Задание 5.3 ТЕНДЕР И КОММУНИКАЦИЯ
Как человек передает свои личные мысли и чувства другому человеку? Зависит ли стиль коммуникации от пола говорящего и/или пола слушателя? Это задание предназначено для того, чтобы вы попытались ответить на эти вопросы. Вы будете наблюдать за разговорами пар испытуемых одного или разного пола и записывать характерные особенности речи обоих партнеров. Собранные вами данные вместе с данными других студентов вашей группы позволят вам оценить зависимость стиля коммуникации от трех независимых переменных: от пола говорящего (можно ли считать, что мужчины и женщины по-разному разговаривают с людьми?), от пола адресата (можно ли считать, что люди по-разному раз-говаривают с мужчинами и с женщинами?) и от полового состава пары (можно ли считать, что люди говорят с собеседником своего пола не так, как с собеседником противоположного пола?).
Точность ваших результатов будет зависеть от того, насколько вам удастся сохранить постоянство других основных переменных. Поэтому перед началом сбора информации вам и вашим товарищам надо принять определенные решения о том, за кем и где вы будете наблюдать. Принимая эти решения, вам необходимо учитывать, в какой обстановке вы будете наблюдать за разговорами пар. Место, где проводятся наблюдения, должно быть общественным и легко доступным (так, чтобы можно было услышать разговоры, не вторгаясь в частную жизнь говорящих), привлекать много пар людей (одного пола и разного пола), и это должно быть место, где люди обычно много разговаривают (избегайте залов для занятий и библиотек). Хорошими примерами таких мест являются многолюдные кафе и комнаты отдыха в общежитиях. Стиль коммуникации будет сильно зависеть от возраста и статуса партнеров в паре, поэтому выберите для наблюдения людей примерно одинакового возраста, имеющих одинаковый статус (например, студенты примерно одинакового возраста). Коммуникации между знакомыми и незнакомыми людьми также осуществляются по-разному, поэтому вы должны решить, за парами какого типа вы будете наблюдать. Вам надо также решить, в течение какого времени вы будете наблюдать за каждой парой (например, одну минуту, три минуты).
Какие конкретные речевые характеристики вы выберете в качестве зависимых переменных? Ниже перечислены несколько возможных вариантов. Не выбирайте слишком много переменных, поскольку вам будет трудно одновременно оценивать каждую из них. После того как ваша группа решит, какие характеристики вы будете наблюдать, вам надо разработать общие формулировки основных определений (например, что означает «изменение темы»?) и процедуры оценки каждой характеристики. Внесите названия переменных и форму оценки каждой из них в бланки для результатов наблюдений (см. табл. 5.2). Желательно, чтобы вы провели наблюдения минимум за тремя парами: женщина—женщина, мужчина— мужчина и мужчина—женщина. Запишите оценки на бланках и принесите заполненные бланки на занятия, чтобы можно было объединить результаты и провести их статистический анализ.
Коммуникационные переменные 1. Время разговора. а) Как часто говорит данный собеседник.
б) Как долго он говорит каждый раз (для измерения этого времени нужен секундомер).
2. Прерывание собеседника.
а) Завершение фразы за собеседника.
б) Преждевременные ответы (человек начинает говорить до того, как его собеседник закончил). в) Неуместные замечания или смена темы.
3. Смена темы.
а) Введение новой темы.
б) Развитие новой темы, введенной собеседником.
4. Вопросы (иногда на них указывает только интонация).
а) С целью критики.
б) С целью получения информации или помощи. в) С целью выразить сомнение.
5. Просьбы.
а) Императивные («Принеси кофе»).
6) Вежливые («Будь добр, принеси кофе»).
в) Обычные обращения, связанные с желанием что-либо получить («А еще кофе не осталось?»). г) Намеки («Я бы выпил немного кофе»).
д) Обоснования, поддерживающие просьбы.
6. Проявления уступчивости.
а) Согласие, игнорирование или отказ в ответ на просьбу.б) Согласие с мнениями, несогласие или компромисс.
7. Интенсификаторы (слова, увеличивающие силу утверждения) «очень», «определенно», «несомненно»...
8. Проявления уклончивости (слова, уменьшающие силу утверждения) «вроде бы», «похоже, что»,
«немножко», «как бы», «я предполагаю», «я догадываюсь»...
9. Вопросы, следующие за утверждением. «Так и надо делать, не правда ли?»...
Таблица 5.2 Наблюдение стиля коммуникации
Пара 1: А: М Ж Б: М Ж
Название переменной А Б
ЗП1
ЗП2