекламное объявление на бумаге необычного, привлекающего внимание цвета. Коллеги наверняка запомнят синий лист, затесавшийся в пачку обычной белой бумаги. Однако постарайтесь не переборщить и не раскрашивайте рекламный плакат во все цвета радуги. Ярко, со вкусом оформленный плакат не только привлечет внимание, но и создаст ощущение, что делом занимаются настоящие профессионалы.

8. Начинайте рекламную кампанию загодя. В последнее время у большинства людей планы расписаны на много дней вперед. Наверняка те, кого вы хотите привлечь на тренинг, тоже очень занятые люди.

9. Мыслите глобально. Не забывайте о том, что в вашу страну приезжает много иностранцев (по большей части на каникулы, в академический отпуск или в командировку). Отслеживайте информацию по профессиональным международным каналам!

10. Наблюдайте за конкурентами. Посмотрите, как другие тренеры рекламируют свои тренинги и курсы, берите на заметку их удачные ходы. У них есть чему поучиться.

Если приглашаешь тренера со стороны

Приглашение тренера или докладчика со стороны - это всегда хороший ход, который помогает внести разнообразие в процесс тренинга. Но каким бы прославленным и знаменитым не был приглашенный тренер, в такой ситуации вам не помешают несколько советов.

1. Зафиксируйте в письменной форме суть вашей договоренности. Дружеский телефонный разговор спустя месяцы, а порой и недели, начисто выпадает из памяти. Поэтому бывает полезно вкратце записать содержание вашего разговора и потом переслать его по факсу другой стороне.

2. Убедитесь, что тренер правильно понял название тренинга. Для различных людей одни и те же слова и фразы, произнесенные в разное время, иногда имеют противоположное значение. Четко сформулируйте, какое содержание вы вкладываете в название тренинга, и узнайте, что думает по этому поводу ваш партнер.

3. Попросите тренера рассказать в общих чертах, каких вопросов он собирается коснуться на вашем тренинге. Не случалось ли вам попадать в такие ситуации, когда вы о чем-нибудь договорились с человеком, а потом увидели, что он делает (или говорит) совсем другое? Вы можете почувствовать себя довольно неловко, особенно если при этом видите выражение лиц участников тренинга. Поэтому необходимо иметь четкое представление о том, что будет говорить и делать тренер на каждом этапе занятия. Обсуждая действия тренера, приведите как можно больше примеров.

4. Подготовьте листовки с тезисами. Сколько раз всем нам приходилось бывать на тренингах, где мы не могли прочесть ни строчки на маленьком экране под потолком! Краткое печатное изложение содержания видеоматериала поможет избежать возможной неловкости. Подготовьте стандартный вопросник, который должен будет заполнить каждый приглашенный вами тренер. Так вы поддержите качество рабочих материалов своего тренинга на высоком уровне.

5. Убедитесь, что листовок хватит на всех участников тренинга. Попросите тренера заранее принести или прислать вам листовку с тезисами и сделайте с нее достаточное количество ксерокопий. Делайте ксерокопии на обеих сторонах листа - берегите лес! 6. Узнайте, когда тренер собирается распространять листовки с тезисами. Если копии листовок доставлены заранее, узнайте, понадобятся ли они в самом начале тренинга или их надо будет раздавать на определенных стадиях тренинга.

7. Узнайте, какое оборудование понадобится приходящему тренеру. Спросите его, как должна быть оснащена комната. Понадобятся ли столы, на которых можно разложить печатные материалы? Нужен ли пульт дистанционного управления для видеомагнитофона? Тренер, которому понадобится часто останавливать видеозапись, чтобы прокомментировать ее, весьма огорчится, если ему придется постоянно вскакивать с места, чтобы выключать и включать видеомагнитофон.

8. Заблаговременно предоставьте тренеру хорошую карту местности с указанием маршрута. Согласитесь, что поиски нужного места по плохой карте - удовольствие небольшое, особенно для приглашенного тренера. Убедитесь, что карта имеет крупный масштаб, чтобы улицу и дом не пришлось искать с помощью лупы. Неплохо бы договориться, чтобы у другого тренера была та же карта, что и у вас, и чтобы на ней стрелочкой был указан хотя бы север (а то можно запросто перепутать верх и низ!).

9. Не опасайтесь прервать тренера, если это необходимо. Если вы видите, что аудитория полностью “отключилась” постарайтесь спасти ситуацию и вмешаться. Иногда можно пробудить внимание участников или помочь им понять, о чем идет речь, если задать несколько наводящих вопросов. Другой вариант - по-дружески поговорить с тренером во время перерыва на кофе.

10. После окончания занятия обязательно пошлите тренеру благодарственное письмо. Каким бы знаменитым не был приглашенный вами тренер, благодарность всегда приятна. Кроме того уместно послать некоторые высказывания участников об их впечатлениях.

Наши рекомендации