Характеристика деловых и личностных качеств учителя, способствующее профилактике конфликтов

Чтобы успешно выполнять свою деятельность педагог должен обладать определенными деловыми и личностными качествами, которые будут помагать его работе.Педагогическая профессия относится к профессиям типа “человек - человек” (в авторской классификации Е.А.Климова)[3].

Основные характеристики данного типа:
- умение руководить; учить, воспитывать, умение осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей;
- умение слушать и выслушивать;
- широкий кругозор;
- речевая культура;
- “душеведческая” направленность ума (наблюдательность к проявлению чувств, ума, характера человека; его поведению; умение мысленно представлять, моделировать внутренний мир одного человека;
- педагогический оптимизм (вера в то, что человек всегда может стать лучше);
- способность к сопереживанию (эмпатия);
- наблюдательность;
- умение решать нестандартные ситуации общения;
- высокая степень саморегуляции.
Рассмотрим более подробно особенности деловых и личностных качеств учителя в соответствии с моделью, разработанной Л.С. Спириным.
Профессиональные потребности учителя.
- потребность в общении с учащимися и их родителями;
- потребность в овладении (углублении и расширении) педагогическими и психологическими знаниями, умениями, навыками;
- потребность в постоянном пополнении своих специальных знаний;
- потребность в общественной работе по созданию обстановки милосердия, гуманизма;
- потребность в эстетическом оформлении жизни.
Черты характера, выражающие гражданскую и профессиональную направленность:
- патриотизм;
- любовь к детям;
- милосердие; миролюбие; гуманизм;
- принципиальность;
- коллективизм;
- профессиональное новаторство;
- профессиональная работоспособность;
- общительность, толерантность, стремление к сотрудничеству с разными людьми.
Интеллектуальные черты:
- общая эрудиция;
- педагогическая внимательность;
- педагогическая наблюдательность;
- хорошая память;
- сообразительность;
- глубина, широта, гибкость, оригинальность ума;
- развитость речи;
- чувство юмора.
Нравственные черты характера, отражающие отношение к себе и другим:
- ответственность;
- душевность; доброжелательность;
- приветливость;
- доверие; отзывчивость; выдержка;
- внимательность; разумная требовательность, справедливость;
- снисходительность, терпеливость;
- эмпатия, сочувствие, сострадание;
- чувство собственного достоинства;
- совестливость; трудолюбие;
- профессиональная гордость; уверенность в себе;
- требовательность к себе и другим;
- скромность; простота; искренность; открытость;
- прямота; тактическая верность слову.
Нравственные черты, отражающие отношения к работе:
- трудолюбие; самообладание при решении педагогических задач;
- деловитость; целеустремленность, инициативность;
- добросовестность; обязательность;
- способность объективно оценивать результаты работы;
- новаторство, творчество.
Волевые черты характера:
- целеустремленность;
- самостоятельность;
- организованность; собранность;
- решительность; смелость.
Эмоциональные черты характера:
- эмпатия; эмоциональная отзывчивость на события детства и юности;
- оптимизм, бодрость;
- веселость;
- необидчивость; нераздражительность;
- доброжелательность.

В любом педагогическом опыте имеется две стороны, два слоя: объективный - это набор методов и приемов работы, которые традиционно используются, и личностный - это то, как данный преподаватель в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует. Владеющий педагогическим мастерством преподаватель, объективная сторона работы которого ничего принципиально нового не содержит, вполне может быть и чаще всего бывает мастером своего дела, ибо имеет свой индивидуальный стиль[2].

1. Индивидуальный стиль работы преподавателя при котором конфликты будут сведены к минимуму может быть охарактеризован следующим образом.

Содержательные характеристики: преимущественная ориентация преподавателя на процесс и результаты обучения, адекватность планирования учебно­воспитательного процесса, оперативность в использовании средств и способов педагогической деятельности, рефлексивность

Динамические характеристики: гибкость, осторожность, устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации, стабильно положительно-эмоциональное отношение к учащимся, отсутствие личностной тревожности;

Существуют так же различные педагогические стили, наиболее благоприятными являются следующие из них:

Эмоционалоно-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, преподаватель адекватно планирует учебно - методический материал, не упуская закрепления и запоминания, включая повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность преподавателя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Преподаватель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательность, а особенностями самого предмета.

Рассуждающе - импровизованный. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексии. Сам преподаватель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на обучаемых косвенным путем, давая возможность детально оформить ответ. Создание атмосферы психологической поддержки.
Подводя итоги хочется отметить важность целого комплекса различных качеств и умений, которые будут так же тесно связаны со стилем преподавания и взаимодействия педагога, только в при таком сочетании возможна эффективная работа педагога и как следствие профилактика конфликтной деятельности.

Наши рекомендации