Исследование классного коллектива
Предлагаемая схема составления психолого-педагогической характеристики класса – ориентировочная. Она может быть взята за основу, дополнена или сокращена с учетом поставленных задач.
Примерная схема психолого-педагогической характеристики класса
I. Общие сведения.
· количество учащихся в классе, из них мальчиков и девочек;
· возрастной состав;
· количество второгодников;
· социальный состав класса;
· время возникновения классного коллектива, были ли слияния с другими классами, новички из других школ, смена классных руководителей и т.д.
II. Содержание и характер коллективной деятельности.
Учебная деятельность.
· успеваемость класса (количество отличников и хорошо успевающих учеников, наличие неуспевающих; место, занимаемое классом среди других по успеваемости);
· наличие контроля за отметками отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива и всего коллектива, взаимопомощь, ее формы и организация
· степень соответствия общей подготовленности, умственного развития учащихся, работоспособности и успеваемости, чем можно объяснить картину успеваемости класса?
· вид (наличие личностной, ситуативной мотивации, отсутствие учебной мотивации) и степень сформированности мотивационной сферы учащихся (наличие познавательных (личностных) интересов к учебной деятельности; проявление интеллектуальной самостоятельности и инициативы в учебной деятельности; заинтересованность и активное включение в решение проблемной ситуации на уроке; интерес к трудному материалу; умение преодолевать посильные трудности учебной деятельности; понимание смысла и важности учебной деятельности; стремление к улучшению результатов учебной деятельности);
· организованность и дисциплина класса (общая характеристика поведения учащихся на уроках, во время проведения внеклассных мероприятий; соблюдение школьного режима; выполнение учениками единых требований со стороны учителей);
· отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, списывания, подсказки и пр.);
2.Жизнь коллектива вне учебных занятий.
· степень активности, место и роль класса в жизни школы, особенности его взаимоотношений и взаимодействия с другими классами и группами как в школе, так и вне школы;
· особенности общественной активности класса в целом и отдельных ее членов (отношение к общественным поручениям, мотивы выполнения, потребность в общественной деятельности);
· целесообразность общественных поручений в классе;
· участие в школьных кружках и секциях; в кружках и секциях внешкольных воспитательных учреждений (ДТЮ, спортивных, музыкальных, художественных школы, клубов, домов культуры);
· участие в детских движениях;
· интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту и т.д., формы проявления этих интересов – проведение читательских конференций, диспутов, посещение театра, кино с последующим обсуждением увиденного;
· наличие традиций, правил, ритуалов классного коллектива;
· творческие дела класса;
Общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива.
· виды труда, характер и результативность его выполнения;
· степень легкости – трудности в организации учащихся класса на выполнение общественно-полезных дел; наличие заинтересованности в успехе совместной деятельности и проявление сознательной дисциплины;
· связь с подшефными группами, формы ее выражения;
· профессионально-трудовая направленность учащихся (для старшеклассников);
· влияние на класс родительской общественности;
III. Руководство классным коллективом и его организация.
Характеристика актива класса.
· выборный актив класса, староста, органы самоуправления;
· авторитет актива, его умение организовать класс на решение важнейших учебных и общественных задач;
· личностные особенности активистов (специфика мотивационно-потребностной сферы, организаторские, коммуникативные способности и пр.);
Характеристика неформального лидерства.
· наличие в коллективе неформальных лидеров (по результатам референтометрии);
· характер и причины влияния на класс;
· отношение к ним актива;
· необходимость и возможные пути коррекции их влияния педагогом;
Особенности межличностных отношений внутри класса.
· эмоциональные связи в группе, конфигурация социометрических статусов («звезды», «предпочитаемые», «избираемые», «игнорируемые», «отверженные»), взаимность выборов, коэффициент благополучия отношений, коэффициент удовлетворенности общением (по результатам социометрии);
· наличие «отверженных», причины отвержения, возможные меры и контрмеры по изменению неблагополучного положения учащегося в классе;
· наличие-отсутствие группировок (мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, влияние на коллектив, отношения между группировками, причины изоляции) (по результатам социограммы);
· мера чувств защищенности, безопасности, доверия (по результатам коэффициентов 1-4 социометрии);