Классификация психических состояний

Любой признак психического состояния может быть положен в основе классификации. Но напомним, что задача любой классификации как научного метода познания заключается не только в том, чтобы выявить или указать признаки, по которым можно классифицировать психические состояния. Необходимо систематизировать наиболее важные из них так, чтобы принципы их систематизации отразили сущность самого явления.

В основе классификации Н. Д. Левитова лежит подразделение состояний по аналогии с дифференциацией психических процессов – состояния, характерные для умственной, эмоциональной, волевой деятельности, а также характерологические и психические состояния, возникающие в труде. Кроме того, Н. Д. Левитовым предложены ещё несколько возможных оснований для классификации:

а) Личностные и ситуативные;

б) Более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека;

в) Положительно и отрицательно действующие на человека;

г) Продолжительные и краткие;

д) Более или менее осознанные;

е) Патологические.

Опираясь на систему психических понятий и логико-семнатический анализ, В. А. Ганзеном предложена классификация психических состояний на основе эмоционально-аффективной и волевой составляющей.

I. Волевые состояния («разрешение – напряжение»)

1) Практические состояния;

а) Положительные: эмфазия (вдохновение), водушевление, подъём, мобилизация, врабатывание, готовность (установка), активация;

б) Отрицательные: прострация, переутомление, утомление, монотония, пресыщение, усталость.

2) Мотивационные состояния;

а) Органические: гипоксия, жажда, голод, сексуальное напряжение;

б) Ориентировочные: сенсорная депривация, скука, заинтересованность, любопытство, удивление, сомнение, озадаченность, тревога, страх, ужас, паника.

II. Аффектные состояния («неудовольствие – удовольствие»)

1) Гуманизация состояния;

а) Положительны: симпатия, синтония, дружба, любовь, восхищение:

б) Отрицательные: антипатия, асинтония, вражда, ненависть, возмущение.

2) Эмоциональные состояния;

а) Положительные: атараксия (полное спокойствие), радость, наслаждение, счастье, эйфория, экстаз;

б) Отрицательные: волнение, грусть, тоска, печаль, горе, страдание, негодование, гнев, ярость.

III. Состояния сознания («сон – активация»)

1) Состояния внимания : рассеянность, синойя (сосредоточенность), гиперпрозекция (повышенное внимание).

А. О. Прохоров разработал свою классификацию психических состояний личности, которая имеет такой вид:

1) деятельность: состояния, улучшающие и ухудшающие выполнение деятельности;

2) взаимоотношения и общение: состояния, улучшающие или ухудшающие взаимоотношения и общение;

3) личность (характер, система отношений к действительности): состояния, обусловленные положительным и отрицательным отношением к действтельности;

4) биологические структуры личности: положительные и отрицательные психофизиологические (функциональные) состояния;

5) эмоциональные компоненты характера: положительные и отрицательные эмоциональные состояния;

6) волевые черты характера: положительные и отрицательные черты характера;

7) интеллектуальные черты характера: положительные и отрицательные черты характера.

Принадлежность психического состояния к конкретному вид осуществления по принципу доминирования того или иного компонента в структуре состояния. При этом одно и то же состояние может входить в разные подразделы: например, может относиться к положительным деятельностным состояниям и к положительным состояниям общения и взаимоотношений.

По мнению К. К. Платонова, все психические состояния в зависимости от целей их изучения могут различаться на основе трёх критериев.

1. Первый критерий позволяет различить состояния по преобладанию в их структуре того или иного вызывающего их психического процесса. По первому критерию все психические состояния подразделяются на:

а) Гностические – любознательность, удивление, изумление, сосредоточенность, сомнение, озадаченность и т.д.

б) Эмоциональные – радость, грусть, страх, страсть, бодрость, отчаяние и т.д.

в) Волевые – активность, пассивность, решительность, уверенность, сдержанность и т.д.

2. В основе второго критерия лежит вид деятельности, в котором проявляются психические состояния. Соответственно все состояния можно разделить на:

а) Трудовые – готовность, вялость, вдохновение, энергичность, деловитость, усталость и т.д.

б) Учебные – возбуждённость, сосредоточенность, рассеянность, заинтересованность, внимательность и т.д.

в) Спортивные – собранность, расслабленность, подвижность, скованность, бодрость, вялость и т.д.

3. Третий критерий связан с тем влиянием, которое состояния оказывают на деятельность. Относительно этого критерия все состояния подразделяются на:

а) Оптимальные – наиболее соответствующие тому или другому виду деятельности;

б) Стрессовые или перевозбуждения;

в) Депрессивные

Кроме классификации по трём вышеперечисленным критериям психические процессы также можно различить по длительности их протекания (продолжительные или кратковременные), по степени их воздействия на личность и организм человека (глубокие или поверхностные), а также на высоко- и низкоосознаваемые.

Наиболее распространённым видом эмоционального состояния является фрустрация. Это так называемое критическое, или стрессовое, состояние имеет большое значение для жизнедеятельности человека.

Наши рекомендации