Задание 7.2 ГРУППОВОЙ ПИРОГ
Целью этого упражнения является анализ структуры вашей группы.
Представьте себе, что нарисованный ниже круг — это круговая диаграмма, представляющая членов вашей учебной или дискуссионной группы, и разделите ее, как пирог, на куски (по одному на человека). Размер каждого куска должен отражать размер вклада каждого человека в деятельность группы. Обязательно отрежьте кусок и для себя и для вашего преподавателя и обозначьте на каждом куске фамилию и инициалы того, для кого он предназначен.
1. Какими критериями вы пользовались для определения размера вклада каждого человека в деятельность группы (например, сколько он говорит, качество его высказываний, количество интересных вопросов, влияние на других)?
2. Расскажите, каким образом вы делили пирог. Дали ли вы всем одинаковые куски, или вы дали некоторым людям куски значительно большего размера, чем другим?
3. Назовите трех человек, которые получили самые большие куски. Действовали ли они как лидеры группы? Если да, то опишите те аспекты их лидерского поведения, которые не указаны в пункте 1.
4. Как вы оценили себя по сравнению с другими членами группы? Какую роль вы играли в группе? Как вы вели себя во время групповых дискуссий?
Задание 7.3 ПОВЕДЕНИЕ ТОЛПЫ
Цель задания заключается в наблюдении и сравнении поведения толпы различных типов. Выберите две ситуации, когда собирается толпа с одной и той же целью — в данном случае, послушать музыку. Например, вы можете выбрать рок-концерт и концерт классической музыки. Во время концертов понаблюдайте за аудиторией и оцените ее поведение по нескольким общим показателям с помощью 5-балльной шкалы. Поскольку невозможно одновременно наблюдать за каждым человеком, то вы будете наблюдать за всей аудиторией сразу и выставлять ей общую оценку. Выберите три момента времени в течение концерта (одни и те же моменты в ходе каждого концерта — например, конец музыкального отрывка, пауза между номерами и так далее) и оцените поведение аудитории. Занесите результаты своих наблюдений в таблицу по образцу табл. 7.2.
Ключ: 1 = мало или нет 3 = умеренная степень 5 = очень много
Таблица 7.2 | |||
№ концерта | Момент 1 | Момент 2 | Момент 3 |
Количество разговоров | |||
Количество криков | |||
Количество физических движений |
Количество физических контактов и прикосновений
Степень активности аудитории (пение, подпевание, танцы, махание руками в - такт музыке и т. п.)
Прочее
1. Какие модели поведения наиболее характерны для аудитории на каждом из концертов?
2. Каковы, по вашему мнению, причины различий в поведении аудитории?
3. Как бы вы охарактеризовали настроение или «групповое чувство» каждой из этих аудиторий? Как эти настроения связаны с поведением аудитории?
4. Как можно применить результаты вашего анализа к другим ситуациям с участием толпы?
CОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Люди уже давно поняли, что окружающая среда оказывает влияние на их чувства и поведение. Например, принято считать, что на настроение человека может влиять погода. Всем нам приходилось слышать или самим высказывать замечания вроде «В дождливые дни у меня плохое настроение» или «Мне радостно, когда светит солнце». Как только после холодной и мрачной зимы наступают первые теплые дни, в колледжах и во многих других местах часто начинают свирепствовать «весенняя лихорадка» 2и весеннее безрассудство. Считается, что сильная жара усиливает межличностную агрессию, а лунный свет часто связывают с психическими расстройствами. Рабочую, домашнюю и игровую обстановку часто рассматривают как фактор, от которого зависит психологическое благополучие человека. Сколько раз вы слышали, как кто-нибудь говорит: «Терпеть не могу работать во внутреннем офисе, где нет окон», или «Меня подавляют эти бесконечные стены казенного зеленого цвета», или «Мне всегда весело, если в комнате много цветов»?
Хотя физическая среда имеет определенное значение, люди являются общественными существами и поэтому находятся под гораздо более сильным влиянием социальной среды. Если рядом с вами любимый человек и вы ведете с ним приятный разговор, то вряд ли вы заметите, что день дождливый. • И наоборот, даже если светит солнце, но у вас только что произошла неприятная ссора с дорогим другом, вряд ли вам будет радостно. В комнате без окон и цветов вам все равно будет весело, если вы работаете в группе динамичных, увлеченных и дружелюбных людей. Статьи этой главы показывают, сколь огромным может быть влияние каждого из социальных элементов, сочетание которых определяет
общую окружающую обстановку.