Методы оценки личностных, деловых и профессиональных качеств при подборе персонала
Оцениваются качества на должность старшего продавца магазина предприятия «Татис» из числа претендентов с помощью оценки деловых качеств кандидатов. При этом используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств: общественно-гражданская зрелость; умение работать с людьми; уровень знаний и опыт работы; умение работать с документами и информацией; организаторские способности; отношение к труду; умение своевременно принимать и реализовывать решения; способность увидеть и поддержать передовое; морально-этические черты характера.
Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.
После этого экспертами проводится работа по определению наличия качеств у кандидатов на вакантную должность и степень обладания ими каждым кандидатом по каждому качеству. Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, занимает эту должность.
Для определения показателя оценки профессиональных и личных качеств работника (П) производится оценка проявления каждого из признаков с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов (Приложение 12 и Приложение 13).
Каждый признак профессиональных и личных качеств (для старшего продавца магазина «Татис» n=5 и продавца-консультанта n=6) имеет 3 уровня проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка=1.0, ниже среднего=0.75, выше среднего=1.25. Оценка всей совокупности признаков производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость:
где: i – порядковый номер признака;
j – уровень проявления признака;
aij – количественная мера признака у работника;
Xi – удельная значимость признака в общей оценке.
Существуют различные методы оценки личностных качеств и эффективности работы менеджеров. Определяя личностные качества испытуемых, мы использовали методику экспертной оценки качеств руководителей разработанную нами на основе методики Шипунова В.Г., Кишкель Е.Н[38].
Для объективности оценки качеств личности продавца образуется экспертная группа: для старшего продавца – в составе 4 продавцов-консультантов и 4 кассиров; для товароведов – в составе 3 операторов и 4 кассиров.
Организатор исследования проводит инструктаж экспертов (индивидуальный или групповой) с целью объяснения задач и процедуры проведения данной работы. После инструктажа организатор выдает экспертам на каждого оцениваемого анкету, в которой содержится набор подлежащих оценке качеств, указываются фамилия, имя, отчество оцениваемого и другие данные.
Оценка производится по пятибалльной системе: «5» – выставляется, если качество проявляется постоянно, «4» – качество проявляется почти всегда, «3» – количество проявлений и не проявлений качества одинаково, «2» – качество проявляется редко, «1» – качество проявляется крайне редко или не проявляется совсем, «0» – оценить невозможно.
Так же каждый испытуемый дает оценку к своим качествам. На основании оценок экспертов и самооценки старшего продавца выводится средняя оценка по каждому качеству и средняя оценка по группе качеств. Например, средняя оценка общечеловеческих качеств личности длятовароведов – 4,7 балла. При построении диаграмм учитываются только средние оценки.
По окончании работы организатором заполняется бланк опроса экспертов (Приложение 14). Результаты данного исследования изображены в диаграммах оценки качеств старшего продавца, товароведов (диаграммы 1 и 2). Средняя оценка общечеловеческих качеств старшего продавца – 4,3 балла; психофизиологических свойств – 4,5; деловых качеств и организаторских способностей – 4,1; коммуникативных качеств – 4,5 балла; профессиональных знаний – 4,5 балла. Результаты на диаграмме 1.