Высший уровень перцептивной психики
В эту группу входят хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии и все
остальные животные
Хрящевые рыбы: акулы могут ориентироваться по отдельным свойствам объекта:
чувствуют запах крови на расстоянии нескольких километров. Существует два
вида акул — катраны и кошачьи акулы, сходные по строению, но различные по
обучаемости (пропущено).
Рептилии более подвижны, чем амфибии. Появляется кора полушарий- мозг
освобождается от непосредственной связи с рецепторами, сигналы переключаются
через происходит обобщение информации, поступающей в мозг от разны органов
чувств — более полное взаимодействие со средой. Взаимодействие со средой: в
пищевом поведении наблюдаются более cложные формы заботы о потомстве.
Поведение врожденное, но с опытом модифицируется. Пластичность поведения. В
основном изучались черепахи. Они различают форму, вертикальные и
горизонтальные полосы (70-80 проб), но задачи на выявление абстрактного
признака "неодинаковое" (3 изображение: 2 одинаковых, 1 — отличное) решать не
способны. Выучивание одного признака, нет способности к переносу. Опыт не
может быть использован для решения других задач того же типа. Лабиринт:
черепахи выучиваются проходить 4-6-тупиковый лабиринт, т. к. в природе они
сталкиваются с подобными ситуациями (норы). Экстраполяция: преодоление
преграды+способность предвидеть направление перемещения корма. Не все — около
половины черепах, и сухопутные лучше. Эта группа, по сравнению с амфибиями,
более прогрессивная (НС и образ жизни), поэтому способность к научению
развита лучше, хотя есть недостатки.
У птиц взаимосвязь со средой более сложная и разнообразная, птицы намного
подвижнее, активны круглый год (тепло кровность), взаимосвязи в сфере питания
определяются теми объектами питания, которые вид использует. У некоторых
видов объекты питания — крупные животные, процесс поимки которых очень
сложен. Некоторые птицы научились использовать примитивные орудия для
разделывания пищи (кактусы, палочки, камни). Взаимосвязи в сфере заботы о
потомстве тоже сложнее. Выбор места для гнезда, охрана территории,
выкармливание и обучение птенцов — в этих сферах врожденные и приобретенные
элементы поведения тесно связаны. Впервые птицы могут обогащать свой опыт
через наблюдение. Птенцы стервятников, как только начинают ходить, исследуют
камни. Если подложить яйцо страуса, птенцы начинают бросать в него камни, с
каждым разом точнее и сильнее. Это индивидуальное. Дополнение к врожденному
поведению: интерес к камням есть и у детенышей, которые развивались без
сверстников. Имитационное научение: групповые птицы наблюдают за поведением
друг друга, и если одна особь научилась делать что-то новое и полезное,
остальные получают опыт через подражание. Пластичность поведения очень
высока, ассоциативные связи часто вырабатываются с 1-2 сочетаний, т. к. птицы
отличаются большой наблюдательностью, замечают изменения в ситуации и
связывают эти изменения с собственными действиями. Помнят выученное гораздо
дольше: куры, утки и гуси помнят сигнал о пище около 3 месяцев. Птица
различаются по уровню психического развития. Наиболее примитивные птицы —
курицы, наиболее развиты — вороны. Именно у птиц впервые появляется игра, как
у молодняка, так и взрослых особей. У молодняка игра тесно связана с
особенностями образа жизни. Хищники в игре имитируют охоту, воронята активно
играют с предметами. Особенно разнообразна такая игра в условиях города, где
птицы могут использовать предметы: катание, отнимание. Локомоторно-
манипуляционная игра: ворона кидает по водосточной трубе камень и внизу
пытается его поймать. Развито исследовательское поведение (его трудно иногда
отличить от манипуляционной игры, т. к. часто одно перерастает в другое). В
экспериментальных ситуациях птицы легко обучаются различным инструментальным
действиям, эти навыки образуются очень быстро (до 10 сочетаний). Например,
голуби учатся дергать за рычаг, чтобы получить пищу. Кроме того, есть
способность к различению количество предметов. Способность к ситуационному
звукоподражанию (особенно развита у скворцов Майна и попугаев). Птицы
способны связывать звуки с обстановкой и в дальнейшем издавать эти звуки в
подобной ситуации.
Возможности органов чувств у млекопитающих: исключительная острота органов
чувств, способность к различению минимальных концентраций химических веществ,
способность к тончайшей зрительной дифференцировки. Обоняние: собаки
используются для распознания (обнаружения) преступников по запаху, но
способны и к более тонкой дифференцировке: они могут по запаху человеческого
волоса (до 5 см), концентрированного на абсорбенте, отличить преступника,
могут различить одно-яйцевых близнецов, могут распознать наличие болезни
(шизофрения) у человек, различают индивидуальный запах холоднокровных
животных. Выяснилось, что лошади могут научится наблюдать за малейшими
непроизвольными движениями человека (руки, ноги, голова), его мимикой, и
связывать эти движения с решениями задач, которые ставит животному человек.